Изучение типов нарушений в стилях семейного воспитания у работающих и не работающих матерей
|
Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования
1.1. Основные функции семьи. Структура семьи, ее варианты 7
1.2. Проблема семейного воспитания 15
1.3. Детерминанты материнских установок и стилей воспитания 33
1.4. Социально-психологический аспект проблем работающих и не
работающих матерей 39
Глава 2. Изучение различий типов нарушений в стилях семейного воспитания у работающих и не работающих матерей
2.1. Описание процедуры и методов исследования 52
2.2. Анализ диагностических данных 57
Выводы 71
Заключение 73
Список используемых источников 75
Приложение 1 79
Приложение 2
Глава 1. Анализ теоретических и эмпирических данных по проблеме исследования
1.1. Основные функции семьи. Структура семьи, ее варианты 7
1.2. Проблема семейного воспитания 15
1.3. Детерминанты материнских установок и стилей воспитания 33
1.4. Социально-психологический аспект проблем работающих и не
работающих матерей 39
Глава 2. Изучение различий типов нарушений в стилях семейного воспитания у работающих и не работающих матерей
2.1. Описание процедуры и методов исследования 52
2.2. Анализ диагностических данных 57
Выводы 71
Заключение 73
Список используемых источников 75
Приложение 1 79
Приложение 2
Семья является сложной системой отношений, правил, норм, традиций, которые отражаются на состоянии психического и психологического здоровья всех ее членов, особенностях их личности, возможностях развития. Прежде всего, это касается младших членов семьи, детей.
Семья как социальный институт имеет множество функций. В современном мире часть из них утрачивает свои позиции, другие становятся все более важными, смыслообразующими. К последним относится воспитательная функция.
Семейное воспитание - это управляемая система взаимоотношений старшего и младшего поколений. Ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Именно их действия, поступки в отношении детей, формы общения могут быть либо основой, базисом гармоничного развития детской психики и личностных качеств, либо препятствовать нормальному развитию.
Современные семьи очень различны по своему составу. Выделяют нуклеарные и полинуклеарные, полные и неполные, семьи с разным количеством детей. Но о какой бы семье не шла речь, роль матери в воспитании детей всегда определяющая. Для нормального развития ребенка необходима та мера любви и внимания к нему, которая появляется у женщины вместе с рождением ребенка.
Материнская любовь и забота - неотъемлемый компонент успешного развития и воспитания ребенка. Мера материнской заботы и любви зависит от ее личностных качеств и жизненного опыта. Личностное развитие женщины определяется ее личным опытом, полученным в родительской семье, моделью супружеских отношений, ее социальной и творческой активностью.
В современном мире все больше матерей совмещают работу и семью - это общая тенденция, как для России, так и для большинства европейских стран. И здесь важно соблюдение баланса между семьей и трудовой занятостью. Для этого необходимо чувство ответственности, видение перспективы, понимание того, что важнее в тот или иной период жизни детей. Но не только. Проблемы работающих матерей, социальные аспекты материнства, по большей мере, остаются в рамках частного дела семей. И это при том, что для подавляющего большинства населения России производственная занятость женщин, имеющих детей, является не только важнейшим полем личностной самореализации, но и основным источником дохода. Необходимы огромные усилия по снижению материальной уязвимости семей с детьми, активная политика в сфере занятости женщин- матерей. На наш взгляд это не должно ограничиваться системой материального вспомоществования. Для женщин, имеющих детей, необходимы такие условия трудовой занятости, которые позволят им не только решать материальные проблемы семьи, но и удовлетворять свои творческие потребности, развивать профессиональные способности и, при этом, уделять достаточное внимание воспитанию детей.
Есть мнение о том, что у неработающей женщины больше возможностей для правильного, гармоничного воспитания детей, так как она может полностью посвятить свое время ребенку и предотвратить появление в его жизни многих проблем. Однако и жизненная практика, и данные ряда исследований показывают, что профессиональная занятность матери сама по себе не имеет негативного значения. Работающие матери дают своему ребенку возможность познакомиться с несколькими ролевыми моделями, которые не только расширяют его представления о гендерных ролях в современном обществе, но и позволяют увидеть близкого человека в разных ипостасях, оценить разные стороны его личности.
Анализ разных исследований показывает, что и статус работающей, и статус неработающей женщины имеет как преимущества, так и недостатки.
Нарушения в стилях воспитания матерей могут быть связаны и с дефицитом времени для общения с ребенком, и с последствиями стрессогенных производственных ситуаций, и с чувством неудовлетворенности содержанием труда. Однако, у неработающих матерей отсутствие работы тоже может вызывать разные состояния, включая и крайне негативные, что непременно отражается на их самоотношении, а также и на отношении к воспитательным функциям.
Целью данного исследования стало изучение различий типов нарушений в стилях семейного воспитания у работающих и неработающих матерей для использования полученных диагностических данных в консультативной и коррекционной практике педагога-психолога по работе с семьей.
Объект исследования - стили воспитания и типы нарушений в стилях семейного воспитания у работающих и неработающих матерей.
Предметом исследования являются различия в типах нарушений семейного воспитания у работающих и неработающих матерей.
Гипотеза: существуют различия в типах нарушений семейного воспитания у работающих и неработающих матерей, которые проявляются в количестве и содержании признаков нарушенного родительского воспитания, в степени концентрации на ребенке, в характеристиках эмоционального контакта, последовательности воспитательных стратегий.
В соответствии с целью исследования были сформулированы и решены следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по вопросам семьи и
ее функций; по проблеме семейного воспитания, типов взаимодействия взрослого с ребенком в семье; рассмотреть детерминанты материнских установок и стилей воспитания; проанализировать социально-психологические аспекты проблем работающих и не работающих матерей.
2. Подобрать диагностические методики для изучения стилей семейного воспитания работающих и неработающих матерей.
3. Исследовать особенности стиля воспитания детей дошкольного возраста у матерей двух исследуемых групп.
4. Провести сравнительный анализ полученных данных, выявить различия в типах нарушений семейного воспитания в исследуемых группах .
5. Сформулировать выводы.
Исследование проводилось с женщинами, имеющими детей старшего дошкольного возраста. Общая выборка (26 человек) была разделена на две группы. Первую группу составили работающие матери - 15 человек. Во вторую группу вошли неработающие матери детей дошкольного возраста - 11 человек.
В ходе исследования использовались следующие методики:
- методика АСВ (анализ семейного воспитания Э.Г. Эйдемиллера);
- методика PARI (parental attitude research instrument Е. Шефер, Р. Белл);
- методика «Стратегии семейного воспитания» (Н.М. Рухленко).
В качестве методов математической статистики были использованы Т- критерий Стьюдента и угловое преобразование Фишера.
Семья как социальный институт имеет множество функций. В современном мире часть из них утрачивает свои позиции, другие становятся все более важными, смыслообразующими. К последним относится воспитательная функция.
Семейное воспитание - это управляемая система взаимоотношений старшего и младшего поколений. Ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Именно их действия, поступки в отношении детей, формы общения могут быть либо основой, базисом гармоничного развития детской психики и личностных качеств, либо препятствовать нормальному развитию.
Современные семьи очень различны по своему составу. Выделяют нуклеарные и полинуклеарные, полные и неполные, семьи с разным количеством детей. Но о какой бы семье не шла речь, роль матери в воспитании детей всегда определяющая. Для нормального развития ребенка необходима та мера любви и внимания к нему, которая появляется у женщины вместе с рождением ребенка.
Материнская любовь и забота - неотъемлемый компонент успешного развития и воспитания ребенка. Мера материнской заботы и любви зависит от ее личностных качеств и жизненного опыта. Личностное развитие женщины определяется ее личным опытом, полученным в родительской семье, моделью супружеских отношений, ее социальной и творческой активностью.
В современном мире все больше матерей совмещают работу и семью - это общая тенденция, как для России, так и для большинства европейских стран. И здесь важно соблюдение баланса между семьей и трудовой занятостью. Для этого необходимо чувство ответственности, видение перспективы, понимание того, что важнее в тот или иной период жизни детей. Но не только. Проблемы работающих матерей, социальные аспекты материнства, по большей мере, остаются в рамках частного дела семей. И это при том, что для подавляющего большинства населения России производственная занятость женщин, имеющих детей, является не только важнейшим полем личностной самореализации, но и основным источником дохода. Необходимы огромные усилия по снижению материальной уязвимости семей с детьми, активная политика в сфере занятости женщин- матерей. На наш взгляд это не должно ограничиваться системой материального вспомоществования. Для женщин, имеющих детей, необходимы такие условия трудовой занятости, которые позволят им не только решать материальные проблемы семьи, но и удовлетворять свои творческие потребности, развивать профессиональные способности и, при этом, уделять достаточное внимание воспитанию детей.
Есть мнение о том, что у неработающей женщины больше возможностей для правильного, гармоничного воспитания детей, так как она может полностью посвятить свое время ребенку и предотвратить появление в его жизни многих проблем. Однако и жизненная практика, и данные ряда исследований показывают, что профессиональная занятность матери сама по себе не имеет негативного значения. Работающие матери дают своему ребенку возможность познакомиться с несколькими ролевыми моделями, которые не только расширяют его представления о гендерных ролях в современном обществе, но и позволяют увидеть близкого человека в разных ипостасях, оценить разные стороны его личности.
Анализ разных исследований показывает, что и статус работающей, и статус неработающей женщины имеет как преимущества, так и недостатки.
Нарушения в стилях воспитания матерей могут быть связаны и с дефицитом времени для общения с ребенком, и с последствиями стрессогенных производственных ситуаций, и с чувством неудовлетворенности содержанием труда. Однако, у неработающих матерей отсутствие работы тоже может вызывать разные состояния, включая и крайне негативные, что непременно отражается на их самоотношении, а также и на отношении к воспитательным функциям.
Целью данного исследования стало изучение различий типов нарушений в стилях семейного воспитания у работающих и неработающих матерей для использования полученных диагностических данных в консультативной и коррекционной практике педагога-психолога по работе с семьей.
Объект исследования - стили воспитания и типы нарушений в стилях семейного воспитания у работающих и неработающих матерей.
Предметом исследования являются различия в типах нарушений семейного воспитания у работающих и неработающих матерей.
Гипотеза: существуют различия в типах нарушений семейного воспитания у работающих и неработающих матерей, которые проявляются в количестве и содержании признаков нарушенного родительского воспитания, в степени концентрации на ребенке, в характеристиках эмоционального контакта, последовательности воспитательных стратегий.
В соответствии с целью исследования были сформулированы и решены следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по вопросам семьи и
ее функций; по проблеме семейного воспитания, типов взаимодействия взрослого с ребенком в семье; рассмотреть детерминанты материнских установок и стилей воспитания; проанализировать социально-психологические аспекты проблем работающих и не работающих матерей.
2. Подобрать диагностические методики для изучения стилей семейного воспитания работающих и неработающих матерей.
3. Исследовать особенности стиля воспитания детей дошкольного возраста у матерей двух исследуемых групп.
4. Провести сравнительный анализ полученных данных, выявить различия в типах нарушений семейного воспитания в исследуемых группах .
5. Сформулировать выводы.
Исследование проводилось с женщинами, имеющими детей старшего дошкольного возраста. Общая выборка (26 человек) была разделена на две группы. Первую группу составили работающие матери - 15 человек. Во вторую группу вошли неработающие матери детей дошкольного возраста - 11 человек.
В ходе исследования использовались следующие методики:
- методика АСВ (анализ семейного воспитания Э.Г. Эйдемиллера);
- методика PARI (parental attitude research instrument Е. Шефер, Р. Белл);
- методика «Стратегии семейного воспитания» (Н.М. Рухленко).
В качестве методов математической статистики были использованы Т- критерий Стьюдента и угловое преобразование Фишера.
Характер детско-родительских отношений определяет базисные свойства личности растущего человека. Отношение близких взрослых к ребенку должно обеспечить ему ощущение безопасности, что позволит воспринимать окружающий мир как доброжелательный. Кроме того поведение родителей выступает моделью взаимоотношений с другими людьми и способствует формированию собственного поведения детей. Родительский пример поведения может быть разным и, следовательно, опыт детей тоже может иметь или положительный или отрицательный аспект. От родительского стиля воспитания зависит ограниченность или разносторонность жизненного опыта их детей. Родители влияют на поведение детей, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская свободу в поведении ребенка. Поэтому аспектом семейных взаимоотношений, вызывающим наибольший интерес педагогов и психологов, являются стили и типы семейного воспитания. Многие негативные или неадаптивные черты характера и поведения ребенка формируются в результате отклонений в семейном воспитании. О том, что стили воспитания по- разному влияют на формирование и развитие личности ребенка, мы находим подтверждение в работах А.Я. Варги, В.И. Гарбузова, В.Б. Шапарь, А.З. Шапиро, Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса и многих других.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы нами были рассмотрены теоретические подходы разных психологических школ к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений, проанализирована роль материнской позиции в воспитании детей. Были выделены основные детерминанты материнских установок и стилей воспитания. Прежде всего, это биологическая основа материнства, семейные традиции, личностные особенности родителей и социокультурные традиции.
На наш взгляд можно выделить еще один фактор, который обуславливает тип воспитания ребенка профессиональной сфере. Все больше матерей предпочитают совмещать работу и семью. В проведенном исследовании мы предприняли попытку изучения различий в стилях воспитания работающих и неработающих матерей.
Результаты проведенного исследования привели нас к выводу о том, что однозначного ответа на вопрос, в каком случае стиль родительского воспитания матери имеет более благоприятные характеристики - в случае, если она работает или если она домохозяйка, - не существует. Преимущества и проблемные зоны имеются у обеих групп.
Полученные в результате исследования диагностические данные могут быть использованы в консультативной практике педагога-психолога по вопросам семейного воспитания
В ходе анализа психолого-педагогической литературы нами были рассмотрены теоретические подходы разных психологических школ к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений, проанализирована роль материнской позиции в воспитании детей. Были выделены основные детерминанты материнских установок и стилей воспитания. Прежде всего, это биологическая основа материнства, семейные традиции, личностные особенности родителей и социокультурные традиции.
На наш взгляд можно выделить еще один фактор, который обуславливает тип воспитания ребенка профессиональной сфере. Все больше матерей предпочитают совмещать работу и семью. В проведенном исследовании мы предприняли попытку изучения различий в стилях воспитания работающих и неработающих матерей.
Результаты проведенного исследования привели нас к выводу о том, что однозначного ответа на вопрос, в каком случае стиль родительского воспитания матери имеет более благоприятные характеристики - в случае, если она работает или если она домохозяйка, - не существует. Преимущества и проблемные зоны имеются у обеих групп.
Полученные в результате исследования диагностические данные могут быть использованы в консультативной практике педагога-психолога по вопросам семейного воспитания
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВУЮ СФЕРУ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2018 - Педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи, в условиях инклюзивного образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - Групповые формы работы с подростками как условие снижения агрессивных проявлений в их поведении
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - Психоэмоциональное благополучие в связи с особенностями психологической сепарации от родителей в ранней взрослости
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021 - Особенности типов привязанностей у людей, имеющих сложности с построением отношений в период средней зрелости (Российский государственный гуманитарный университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Эмоциональный интеллект подростков в контексте детско-родительских отношений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - Изучение показателей адаптации к детскому саду у детей с разными типами привязанности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - Нарушение привязанности в семье как психическая травма и ее межпоколенная передача
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - СОЗДАНИЕ ВЕБ-САЙТА «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ
ОТНОШЕНИЯ»
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



