Введение 3
1. Теоретические основы изучения развития навыков общения у младших
школьников 7
1.1. Понятие общения в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности развития навыков общения у детей младшего школьного
возраста 14
1.3. Игра как средство развития навыков общения у детей младшего
школьного возраста 19
Выводы по Главе 1 26
2. Экспериментальная деятельность по развитию навыков общения у детей младшего школьного возраста 17
2.1. Методическая организация исследования. Результаты констатирующего
эксперимента 27
2.2. Организация и проведение формирующего
эксперимента 36
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждения 47
Выводы по Главе 2 52
Заключение 54
Список используемых источников 56
Приложения 60
Актуальность исследования. Главная задача, поставленная сегодняшним обществом перед школой, состоит в подготовке высокообразованных, предприимчивых, нравственных людей,
самостоятельно принимающих решения. Исходя из обозначенной задачи, мы делаем вывод о том, что у школьников необходимо развивать навыков общения.
Учёные считают, что около 60% нашего времени занимает процесс общения. Общаться нам необходимо как в личной жизни, так и в профессиональной. Данные навыки помогают установить хорошие взаимоотношения с людьми, а также является залогом успешной профессиональной деятельности. Общение требует определённых знаний, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями.
Младший школьный возраст является оптимальным периодом для активного развития общения между собой, а также социальному поведению, усвоения речевых и навыков общения. Для того чтобы посодействовать младшим школьникам справиться со сложными задачами, которые их окружают, необходимо позаботиться о своевременном и полноценном развитии навыков общения.
Теоретические основы развития навыков общения личности в философском аспекте рассматривались в работах А.А. Бодалёва,
A. А. Брудного, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, В.Н. Мясищева, Н.И. Шевандрина, Я.А. Яноушека и др.
Исследования И.П. Иванова, О.С. Газмана Д.В. Григорьева,
B. А. Караковского и др. показали, что наиболее удачными для развития навыков общения младших школьников являются игровые технологии. Игра как средство воспитания рассматривалась в трудах А.С. Макаренко,
C. А. Шмакова, Д.Б. Эльконина.
Игра является одной из удивительных и уникальных форм обучения. Игры зачастую украшают и придают позитивный настрой монотонному процессу обучения. Они активизируют все умственные процессы и функции психики ребенка. Игра, так же способствуют быстрому закреплению нового материала и помогают учащимся применять эти же знания в новых условиях, таким образом, дети проходят через некую своеобразную практику и это делает рабочий процесс разнообразным и интересным.
Игра - единственный вид деятельности, который удовлетворяет естественное желание ребенка проявить себя, самоутвердиться. Посредством игры он учится понимать и объяснять окружающий его мир, и ему необходимы контроль и руководство учителя. Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга задач, причем ведущая функция игры определяется её дидактическими целями. Но не следует забывать и том, что учение - это особая деятельность, допуская игру, оно требует и других условий, часто это тяжёлые условия, исключающие игровые мотивы. Ведь не всегда можно учиться только играя, получая удовольствие от игровых ситуаций и сказочных сюжетов. И все же ученными замечено, что, несмотря на то, что ведущим видом деятельности для младших школьников является учение, этот возраст по-прежнему является игровым. Именно в этом возрасте усиливается познавательная сущность их игровой деятельности. К этому возрасту у детей сформирован богатый игровой опыт, позволяющий им максимально проявить себя.
Для детей важно участие в играх. Оно способствует их нормальному самочувствию в общении со сверстниками. Поэтому учителю необходимо экспериментировать, играть с детьми, включать игру не только в праздники, но использовать её в любое время.
Цель: разработать и апробировать программу на основе игры, направленную на развитие навыков общения с помощью игровой деятельности.
Объект: процесс развития навыков общения у младших школьников.
Предмет: игра как средство развития навыков общения младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс развития навыков общения у младшего школьника будет результативным, если:
1) будет организована игровая деятельность;
2) будут использованы разные виды дидактических игр;
3) игры будут направлены на развитие умений слушать и слышать собеседника, строить аргументацию и правильно выстраивать диалог.
Для достижения цели нам потребуется выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Составить диагностический комплекс для изучения уровня развития навыков общения у учащихся начальной школы.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение уровня развития навыков общения .
4. Описать актуальные уровень развития навыков общения у младших школьников.
5. Составить и апробировать программу формирующего эксперимента направленного на развитие навыков общения.
6. Проследить различия в уровнях развития навыков общения младших школьников до и после формирующего эксперимента.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2. Тестирование.
3. Наблюдение.
4. Эксперимент.
5. Методы количественного и качественного анализа данных.
База исследования: МБОУ СОШ №10. В исследование приняли участие младшие школьники 3 «Б» класса, в количестве 29 человек, в том числе 15 мальчиков и 14 девочек в возрасте от 8 до 9 лет.
Работа апробирована на Всероссийской научно-практической конференции «Современное начальное образование: проблемы и
перспективы развития» в рамках XIX Международного научнопрактического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» в г. Красноярске 26 - 27 апреля 2018 года. По теме исследования имеется публикация.
Навыки общения - это навыки, с помощью которых можно устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми на основе внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностного общения. Навыки общения влияют на успешность ученика. Они формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочное время.
Младший школьный возраст является подходящим периодом наиболее активного обучения социальному поведению, усвоения речевых и навыков общения, а так же умению общаться между собой.
В ходе теоретического анализа психолога- педагогической литературы нами были изучены различные теоретические аспекты данной проблемы: это понятие «общение», а также особенности развития навыков общения с помощью дидактических игр в период младшего школьного возраста.
Для определения уровня развития навыков общения у детей младшего школьного возраста был составлен диагностический комплекс, выявлены критерии, определены и описаны показатели развития навыков общения.
В ходе исследования мы выявили, что в развитии навыков общения у детей младшего школьного возраста можно выделить три уровня: низкий, средний, высокий. В дальнейшем можно говорить о особенностях детей данного возраста
По результам констатирующего этапа высокий уровень развития навыков общения выявлен у 10% школьников, средний уровень у 72%, низкий уровень у 18%.
Полученные результаты легли в основу формирующего эксперимента, направленного на комплексное развитие навыков общения у младшего школьника. В разработанной программе представлены внеклассные занятия с использованием дидактических игр, направленные на развитие навыков 54
сотрудничества, умение слушать, умения строить диалог с собеседником, строить монологические ответы и умению аргументировать свою позицию.
Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что число детей с высоким уровнем развития навыков общения возросло с 10% до 38%, уменьшилось количество школьников со средним уровнем с 72% до 55 %, число среди детей с низким уровнем развития навыков общения уменьшилось с 18% до 7%. Дети с легкостью могут строить монологические высказывания, формулировать и аргументировать свою позицию, а также умеют хорошо слушать своего собеседника. Следовательно, программа, разработанная на основе комплекса внеклассных занятий, в основе которых легли дидактические игры, является эффективной в развитии навыков общения младшего школьника.
Исследование показало, что адекватное использование игры способствует осуществлению учебных и воспитательных целей. Соотношение игры с другими видами деятельности благотворно влияет не только на развитие личности ребенка, но и на умение общаться в группах. В учебном процессе ребенок усваивает новые межличностные отношения. Игра постепенно превращается в деятельность с определённой тематикой, содержанием и ролями, с четко очерченными взаимоотношениями между её участниками.
Составленная нами программа может быть полезна учителям и психологам, а также родителям, которые интересуются данной проблемой.
1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М. : Аспект Пресс, 2011. 236 с.
2. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников // Начальная школа - до и после. 2013. № 3. С. 75-79.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя М.: Просвещение, 2012. 153 с.
4. Бенвенист Э. Общая лингвистика М.: Просвещение, 2011. 325 с.
5. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком М.: Просвещение, 2012. С. 98.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 2012. 297 с.
7. Бориснев С.В. Социология коммуникации. М.: Просвещение, 2011. 250 с.
8. Брудный А.А. К теории коммуникативного воздействия. М.: Наука, 2012. 126 с.
9. Витгенштейн Л. Филологические исследования. М.: Просвещение,
2011. С. 87.
10. Выготский Л.С Избранные психологические исследования. СПб.: Питер, 2012. 458 с.
11. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Наука,
2011. 255 с.
12. Григорьева М.В. Развитие коммуникативных умений // Начальная школа. 2014. № 11. С. 36.
13. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. М.: Просвещение, 2011. С. 56-58.
14. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. СПб.: Питер, 2012. С. 12-13.
15. Зимняя И.А. Психологическая характеристика понимания речевого сообщения. М.: Просвещение, 2012. С. 54....50