ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ НАЧИНАЮЩИХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
1.1. Особенности отбора юных волейболистов 7
1.2. Психолго-педагогическая характеристика основ спортивной подготовки
юных волейболистов и их возрастные особенности 14
1.3 Основные положения спортивной подготовки юных волейболистов 24
1.4 Средства обучения техническим и тактическим приёмам игры волейбол 27
1.5 Методика развития быстроты перемещений у юных волейболистов 30
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования 35
2.2 Организация исследования 37
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Динамика показателей физической и технической подготовленности
начинающих волейболистов
3.2 Содержание экспериментальной методики 41
3.3 Результаты исследования эффективности экспериментальной методики 53
ВЫВОДЫ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Современный волейбол основан на интенсификации соревновательной деятельности. Это обусловлено тем, что увеличивается плотность игровых действий, уменьшается время выполнения как технических приемов в целом, так и их отдельных фаз, в быстроте и стремительности тактических взаимодействий, увеличении числа индивидуальных игровых действий [1].
В основе высокого уровня техники перемещений спортсменов лежит способность проявления каждым волейболистом игрового атлетизма в процессе соревновательной деятельности. Современные тенденции и требования к уровню развития физических качеств, заключаются в обеспечении потенциала игроков осуществлять сложные технические приемы и активные тактические взаимодействия на высокой скорости, в условиях силового прессинга, не снижать высокую интенсивность игры до последних секунд спортивного соревнования [2].
В настоящее время, в современном волейболе происходят значительные изменения, как в самих правилах проведения соревнований, так и в технике игровой деятельности, которая обуславливается большим смещением акцентов на усиление защитных действий и технических возможностей отдельных игроков, а также в увеличении продолжительности соревновательного периода и количества официальных игр. В соответствии с правилами игры сокращается время на выполнение атакующих действий и вывод мяча в передовую зону. Эти изменения требуют от команд применения быстрых, основанных на индивидуальных способностях игроков тактических схем для быстроты перемещений. Спортсмены различного уровня от начинающих до профессионалов, все чаще используют при нападении бросок сверху, так как он является наиболее точным и затрудняющим блокирование, что требует проявления высокого уровня развития быстроты перемещений [3].
Специалистами данного вида спорта отмечено, что одним из запасов эффективности соревновательной деятельности - это улучшение специальной техники перемещений волейболистов. В частности, такие как скоростно-силовые способности, проявлением которых является «прыгучесть» и быстрота быстроты перемещений. Физическая работоспособность и функциональные возможности спортсменов - волейболистов на начальном уровне подготовки, пока не соответствуют современному уровню требований волейбола. Тем не менее, при анализе методической литературы мы не обнаружили соответствующих рекомендаций по совершенствованию процесса подготовки начинающих спортсменов, с учетом современного состояния волейбола, который сделал заметный скачок в своем развитии.
Таким образом, имеется противоречие между повышенными требованиями к уровню скорости быстроты перемещений волейболистов с одной стороны, и недостаточностью существующих способов и методик развития быстроты перемещений игроков - с другой стороны. Это противоречие делает актуальным проблему совершенствования быстроты перемещений спортсменов с использованием специальных средств и методов.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс начинающих волейболистов 13-14 лет.
Предмет исследования: средства и методы для развития быстроты перемещений начинающих волейболистов.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику специальных упражнений для развития быстроты перемещений начинающих волейболистов 13-14 лет.
Гипотеза исследования. Процесс развития быстроты перемещений начинающих волейболистов будет более устойчивым и эффективным, если использовать комплексы специальных упражнений, направленные на ее совершенствование.
Методы исследования:
-теоретический анализ и обобщение научных источников;
-анализ документальных материалов (документы планирования, дневники тренеров и спортсменов);
- педагогические наблюдения за тренировочной и соревновательной деятельностью;
-педагогический эксперимент;
- метод математической обработки
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы развития быстроты перемещений у начинающих волейболистов 13-14 лет.
2. Теоретически обосновать и разработать содержание методики специальных упражнений, в соответствии с преимущественной направленностью на развитие быстроты перемещений у начинающих волейболистов.
3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования специальных упражнений на развитие быстроты перемещений в процессе совершенствования техники перемещений начинающих волейболистов.
Теоретико - методологической основой исследования явились основные положения теории спортивной тренировки (Железняк Ю. Д., Ю.В. Верхошанский; Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов ; В.К. Бальсевич ; Н.Г. Озолин), организация и методика проведения процесса техники перемещений волейболистов (Ивойлов А. В., Т.А. Зельдович, Р.А. Корнеев, , В.И. Кудряшов).
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания специальных упражнений как средства развития быстроты перемещений волейболистов, в определении условий выбора упражнений и параметров нагрузки в соответствие с основными задачами тренировочных занятий. Полученные результаты исследования могут быть использованы при подготовке начинающих волейболистов на этапе спортивного совершенствования, в повышении квалификации преподавателей физического воспитания вузов, учителей физической культуры, тренеров по волейболу средних и высших специальных учебных заведений нашей республики.
Раскрытие темы выпускной квалификационной работы стало возможным через решение поставленных задач, способствующих достижению поставленной цели. В ходе выполнения данной работы были решены следующие задачи:
1. При анализе научно-методической литературы было выявлено, что при обучении технике перемещений в волейболе, использование технических средств обучения - ускоряют процесс освоения и повышают качество выполнения техники.
2. Применение предложенных средств и методов в экспериментальной группе оказалось наиболее эффективным, чем в контрольной группе, где применялся метод целостного разучивания упражнений.
3. Результаты эксперимента показали, что средства и методы, применяемые в экспериментальной группе, способствовал повышению уровня их физической и технической подготовленности.
4. Результаты исследования показывают, что в процессе применения экспериментальной методики удалось повысить эффективность обучения технике перемещений у начинающих волейболистов. По сравнению с контрольной группой, в экспериментальной группе значительно возрос объем быстроты перемещений (на 9,3%), тогда как в контрольной группе только на 3,6%. Количественный показатель эффективности техники перемещений в экспериментальной группе увеличился на 32,1%, тогда как в контрольной группе прирост составил только 12,1%. По сравнению с контрольной группой, в экспериментальной группе показатель эффективности техники перемещений увеличился на 7,2%, что на 4,3% выше, чем в контрольной группе, где он составил 2,9%.
1. Агинако Л. Обучение техническим элементам волейбола / Л. Агинако //Спорт в школе. - 2008 (№23).
2. Ашибоков, М.Д. Критерии оценки технико-тактической подготовленности
команд волейболистов / М.Д. Ашибоков. - «Вестник АГУ», 2006. - №1(20). - С. 290-293.
3. Бабушкин, В.З. Подготовка начинающих волейболистов / В.З. Бабушкин - Киев, 2010 г. - 135 с.
4. Белич С. Тренировочные занятия на отработку техники элементов / С.Белич // Спорт в школе. - 2007 (№13).
5. Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры: 2-е изд. / А.В.
Беляев. - М.: Фис: СпортАкадемПресс, 2005. - 143 с.: ил.
6. Беляев, А.В. Эффективное использование интегральных упражнений на занятиях по волейболу /А.В. Беляев // Детский тренер (журнал в журнале). - М. : ФИС, 2004. - №4. - С. 26.
7. Верхошанский Ю. В. Основы специальной техники перемещений спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2010 г. - 331 с.
8. Волейбол: Сб. статей / Сост.: Ю. Н. Клещев - М.: Физультура и спорт, 2011 г. - 93 с.
9. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Ю. Н. Клещева - М.: ФиС, 2009 г. - 270 с.
10. Гаврилов, В. И. Исследование эффективности и обучения прыжковым действиям в волейболе на основе применения технических средств: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / В.И. Гаврилов. - Л., 2010 г. - 24 с.
11. Голомазов, В.А. Волейбол в школе / В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников. - М. : Просвещение, 1989. - 110 с.
12. Гомельский, А.Я. Волейбол: секреты мастерства: 1000 волейбольных упражнений / А.Я. Гомельский - М., 2010 г. - 78 с.
13. Горбашев, И. А. Дифференцированное совершенствование скоростно- силовой подготовленности волейболистов разных игровых амплуа.- автореф. дис. ...канд. пед. наук / И.А. Горбашев. - М., 2010 г. - 29 с.
14. Грасис, А.М. Специальные упражнения волейболистов / А.М. Грасис. - М. : Физкультура и спорт, 2010 г. - 85 с.
15. Донской, Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники [Текст] / Д.Д. Донской. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 160 с.
16. Дворкин Л. С. Юный тяжелоатлет.- М.: ФиС, 2010 г. - 160 с.
17. Железняк Ю. Д., Клещев Ю. Н., Чехов О. С. Подготовка начинающих волейболистов. - М.: Физкультура и спорт,. 2009 г. - 294 с.
18. Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. - М.: Физкультура и спорт, 2010 г. - 224 с.
19. Железняк Ю.Д., Слунский Л.Н. Волейбол в школе: Пособие для учителя - М.: Просвещение, 2010 г. - 128 с.
20. Железняк, Ю.Д. Волейбол: методическое пособие по обучению игре / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин. - М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2005. - 112 с.
21. Железняк, Ю.Д. Юный волейболист / Ю.Д. Железняк. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
22. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры. Техника, тактика, обучение / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. - М. : Академия, 2001. - 376 с.
23. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. - М. : Академия, 2004. - 400 с.
24. Железняк, Ю.Д. К мастерству в волейболе [Текст] / Ю.Д. Железняк. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 156 с.
25. Железняк, Ю.Д., Войлов, А.А. Волейбол [Текст] / Ю.Д. Железняк, А.А. Войлов. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 186 с.
26. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения [Текст] / Ю.Д. Железняк. - М.: Академия, 2002. - 520 с.
27. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. — М.: ФиС, 2004.
28. Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. — М.: ФиС, 2004.
29. Железняк Ю.Д., Слупсквой Л.Н. Волейбол в школе. — М.: Просвещение,2006
30. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Уч. пособие для тренера. - М.: 1988.
31. Зациорскнй В. М. Физические качества спортсмена. - М., ФиС,2010 г. - 67 с.
32. Иванова, Л.М. Формирование тактических умений начинающих волейболистов при игре для быстроты перемещений / Л.М.Иванова // Омский научный вестник.2006. - №6 (41), сентябрь. - С.260-262.
33. Ивойлов, А.В. Волейбол / А.В. Ивойлов. - Минск : Вышэйшая школа, 1985. - 261 с.
34. Изотов В. Методика обучения технике волейбола / В. Изотов // Спорт в школе. - 2009 (№3).
35. Ивойлов А. В. Волейбол. - Мн: Выш. школа, 2010 г. - 261 с.
36. Коренберг В. Б. Спортивная Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол: Учебник для институтов и академий физической культуры. — М: Спорт АкадемПресс,2002.
37. Качарова B.C. Основы одиночного блокирования. — М.: ФиС, 2005
38. Каменев, В.В. Обучение волейболу / В.В. Каменев // Физическая культура в школе. - 2007. - №1. - С. 20-22.
39. Кириллова Н. Обучение технике передачи мяча в волейболе / Н. Кириллова // Спорт в школе. - 2001 (№8).
40. Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие / Ю.Н. Клещев. - М. : СпортАкадемия- Пресс, 2002. - 192 с.
41. Клещев, Ю.Н. Юный волейболист / Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - 231 с.
42. Кузянина Е. Обучение навыкам игры в волейбол в 5-м классе / Е. Кузянина // Спорт в школе. - 2002 (№6)
43. Козлов И. М. Биомеханические факторы организации спортивных дви-жений. — СПб.: СПбГАФК им. П. Ф.Лесгафта, 1998.
44. Коренберг В. Б. Надежность решения двигательных задач // Теория и практика физической культуры, 2010 г, № 10, с. 18-23.
45. Коровин С. С., Тиссен П. П. Мишнаевский Н. В. Дидактические основы физического образования: Учебно-методическое пособие. - Оренбург: Издательство ОГПУ, 2010 г. - 155 с.
46. Кружковая спортивная работа в общеобразовательной школе. Программа обучения игр в волейбол (для уч-ся 8-11 классов) - СПб, 2008.
47. Легоньков, С.В. Оптимизация факторов, определяющих структуру отталкивания при обучении нападающему удару волейболистов различной квалификации / С.В. Легоньков, В.В. Ермаков, А.В. Родин // Теория и практика физ. культуры : тренер : журнал в журнале. - 2005. - N 7. - С. 31-3
48. Легоньков С.В. Методика обучения техническим приёмам игры в волейбол: Учеб. пос. - Смоленск: СГИФК, 2003. - 72 с.
49. Лепешкин В. Волейбол / В. Лепешкин // Спорт в школе. - 2007 (№20).
50. Лопусова С Практика волейбола: «нападающий удар» / С. Лопусова//Спорт в школе. - 2005 (№15).
51. Менхин Ю. В. К проблеме обеспечения надежности физической подготовленности спортсменов // Теория и практика физической культуры, 2010 г, № 4, с. 44-48.
52. Мармор, В.К. Специальные упражнения волейболиста / В.К. Мармор. -Кишинев : «Карта Молдовеняскэ», 1975. - 46 с.
53. Марков К.К. Методика обучения защитным действиям в волейболе.— Иркутск: ИрГТУ, 2004.
54. Марков К.К. Развитие методики двигательного обучения. —Иркутск: ИрГТУ, 2006.
55. Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. Иркутск, 2000.
43. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. - М.:Физкультура и спорт, 2010 г. - 271 с.
44. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры. -- М.: Физкультура и спорт, 2010 г. - 543 с.
45. Моделирование управления движениями человека / Под ред. М. П. Шестакова и А.Н.Аверкйна. — М.: СпортАкадемПресс, 2003.
46. Обучение нападающему удару и одиночному блокированию в волейболе /Сост. В.М. Шулятьев, Г.Д. Сарыглар.
47. Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. - М., Физкультура и спорт, 2009 г.- 45 с.
48. Основы спортивной тренировки. Учеб. пособие для ин-тов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2010 г. - 271 с.
49. Официальные правила волейбола 2001-2004 гг. — М.: ВФВ, Терра- Спорт, 2001.
50. Перльман, М.С. Специальная физическая подготовка волейболистов [Текст] / М.С. Перльман. - М.: Физкультура и спорт, 1994. - 168 с.
51. Пименов М.П. Волейбол (спец. упражнения). — Киев,2003.
52. Поурочная программа по волейболу для учащихся 5-9 (10-11) классов общеобразовательных школ, школ-гимназий. Уч.пособие (под общ.ред. к.п.н. СибГУФК Дормидонтовой Л.С.), Омск, 1998.
53. Правдин, В.А. Волейбол - игра для всех [Текст] / В.А. Правдин. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - 242 с.
54. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: /Под ред. Ю.Д. Железняка.
55. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства / Под ред. Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнова.
56. Сила. Быстрота. В. кн.: Коробков А. В. и др. Физическая культура людей разного возраста. М., ФиС, 2010 г, с. 93-176.
57. Сковородникова Н. В., Голомазов С. В. Возрастная динамика проявления быстроты и целевой точности у школьников и начинающих волейболистов // Физическая культура, 2009, № 1, с. 28-29.
58. СкрипкоА. Технологии физического воспитания. — Минск: ИСЗ, 2003.
59. Суслов, Ф.П. Теория и методика спорта [Текст] / Ф.П. Суслов. - М., 1997. -416 с.
60. Сулейманов И. И. основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение // Теория и практика физической культуры, 2009, № 3, с. 12-16.
61. Сучилин Н. Г., Савельев В. С, Попов Г. И. Оптико-электронные методы измерения движений человека. — М.: Физкультура, образование, наука, 2000.
62. Теория и методика физического воспитания (под общ. ред. Л. П.
Матвеева и А. Д. Новикова). М., ФиС, 2010 г.- 34 с.
63. Топышев О. П., Аль-Баштави Сами. Факторная структура физической подготовленности волейболистов в годичном цикле // Теория и практика физической культуры, 2010 г, № 5, с. 50.
64. Тюрин В.А. Методика обучения и совершенствования передвижениям и приему мяча снизу в волейболе. — М.: ВФВ,2004.
65. Филин В. П. Воспитание физических качеств у начинающих спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2010 г. - 232 с.
66. Фурманов, А.Г., Болдырев, Д.М. Волейбол [Текст] / А.Г. Фурманов,Д.М.
67. Фурманов, А.Г. Волейбол в школе / А.Г. Фурманов. Киев, 1987.
68. Фурманов, А.Г. Подготовка волейболистов / А.Г. Фурманов. Минск,2007.
69. Яруллин Р. Х. Качества двигательной деятельности человека // Теория и практика физической культуры, 2011 г, № 8, с. 20.