Совершенствование системы адаптации персонала в сфере телекоммуникационных услуг(на примере ПАО «Ростелеком»)
|
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА 8
1.1 Понятие, цели и виды адаптации персонала 8
1.2 Процесс формирования системы адаптации персонала 16
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ 25
2.1 Отечественный опыт построения системы адаптации персонала в области
телекоммуникационных услуг 25
2.2 Система адаптации персонала в ПАО «Ростелеком» и пути ее
совершенствования 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА 8
1.1 Понятие, цели и виды адаптации персонала 8
1.2 Процесс формирования системы адаптации персонала 16
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ 25
2.1 Отечественный опыт построения системы адаптации персонала в области
телекоммуникационных услуг 25
2.2 Система адаптации персонала в ПАО «Ростелеком» и пути ее
совершенствования 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Актуальность исследования вопросов адаптации работников в сфере телекоммуникационных услуг состоит в том, что первые три-шесть месяцев на новой работе - самые трудные, и большое число новичков покидает новую работу именно в этот период. Это происходит по ряду причин, из которых наиболее распространенными являются несовместимость с остальными сотрудниками; недовольство стилем руководства; неоправдавшиеся представления о работе организации; утрата «иллюзий» относительно организации; непонимание работником предъявляемых к нему требований; высокая интенсивность и сложные условия труда на новом месте; несовпадение ожидаемой и фактической оплаты труда.
Для преодоления этих факторов процессом адаптации сотрудников на новом рабочем месте необходимо целенаправленно управлять, разрабатывая соответствующие инструменты и технологии.
Объектом исследования выступает система адаптации персонала организации.
Предметом исследования является система адаптации персонала в сфере телекоммуникационных услуг и пути ее совершенствования.
Целью исследования являться изучение системы адаптации персонала в сфере телекоммуникационных услуг на примере ПАО «Ростелеком» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, цели и виды адаптации персонала;
- ознакомится с процессом формирования системы адаптации персонала;
- изучить отечественный и зарубежный опыт построения системы адаптации персонала в области телекоммуникационных услуг;
- проанализировать систему адаптации персонала в ПАО «Ростелеком»;
- разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Основной метод исследования - анализ документации и интервью.
Проблема адаптации персонала на предприятии и ее влияние на эффективность работы персонала в различных аспектах рассматривалась в научных публикациях М.А. Авдеенко, А.В. Анучкина, В.В. Арутюнова, Н.П. Беляцкого, А.Я. Кибанова и других авторов. Существенный вклад в теоретическую разработку проблемы адаптации внесли В.П. Бычков, Н.А. Володина, А.В. Дейнека, И.Б. Дуракова, Ю.Г. Одегов и другие ученые, в работах которых исследовались ее сущность, виды, факторы.
Для преодоления этих факторов процессом адаптации сотрудников на новом рабочем месте необходимо целенаправленно управлять, разрабатывая соответствующие инструменты и технологии.
Объектом исследования выступает система адаптации персонала организации.
Предметом исследования является система адаптации персонала в сфере телекоммуникационных услуг и пути ее совершенствования.
Целью исследования являться изучение системы адаптации персонала в сфере телекоммуникационных услуг на примере ПАО «Ростелеком» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, цели и виды адаптации персонала;
- ознакомится с процессом формирования системы адаптации персонала;
- изучить отечественный и зарубежный опыт построения системы адаптации персонала в области телекоммуникационных услуг;
- проанализировать систему адаптации персонала в ПАО «Ростелеком»;
- разработать рекомендации по ее совершенствованию.
Основной метод исследования - анализ документации и интервью.
Проблема адаптации персонала на предприятии и ее влияние на эффективность работы персонала в различных аспектах рассматривалась в научных публикациях М.А. Авдеенко, А.В. Анучкина, В.В. Арутюнова, Н.П. Беляцкого, А.Я. Кибанова и других авторов. Существенный вклад в теоретическую разработку проблемы адаптации внесли В.П. Бычков, Н.А. Володина, А.В. Дейнека, И.Б. Дуракова, Ю.Г. Одегов и другие ученые, в работах которых исследовались ее сущность, виды, факторы.
Адаптация персонала является необходимым элементом кадровой политики, позволяющим удержать персонал и как можно быстрее ввести его в курс дела. Принципиальные цели адаптации можно свести к следующему: уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат; снижение степени озабоченности и неопределенности у новых работников; сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением; экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них; развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.
Адаптация может быть производственной и внепроизводственной. К производственной адаптации относят: социально - психологическую; профессиональную; организационную; психофизиологическую; и экономическую. К непроизводственной адаптации относят: адаптация к бытовым услугам, к внепроизводственному общению с коллегами, в период отдыха. Процесса адаптации состоит из следующих этапов: оценка подготовки новичка, ориентация, действенная адаптация, функционирование.
Процесс адаптации персонала в области телекоммуникационных услуг является важной составляющей кадровой политики организации, он позволяет эффективно управлять человеческими ресурсами и достигать целей предприятия. При этом, как показывает практика, наиболее высокий процент принятых на работу покидает предприятие в течение первых месяцев. Основными причинами ухода можно назвать: несоответствие реальности с ожиданиями работника и сложность влияния в новую организацию. Важнейшей задачей руководителя и специалистов службы персонала является помощь новому сотруднику успешно влиться в новую организацию.
Стратегия телекоммуникационных компаний в адаптации персонала должна быть направлена на мотивацию и удержание молодых, талантливых сотрудников. Для дальнейшего развития талантливой молодежи руководству телекоммуникационных предприятий России необходимо изучить
международный опыт работы; оптимизировать фонд оплаты труда; расширить практику контрактной системы направления на учебу выпускников школ и средних специальных учебных заведений; обеспечить более тесную интеграцию компаний и вузов, готовящих специалистов в области телекоммуникаций, в части пересмотра учебных планов с целью подготовки современных квалифицированных специалистов.
ПАО «Ростелеком» - одна из крупнейших в России и Европе телекоммуникационных компаний национального масштаба,
присутствующая во всех сегментах рынка услуг связи и охватывающая миллионы домохозяйств в России.
Компания занимает лидирующее положение на российском рынке услуг ШПД и платного телевидения: количество абонентов услуг ШПД превышает 11,2 млн., а платного ТВ «Ростелекома» - более 8,2 млн. пользователей, из которых свыше 3 миллиона смотрит уникальный федеральный продукт «Интерактивное ТВ».
Численность персонала в ПАО «Ростелеком» ежегодно снижается и составила в 2018 г. 144 тыс. человек. При этом основная доля приходится на персонал в возрасте от 18 до 30 лет, преобладают мужчины в виду деятельности организации. По квалификационному признаку основное количество приходится на производственный персонал, так как предприятие оказывает услуги. Рост количества численности персонала обусловлено ростом объемов деятельности и, соответственно, объема работы у сотрудников.
Основными недостатками действующей в ПАО «Ростелеком» системы адаптации являются: отсутствует регламентированная процедура адаптации; в процессе адаптации отсутствуют этапы предварительного анализа готовности вновь нанятого работника и этап оценки результативности прохождения процесса адаптации по окончании испытательного срока. Эти обстоятельства не позволяют новому работнику быстро адаптироваться как на рабочем месте, так и в коллективе.
Поэтому для исправления сложившейся ситуации необходимо ввести этапы предварительной оценки новичка и итогового анализа результатов аттестации, что будет предусматривать: определение факторов, которые оказывают влияние на успешную адаптацию новых сотрудников, а также определить критерии, которые позволят оценить эффективность адаптации; определение мероприятий, которые необходимо реализовать, чтобы адаптация прошла успешно и новый сотрудник усвоил принятые на предприятии нормы и правила; определение ответственных за проведение и контроль мероприятий программы адаптации, определить зоны ответственности всех, кто включен в процесс адаптации. Для более эффективной реализации предлагаемых мероприятий необходимо использовать методы геймификации.
Стоимость внедрения предлагаемых мероприятий составляет 7608600 руб. Внедрение предлагаемых мероприятий по совершенствованию процесса адаптации в ПАО «Ростелеком» позволит предприятию увеличит выручку на 15296959,25 тыс. руб. или на 5%, а рентабельность на 4,39% от текущего значения, что свидетельствует об экономической эффективности и целесообразности внедрения таких стандартов.
Адаптация может быть производственной и внепроизводственной. К производственной адаптации относят: социально - психологическую; профессиональную; организационную; психофизиологическую; и экономическую. К непроизводственной адаптации относят: адаптация к бытовым услугам, к внепроизводственному общению с коллегами, в период отдыха. Процесса адаптации состоит из следующих этапов: оценка подготовки новичка, ориентация, действенная адаптация, функционирование.
Процесс адаптации персонала в области телекоммуникационных услуг является важной составляющей кадровой политики организации, он позволяет эффективно управлять человеческими ресурсами и достигать целей предприятия. При этом, как показывает практика, наиболее высокий процент принятых на работу покидает предприятие в течение первых месяцев. Основными причинами ухода можно назвать: несоответствие реальности с ожиданиями работника и сложность влияния в новую организацию. Важнейшей задачей руководителя и специалистов службы персонала является помощь новому сотруднику успешно влиться в новую организацию.
Стратегия телекоммуникационных компаний в адаптации персонала должна быть направлена на мотивацию и удержание молодых, талантливых сотрудников. Для дальнейшего развития талантливой молодежи руководству телекоммуникационных предприятий России необходимо изучить
международный опыт работы; оптимизировать фонд оплаты труда; расширить практику контрактной системы направления на учебу выпускников школ и средних специальных учебных заведений; обеспечить более тесную интеграцию компаний и вузов, готовящих специалистов в области телекоммуникаций, в части пересмотра учебных планов с целью подготовки современных квалифицированных специалистов.
ПАО «Ростелеком» - одна из крупнейших в России и Европе телекоммуникационных компаний национального масштаба,
присутствующая во всех сегментах рынка услуг связи и охватывающая миллионы домохозяйств в России.
Компания занимает лидирующее положение на российском рынке услуг ШПД и платного телевидения: количество абонентов услуг ШПД превышает 11,2 млн., а платного ТВ «Ростелекома» - более 8,2 млн. пользователей, из которых свыше 3 миллиона смотрит уникальный федеральный продукт «Интерактивное ТВ».
Численность персонала в ПАО «Ростелеком» ежегодно снижается и составила в 2018 г. 144 тыс. человек. При этом основная доля приходится на персонал в возрасте от 18 до 30 лет, преобладают мужчины в виду деятельности организации. По квалификационному признаку основное количество приходится на производственный персонал, так как предприятие оказывает услуги. Рост количества численности персонала обусловлено ростом объемов деятельности и, соответственно, объема работы у сотрудников.
Основными недостатками действующей в ПАО «Ростелеком» системы адаптации являются: отсутствует регламентированная процедура адаптации; в процессе адаптации отсутствуют этапы предварительного анализа готовности вновь нанятого работника и этап оценки результативности прохождения процесса адаптации по окончании испытательного срока. Эти обстоятельства не позволяют новому работнику быстро адаптироваться как на рабочем месте, так и в коллективе.
Поэтому для исправления сложившейся ситуации необходимо ввести этапы предварительной оценки новичка и итогового анализа результатов аттестации, что будет предусматривать: определение факторов, которые оказывают влияние на успешную адаптацию новых сотрудников, а также определить критерии, которые позволят оценить эффективность адаптации; определение мероприятий, которые необходимо реализовать, чтобы адаптация прошла успешно и новый сотрудник усвоил принятые на предприятии нормы и правила; определение ответственных за проведение и контроль мероприятий программы адаптации, определить зоны ответственности всех, кто включен в процесс адаптации. Для более эффективной реализации предлагаемых мероприятий необходимо использовать методы геймификации.
Стоимость внедрения предлагаемых мероприятий составляет 7608600 руб. Внедрение предлагаемых мероприятий по совершенствованию процесса адаптации в ПАО «Ростелеком» позволит предприятию увеличит выручку на 15296959,25 тыс. руб. или на 5%, а рентабельность на 4,39% от текущего значения, что свидетельствует об экономической эффективности и целесообразности внедрения таких стандартов.
Подобные работы
- Повышение эффективности кадровой политики предприятия в сфере
телекоммуникационных услуг
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022





