Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ САРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАБОТУ В ТЕХНИКЕ «ОБЪЁМНАЯ АППЛИКАЦИЯ»

Работа №162911

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы113
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование развития пространственного 6 мышления у детей старшего дошкольного возраста
§1.1. Понятие пространственного мышления 6
§1.2. Особенности развития пространственного мышления у детей 13 старшего дошкольного возраста
§1.3. Технология «Объёмная аппликация» как средство развития 30 пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста Вывод по I главе 43
Глава II. Экспериментальная работа по выявлению актуального уровня 45 развития пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста
§2.1. Диагностика актуального уровня пространственного мышления у 45 детей старшего дошкольного возраста
§2.2 Разработка серии занятий в технологии «объёмная аппликация» и 56 методические рекомендации к занятиям
§2.3 Методические рекомендации к серии занятий в технике «Объёмная 69 аппликация»
Вывод по II главе 71
Заключение 73
Литература 75
Приложения 82

Становление мышления человека и его основных видов происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте. Связано это с фазой активного интеллектуального развития и в данный период времени обучение происходит гораздо проще и эффективнее
Огромное значение в возрасте 3-8 лет приобретает пространственное мышление. В структуре психики человека оно отвечает за ориентацию в пространстве, создание в сознании человека образов пространства и использование их в процессе решения разнообразных задач [16, 27]. Важность научного исследования пространственного мышления отмечали многие отечественные и зарубежные психологи: Пиаже Ж, Б.Г. Ананьев, И.С. Якиманская, И.Я. Каплунович, Р. Арнхейм, М. Мински, Х.Х.Кадаас, С. Д. Смирнова, Б.Г. Ананьева , Е.Ф. Рыбалко, В. М. Гордона, и др.
Отличительной особенностью пространственного мышления является тот факт, что его единицей измерения служит образ, который заключает в себе специфические характеристики пространства: размер, форма, взаимоотношения между его частями, местонахождение в пространстве и т.п. [4, 12].
Особенно это стало актуальным в период современности, когда возросла роль схематичности, графических изображений, условных обозначений.
К сожалению, по утверждению многих исследователей практика обучения постоянно обнаруживает слабое развитие пространственного мышления. Проблема развития пространственного мышления детей была актуальна всегда. Дети часто не справляются с задачами как теоретического, так и практического характера, требующих для своего решения развития специфического вида мышления, обеспечивающего анализ пространственных свойств [ 31, 344]. В настоящее время актуальность этой проблемы только возросла. В результате чего развитие такого важного психического процесса как пространственное мышление остается в стороне. Это большая проблема, требующая внимания. Можно сказать, что в настоящее время процесс становления пространственного мышления изучен не полностью. Неизвестны в полной мере условия его полноценного формирования в старшем дошкольном возрасте.
Тем не менее, вопрос развития пространственного и геометрического мышления стоит сейчас в центре внимания многочисленных работ.
Спецификой настоящего времени является невероятно быстрое расширение сферы пространственного восприятия людей и, в частности, детей. Использование компьютеров, цифровой фотоаппаратуры и мобильных телефонов привело к качественному изменению представлений о цвете - из физического свойства того или иного материала он превратился в «геометрический» атрибут, еще одну дополнительную характеристику пространственной фигуры. [22, 171]
К сожалению, современная система образования не в состоянии охватить все многообразие количественных и качественных изменений в области пространственного мышления детей, так что все это многообразие остается в результате непонятым. Поэтому современному педагогу приходится практически постоянно самому разрабатывать технологию освоения новых классов пространственных отношений, чтобы, по крайней мере, на индивидуальных занятиях, хоть как-то компенсировать недостаток системы. Мы думаем, что изложенные ниже концепции придутся здесь к месту, поскольку имеют общий характер и сферу применения. Отметим, кстати, что, несмотря на достаточно широкую известность этих концепций в кругу методистов, разработчики учебников этими принципами часто пренебрегают. Педагогу приходится компенсировать недостатки методической литературы своей собственной деятельностью, добавляя, где нужно подходящий материал, упражнения, демонстрируя те или иные взгляды на предмет, аргументы и пр. Поэтому изложение ниже принципов общего характера, мы думаем, может оказаться полезным - как способ обнаружения различных проблем в проектировании методической литературы с точки зрения психо лого- педагогических закономерностей развития.
Цель - разработка серии занятий в технике «объёмная аппликация» для развития пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Объект нашего исследования: развитие пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста
Предмет нашего исследования: техника «объёмная аппликация» как средство развития пространственного мышления.
Гипотеза: Пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста будет развиваться более активно, если проводить занятия в технике «объёмная аппликация»
Задачи:
1. Изучить историю и виды бумагопластики. Особенности техники «объёмная аппликация»
2. Изучить возрастные особенности развития пространственного
мышления в дошкольном возрасте.
3. Подобрать методики, позволяющие выявить актуальный уровень развития пространственного мышления.
4. Провести констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста
Методы исследования:
- анализ литературы по теме исследования;
• праксиметрический метод;
• педагогический эксперимент.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Среди многочисленных проблем в психологии проблема развития пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста несомненно, является одной из интенсивно исследуемых. Интерес к ней отнюдь не случаен. Проблема развития пространственного мышления находит свое отражение в трудах как отечественных, так и зарубежных психологов и педагогов. Существует несколько точек зрения на определение понятия пространственного мышления. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной теме, мы установили базовое определение для исследования. Это определение И.С. Якиманской - это специфический вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения разнообразных графических задач.
По своей структуре пространственное мышление является многоуровневых образованием, куда входят элементы разного содержания и уровня развития. Был подобран комплекс методик для исследования пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время многие психологи и педагоги рассматривают уровень развития пространственного мышления, который характеризуется умением оперировать пространственными образами - образные компоненты пространственного мышления интенсивнее развиваются в старшем дошкольном возрасте. Развитие пространственного мышления происходит в процессе овладения ребенком накопленными человечеством знаниями и является одной из существенных характеристик онтогенеза психики ребенка. Высокий уровень развития пространственного мышления является необходимым условием успешного усвоения разнообразных общеобразовательных и специальных технических дисциплин на всех этапах жизни, подчеркивая тем самым актуальность данной темы исследования. Пространственное мышление является существенным компонентом в подготовке ко всем образовательным деятельностям.
Для повышения уровня развития пространственного мышления у детей старшей дошкольной группы была проведена серия занятий по «объёмной аппликации» применительно к детям 6-7лет. В практической части работы было проведено изучение уровня развития пространственного мышления у детей. Результаты первичного исследования показали, что уровень развития этого вида мышления у детей носит слабый характер. Мы можем предположить, что проведенная нами часть занятий в технике «объёмная аппликация» способствуют развитию пространственного мышления и может является основанием для доказательства выдвинутой нами гипотезы. В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что дети стали лучше ориентироваться в пространстве, накопили более широкий запас пространственных представлений, расширили запас словесных знаний и терминологии, приобрели умение устанавливать взаимосвязи между объектами, словом, образом и предметом реальной действительности; стали мысленно оперировать представлениями, используя их как опору при усвоении знаний. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная серия занятий может способствовать повышению уровня развития пространственного мышления детей 6-7 лет в процессе занятий в технике «объёмная аппликация». Данные методики могут быть рекомендованы педагогам дополнительного образования и воспитателям в детском саду на занятиях «Художественно-эстетического развития»
Таким образом, развитию пространственного мышления необходимо уделять больше внимания, чем это предусматривается «Основной программой детского сада». Необходимо разрабатывать методики развития пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста и применять их интегрировано.


1. Ананьев Б.Г. Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: «Просвещение», 1964. - 304 с.
2. Анастази А. В. Психологическое тестирование: в 2 кн. Кн. I. М, 2002г. - с. 217. (2)
3. Андрюшина Т.В. Психологические условия развития пространственного мышления личности в графической деятельности. Новосибирск, СГУПС, 2000. - 148 с.
4. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: «Деловая книга», 2005г. - с. 11-13.
5. Бондарчук Е. И., Бондарчук Л. И. Основы психологии и педагогики.: Курс лекций. — 2-е изд., перераб. и доп. — К.: МАУП, 2001. — 168 с
6. Бродягин В. А. Формирование пространственно-образного мышления старших подростков средствами архитектурного проектирования в образовательных учреждения : Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2005.
7. Вайткунене Л. Развитие пространственного мышления у школьников: Дисс. канд. пед. наук. М., 1969. - 135 с.
8. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.­500с.
9. Габова, М.А. Технология развития пространственного мышления графических умений у детей 6-7 лет: Практическое пособие.— М.: АРКТИ, 2008.- 136 с.
10. Гальперин П.Я. Талызина Н.Ф. Формирование начальных геометрических понятий на основе организованного действия учащихся // Вопросы психологии. 1957, -№1. - С. 28-44
11. Глейзер Г.Д. Развитие пространственных представлений школьников при обучении геометрии. М.: Педагогика, 1978. — 104 с.
12. Грегори, Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия [Текст]: Р.Л.Грегори, А.Р. Лурия, и В.П. Зинченко. М.: Прогресс, 1970. с. 218.
13. Гуревич К. М., Акимова М. К.. Борисова Е. М. Психологическая диагностика. Разработка, проверка и применение теста умственного развития // Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности. - Ярославль, 2005г. - с. 17-22. (13)
14. Гусев В.А. Тхамафокова С.Т. Преобразование пространства. — М.:
Просвещение, 1975.-95 с.
15. Давыдов В.В. Анализ структуры мыслительного акта. Сообщение 1 // Вестник международной ассоциации развивающего обучения. Москва- Рига, 1997.-№3.-С. 107-112....60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ