Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы становления исполнительского мастерства скрипача на начальном этапе обучения.............................................7
1.1. Стратегия и тактика обучения ребенка в скрипичном классе......................7
1.2. Комплексное развитие музыкально-исполнительского мышления и технологических навыков.....................................................................................16
1.3. Формирование скрипично-исполнительского мастерства на начальном этапе обучения.......................................................................................................31
Выводы по первой главе.......................................................................................40
Глава 2. Системный подход к становлению исполнительской техники на начальном этапе обучения игре на скрипке……………………………………42
2.1. Системный характер исполнительской техники…………………………..42
2.2. Необходимые условия формирования исполнительской техники…….…50
2.3. Организация обучения, направленного на формирование технических навыков игре на скрипке на начальном этапе обучения…………………...….53
Выводы по второй главе………………………………………………………....60
Заключение……………………………………………………………………….61
Список используемой литературы…………………………………………..….63
... Объект исследования — широко понимаемое мастерство скрипача как искусство исполнительского творчества — необходимое условие продуктивной культурно-художественной деятельности. Предмет исследования — методолого-теоретическое обоснование возможности, принципов, путей и средств формирования-развития фундаментальных основ исполнительского мастерства скрипача на начальных этапах учения.
Согласно цели, объекту и предмету исследования в работе решаются следующие задачи:
- выявить теоретико-методологические основы становления исполнительского мастерства скрипача на начальном этапе обучения;
- обосновать системный подход к становлению исполнительской техники на начальном этапе обучения игре на скрипке;
- разработать систему обучения, направленного на формирование технических навыков игре на скрипке на начальном этапе обучения. ...
Охарактеризованный здесь широкий и целостный подход к проблеме интенсивного формирования развития основ исполнительского мастерства на начальных этапах музыкального обучения относится, мы полагаем, не только к области скрипичного искусства, к скрипичной педагогике. Он представляет собой определенный взгляд на доселе не использованные возможности сложившейся в нашей стране широкой практики начальных музыкально-инструментальных занятий детей как системы специализированного воспитания и обучения музыканта.
Система эта может иметь два социально ценных результата. Первый — современно подготовленный музыкант-профессионал: концертный исполнитель, ансамблист, оркестрант, педагог. Второй — образованный музыкант-любитель, который в идеале должен отличаться от первого лишь материальным источником своего жизненного существования. И еще, пожалуй, тем, что указанная выше триада детерминант овладения исполнительским мастерством существует для музыканта-любителя в своеобразной инверсии: от овладения технологическим мастерством через развитие музыкально-инструментального мышления — к творчеству жизни.
1. Берлянчик М. М. Основы формирования исполнительского мастерства скрипача: Исследование / Новосиб. коне., Магнит, музпединститут. 1993.
2. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки: эволюция и современные тенденции реализации: Автореф. дие. ... д-ра пед. наук. М., 1992.
3. Берлянчик М.М. Основы воспитания начинающего скрипача. М., 1997.
4. Благовещенский И. 17. Из истории скрипичной педагогики. Минск, 1980.
5. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб, 2007.
6. Волкова Т. Формирование навыка вибрато у скрипачей / Скрипка, альт: история, музыкальное наследие, педагогика. М., 1990.
7. Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики / Сост. С. Сапожников. М., 1968. ...