Введение 3
Глава 1 Кейс- стади как интерактивный метод в образовании 10
1.1 Практика использования метода case- study в образовании в США и
России 10
1.2 Характеристика case- study как интерактивного метода обучения 19
1.3 Современные научные подходы к классификации видов и типов
кейсов 34
Выводы по главе 1 42
Глава 2 Методические подходы к разработке и использованию case- study в образовании в высших учебных заведениях 45
2.1 Методические подходы к разработке кейсов и преподавания с
использованием метода case- study в вузах 45
2.2 Методика проведения занятий по экономическим дисциплинам с
использованием метода case- study в вузах 51
2.3. Развитие практики использования метода case- study в КГПУ им. В.П.
Астафьева при преподавании экономических дисциплин 70
Выводы по главе 2 80
Заключение 83
Список использованной литературы 86
Приложения 96
Актуальность темы исследования. В современных рыночных условиях одним из центральных вопросов обучения подрастающего поколения является наиболее полная адаптация учащихся к действующим условиям внешней среды на основе синтеза теории и практики. Одним из эффективных способов решение данной проблемы является применение в образовательном процессе методов интерактивного обучения.
Интерактивное обучение в отличии от традиционного представляет собой способ познания, характеризующийся тесным взаимодействием всех участников образовательного процесса и нацеленным не только на повышение уровня знаний, умений, навыков обучающихся, но и на развитие их различных творческих способностей и возможностей. В современном образовательном процессе используются различные формы интерактивного обучения- дискуссия, презентация, «мозговая атака», деловые игры, метод «круглого стола», ролевые игры, тренинги, проектирование бизнес- планов, моделирование производственных ситуаций, кейсы и т.д. Одной из наиболее эффективной формой интерактивного обучения является casestudy.
Основной целью применения метода кейс-стади в образовательном процессе в вузах является активизация обучаемых, что способствует повышению эффективности профессиональной подготовки и переподготовки кадров для различных отраслей и комплексов.
Кейсы являются ведущим компонентом системы образования в вузе и представляет собой ключевой компонент дидактического цикла обучения. Кейс- стади нашли широкое распространение в системе образования зарубежных стран, однако не получили всестороннего применения в российской системе образования. В связи с этим возникает необходимость проведения дальнейших исследований в области теоретикометодологических и практических аспектов применения кейс- технологий в процессе обучения в российских вузах, что и обусловило актуальность темы магистерской диссертации.
Степень изученности проблемы. В зарубежной и отечественной научной и учебной литературе накоплен большой запас знаний по применению интерактивных, инновационных форм обучения в образовательном процессе, в том числе по использованию case- study.
В диссертационном исследовании использованы работы ряда российских и зарубежных учёных разных школ и направлений. Среди них можно выделить отечественных специалистов в области рассматриваемого вопроса, а именно: Е.А. Агафонову, Б.Е. Андюсева, И.Х. Багирову, Ш.И. Бобохужаева, Б.С. Бурыхина, Г.М. Гаджикурбанову, Н.Ф. Геец, И.В. Гладких, А. М. Деркач, А.Долгорукова, А.К. Егенисову, А.С. Земскову, О.Н. Калачикову, Е.Н. Лузан, И.К. Масалкову, М.В. Семину, О.Г. Смолянинову, Н.Д. Стрекалову, Е.А. Шаталову, Н. П .Хвесен, З.Ю. Юлдашева и других, а также зарубежных ученых(Е. Aaboen, O. P. Bird, A. Dubois, F. Lind, G. Easton, K. M. Eisenhardt, E.L.R. Elam, W. Ellet, H.E. Spotts, D. A. Kolb, I.M. Rubin, J.M. McIntyre, M. Miles, R. E. Stake, G. Vega, R. Yin, A. Woodside и других). В работах данных авторов рассматриваются теоретические и методологические подходы к использованию метода case- study в образовании.
Обозначенный вопрос изучен учеными и экономистами в рамках проблем того периода времени, в котором проведены данные исследования. Кроме того, в качестве объекта наблюдения многие ученые и экономисты останавливали свой выбор на дисциплинах права, социологии, психологии, бизнеса и т.п. без учета специфики преподавания экономических дисциплин. Сегодня же существует потребность в исследовании теоретических и методологических подходов к разработке кейсов по экономическим дисциплинам и их практическим аспектам применения в образовательном процессе в вузах в соответствие с требованиями формирования профессиональных компетенций.
Данные аспекты определили цель диссертационного исследования.
Объект исследования: образовательный процесс в вузах.
Предмет исследования: теоретико-методические и практические вопросы применения метода кейс-стади в образовательном процессе в вузах.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является совершенствование теоретических и методологических подходов к применению метода кейс-стади в образовательном процессе вуза.
Для достижения поставленной цели в процессе диссертационного исследования поставлены следующие наиболее важные задачи:
• изучение и обобщение зарубежного и отечественного опыта использования метода кейс-стади в образовании;
-характеристика кейс- стади как интерактивного метода обучения;
-представление современных научных подходов к классификации видов и типов кейсов;
• изучение научных подходов к разработке и использованию метода кейс-стади в образовательном процессе в высших учебных заведениях;
• разработка структура кейса и принципов его разработки в соответствие с передовыми научными достижениями в зарубежной и отечественной литературе;
• совершенствование методики разработки кейсов и рекомендации по их использованию в преподавании экономических дисциплин в вузах;
• разработка практических рекомендаций по использованию метода кейс-стади при преподавании экономических дисциплин в вузе.
Для решения поставленных в диссертации задач использовался комплекс научно-исследовательских методов:
• теоретические: анализ отечественного и зарубежного опыта разработки и применения кейс- методов в образовательном процессе; анализ отечественной и зарубежной литературы по педагогике, психологии, экономике, межкультурных коммуникаций в специальных целях; изучение отечественных и зарубежных учебников, монографий;
• эмпирические: наблюдение за педагогическим процессом и обобщение опыта преподавания с помощью кейс- метода; анализ опыта использования социально ориентированной технологии «case- study» в процессе преподавания экономических дисциплин; анкетирование преподавателей и студентов/слушателей экономического вуза для определения их оценки эффективности технологии «case- study» при изучении экономических дисциплин; опытное обучение для проверки результативности разработанной методики формирования профессиональных компетенций на базе использования кейс- технологий .
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили статьи, учебники и учебные пособия, монографии и диссертации отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам применения интерактивных форм обучения, в том числе метода кейс-стади в образовательном процессе в вузах. В качестве основных методических средств данного научного исследования выбраны диалектические методы познания в дополнении с экспертными методами исследования.
Научные результаты, выносимые на защиту и полученные лично автором:
• конкретизировано понятие метода «кейс-стади» на основе
компетентностного подхода в образовании;
• на основе изучения и обобщения трудов зарубежных и отечественных ученых систематизирована классификация видов и типов кейсов с применением дифференцированного подхода;
• разработана и апробирована методика разработки и применения метода кейс-стади в образовательном процессе в вузах на основе синтеза системного, комплексного и дифференцированного подходов;
• разработаны авторские критерии оценки работы студентов и преподавателей при применения метода кейс- стади в образовательном процессе в вузах;
- разработаны и апробированы кейсы для изучения экономических дисциплин в вузе.
В совокупности это формирует теоретические и методические подходы к разработке и практическому применению метода кейс-стади в образовательном процессе в вузах.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в развитии теоретических и методических подходов к использованию кейс- технологий в процессе обучения при преподавании в вузах для повышения эффективности образовательного процесса и наиболее качественного формирования профессиональных компетенций у студентов.
Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности совершенствования кейс- технологий при использовании в образовательном процессе в вузе на основе применения предложенных методик и инструментов. Научные результаты исследования могут быть полезны при преподавании дисциплин, связанных с экономикой, бизнесом для использования в учебном процессе в вузах экономического профиля.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования представлены на международных, региональных научно-практических конференциях, в том числе на
региональной научно-практической конференции с международным
участием «Социализация, адаптации и межкультурная коммуникация подрастающий поколений в России и за рубежом. Проблемы, поиски,
решения», Красноярск, 17-18 ноября 2015 г.; на международной
конференции студентов, магистрантов, аспирантов, учителей и преподавателей «Социализация и межкультурная коммуникация в современном мире», Красноярск, 22-23 апреля 2016г., на международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей «Социализация и межкультурная коммуникация в современном мире», Красноярск, 28 апреля 2017г.
Результаты проведенных исследований в рамках магистерской диссертации применены в учебном процессе в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П.Астафьева и Сибирском Федеральном университете.
Публикации по теме исследования. По результатам выполненных исследований опубликовано 4 работы:
1. Терещенко Н.Н. Использование кейс- стади в образовательном
процессе / Н.Н. Терещенко//Социализация, адаптации и межкультурная коммуникация подрастающий поколений в России и за рубежом. Проблемы , поиски, решения: материалы 4-й региональной научно-практической
конференции с международным участием . - Красноярск, 17-18 ноября 2015 г. - Красноярский государственный педагогический ун-т им. В.П. Астафьева. - С. 92-97.
2. Терещенко Н.Н. Использование метода кейс-стади в обучении предпринимательству/ Н.Н. Терещенко// Социализация и межкультурная коммуникация в современном мире. Материалы 6 международной конференции студентов, магистрантов, аспирантов, учителей и преподавателей.- Красноярск, 22-23 апреля 2016г.- «ЛИТЕРА- принт», 2016.- С.175-180.
3. Терещенко Н.Н. Использование интерактивных форм обучения предпринимательству/ Н.Н. Терещенко, С.В. Трусова // Социализация и межкультурная коммуникация в современном мире. Материалы 6 международной конференции студентов, магистрантов, аспирантов, учителей и преподавателей.- Красноярск, 22-23 апреля 2016г.- «ЛИТЕРА- принт», 2016 -С.180.
4. Терещенко Н.Н.Использование кейс-технологий в экономической социализации молодежи/ Н.Н. Терещенко// Социализация и межкультурная коммуникация в современном мире. Материалы 7 международной научнопрактической конференции студентов, аспирантов и преподавателей. - Красноярск, 28 апреля 2017г.- (Электронное издание).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 90 наименований, 6 приложений. Диссертация содержит 95 страниц основного текста, включая 14 таблиц и 6 рисунков.
Современные рыночные условиях предъявляют повышенные требования к обучению студентов на основе наиболее полной адаптации обучаемых к действующим условиям внешней и внутренней среды путем синтеза теории и практики. Одним из эффективных способов подготовки специалистов высокой квалификации с учетом требований практики является применение в образовательном процессе в вузе методов интерактивного обучения, в том числе метода кейс- стади.
Поэтому темой наших исследований в рамках магистерской диссертации явилось развитие практик использования кейс-метода в образовательном процессе высших учебных заведений на примере США и России.
Для раскрытия темы диссертационного исследованиям нами была поставлена цель, заключающаяся в совершенствовании теоретических и методологических подходов к применению метода кейс-стади в образовательном процессе вуза на основе изучения практик развития данного метода в вузах США и России.
Теоретическая значимость результатов исследования в рамках магистерской диссертации заключается в развитии теоретических подходов к использованию кейс- технологий в процессе обучения при преподавании в вузах, в частности:
- в изучении и обобщении трудов зарубежных и отечественных ученых по практике использования метода кейс-стади в образовательных процессах в вузах США и России;
-в конкретизации понятия метода «кейс-стади» на основе
компетентностного подхода, согласно которому под методом case- study мы понимаем метод активного, проблемно-ситуационного анализа на основе информационного комплекса, включающий в себя совокупность условий и обязательств, описывающих конкретную реальную ситуацию в жизни или обстановку на фирме, предприятии в определенный период времени, ориентирующее на формирование управленческой проблемы и поиск оптимальных вариантов ее решения для формирования профессиональных компетенций;
• в систематизации классификации видов и типов кейсов с применением дифференцированного подхода по 14 основным признакам на основе изучения и обобщения трудов зарубежных и отечественных ученых, что позволяет дифференцировать виды кейсов в зависимости от целей, задач обучения, сложности преподаваемого материала, форм обучения и других факторов.
Методологическая значимость результатов проводимых нами научных исследований заключается в развитии методологических подходов к использованию кейс- технологий в процессе обучения при преподавании в вузах, в частности:
• в разработке методики составления кейса для применения в образовательном процессе в вузах в разрезе подготовительного, основного и заключительного этапаподходов;
• в разработке методики применения метода кейс-стади в образовательном процессе в вузах, обеспечивающей использование в процессе обучения системного, комплексного и дифференцированного подходов;
• в формировании авторских критериев оценки работы студентов, позволяющих комплексно и объективно произвести оценку деятельности каждого студента на учебном занятии при применении метода кейс- стади в образовательном процессе в вузах;
• в разработке критериев оценки работы преподавателей при применения метода кейс- стади в учебном процессе в вузах, позволяющих не только всесторонне оценить эффективность работы отдельных преподавателей по данной интерактивной технологии обучения, но и выявить положительные и отрицательные моменты проведения занятия и разработать меры по совершенствованию методики проведения занятия с применением метода кейс-стади.
Практическая значимость проведенных исследований заключается:
- в возможности совершенствования кейс- технологий на основе применения предложенных методик и инструментов при использовании в образовательном процессе в вузе при преподавании дисциплин, связанных с экономикой, бизнесом;
-в разработке кейсов и апробации их применения для изучения экономических дисциплин в вузе.
На основе предложенных нами методик преподавания с использованием метода кейс-стади нами была осуществлена их апробация в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П.Астафьева при обучении студентов 3 курса направления подготовки «Сервис» профиль «Социально-культурный сервис» по дисциплине «Планирование деятельности предприятия социально-культурного сервиса» на основе разработанных нами кейсов, что подтверждает практическую значимость проведенных исследований.
Предложенные нами теоретические и методические подходы к развитию практик применения метода кейс-стади в образовательном процессе в вузах могут использоваться при преподавании экономических дисциплин, дисциплин менеджмента и бизнеса и других при условии определенной их адаптации к специфике преподаваемой дисциплины.
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный
ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ ред. от 03.07.2016 //
Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http: //www. consultant.ru.
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 -
2020 годы [Электронный ресурс] : утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 23.05.2015 № 497 // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». - Режим доступа : http://www.consultant.ru.
3. Концепция развития образования РФ до 2020 г. [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 29.12.2014 № 2765-р. - Режим доступа : http://edu.mari.ru.
4. Аверьянова, С. В. О зарубежном опыте формирования умений делового общения (прием «case study») / С. В. Аверьянов // Вестник Московского гос. лингвистического ун-та. - 2006. - № 494.
5. Аверьянова, С. В. Подбор и работа с конкретными деловыми ситуациями («case study») при обучении деловому общению на иностранном языке (английский язык) / С. В. Аверьянов //Актуальные проблемы преподавания иностранного языка профессионального общения в области международного сотрудничества : сб. науч. тр. - Москва, 2006. - 0.5 п.л.
6. Аверьянова С.В. Формирование профессионально-методических умений преподавателей иностранного языка экономических вузов / С. В. Аверьянов //Актуальные проблемы профессионально-методической подготовки преподавателей иностранного языка // Вестник Московского гос. лингвистического ун-та. - 2007. - № 516.
7. Агафонова, Е.А. К вопросу о применении метода case- study и использовании Интернет-ресурсов как активных методов обучения иностранному языку в техническом вузе / Е. А. Агафонова // Молодой ученый. -2011.- №6,Т.2. - С. 114-116.
8. Андюсев, Б. Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей / Б. Е. Андрюсев // Директор школы. -2010. - №4. - С. 61 - 69.
9. Багирова, И. Х. Кейс-стади как интерактивный метод в образовании студентов-экономистов в процессе изучения дисциплины « Управление персоналом» / И. Х. Багирова, Б. С. Бурыхин // Экономика. - 2012.- №3 (19). - С.118-129.
10. Балабанов, В. С. Методика преподавания экономических дисциплин: Основы лекторского мастерства / В.С. Балабанов. - Москва: ИНФРА, 2010. - 462 с.
11. Буравой, М. Углубленное сазе study: между позитивизмом и постмодернизмом // Рубеж. - 1997. - № 10-11.
12. Бухгалтерский учет. Сборник кейсов : учеб. пособие / под ред. Камарджановой. - Санкт-Питербург : Питер, 2000. - 416 с.
13. Гаджикурбанова, Г. М. Дидактический потенциал кейс- технологий в обучении информатике / М. Г. Гаджикурбанова // Вестник Московского ун-та гос. управления и права. - 2016. - №15. - С. 39-42.
14. Геец, Н. Ф. Кейс-стади как технологический метод обучения [Электронный ресурс] / Н. Ф. Геец // Концепт. - 2017. - № S3. - Режим доступа : http://e-koncept.ru/2017/470037.htm.
15. Гладких, И. В. Создание и использование учебных кейсов в Российском бизнес-образовании / И. В. Гладких, О. Н. Алканова // Российский журнал менеджмента. - 2014. - Т. 12, №2. - С. 99-116....90