ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ
ИНСТИТУТА СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1 Понятие, сущность и структура правового статуса судей 8
1.2 Конституционно-правовые гарантии и основные принципы статуса
судей в Российской Федерации 11
2 ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЕЙ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
2.1 Требования к кандидатам на должность судьи и порядок наделения
судейскими полномочиями 17
2.2 Дисциплинарная и материальная ответственность судей 27
2.3 Основания и особенности прекращения полномочий судьи 35
3 ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУДЕЙ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ
ПОДАРКА В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ СУДЕЙСКИХ ПОЛНОМОЧИЙ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Актуальность темы исследования. Судья является основной фигурой правосудия и носителем судебной власти. В связи с этим правовое положение судьи - важнейший фактор в деятельности суда как органа государственной власти.
Статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации)1, служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к ранее достигнутому.
За последние два десятилетия в Российской Федерации сформировалась целая система законодательства об организации и деятельности органов судебной ветви государственной власти и судейского сообщества. Уже достаточно много сделано для создания самостоятельной и независимой судебной системы, заложены основные принципы судоустройства, приняты процессуальные законы.
Вместе с тем, в правовой литературе неоднократно высказывались мнения, что в отношении судьи российские законы содержат лишь общие формулировки. «Тонкой настройки» законодательной регламентации статуса судьи до сих пор недостаточно. Правовые пробелы оборачиваются внеправовым поведением некоторых судей, что приводит к искажению мнения о суде и судьях в целом, формированию негативного отношения гражданского общества к российской судебной системе...
В заключение настоящей работы хотелось бы подчеркнуть, что главное в деятельности судьи - осуществление правосудия. Реализация этой функции - исключительное достояние судов, в которых ведущая роль принадлежит судье. Вот почему в присяге, которую приносит впервые избранный на эту должность судья, заложены слова: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи и моя совесть».
Закон о статусе судей устанавливает, что судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Судьи, когда речь идет об их статусе - это граждане, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Независимо от того, в суде какого звена судебной системы Российской Федерации осуществляет свою деятельность судья, выполняемые им функции одинаково важны для осуществления судебной власти на всей территории России. Поэтому в Законе о судебной системе специально подчеркивается, что единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается и единством правового статуса судей, независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют.
В этом законе определены требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи. Порядок отбора и наделения полномочиями, гарантии независимости и неприкосновенности судей, приостановление и прекращение полномочий судьи.
Единый правовой статус судей Российской Федерации не исключает и некоторых различий правового положения некоторых категорий судей. Закон «О статусе судей Российской Федерации» указывает, что особенности правового положения судей определяются Федеральными законами, а в случаях, предусмотренных Федеральными законами - также законами субъектов Российской Федерации. Особенности правового положения судьи Конституционного Суда Российской Федерации определяются Федеральным конституционным законом, специально посвященным этому суду.
Как итог работы хотелось бы подчеркнуть, что только в ситуации, когда суды по настоящему независимы и подчиняются только закону, обеспечивается подлинное уважение общества к суду, эффективная защита прав человека, гармония интересов личности, общества и государства, а соответственно и повышается авторитет суда, статус судей Российской Федерации.
1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием (с учетом поправок. Внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008, № 7-ФКЗ, от 05.02.2014, № 2-ФКЗ, от 21.07.2014, № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ . - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1 - ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.
3. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1 - ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 18. - Ст. 1589.
4. Федеральный конституционный закон РФ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета. - 1997. - 6 янв. - № 3.
5. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1 - ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (ред. от 30.10.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - 28 июн. - № 26. - Ст. 3170.
6. Федеральный конституционный закон от 07 февраля 2011 г. № 1- ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (ред. от 19.07.2018) // Российская газета. - 2011. - 11 фев. - № 29.
7. Федеральный конституционный закон от 05 февраля 2014 г. № 3- ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» // Российская газета. - 2014. - 07 фев. - № 27.
8. Гражданский кодекс Российской федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп.. вступ. в силу с 01.09.2018) (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 12.11.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 12.11.2018) // Российская газета. - 2001. - 22 дек. - № 249.
11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // Российская газета. - 2001. - 31 дек. - № 256.
12. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - 18 ноя. - № 146. - Ст. 4532.
13. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (ред. от 19.07.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2018. - 09 мар. - № 10. - Ст. 1391.
14. Федеральный закон от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 12.11.2018) // Российская газета. - 1992. - 29 июл. - № 170.
15. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (ред. от 22.10.2014) // Собрание законодательства РФ . - 1996. - № 3. - Ст. 144...47