Проведено экспериментальное исследование .
База исследования: член сборной России по бильярдному спорту.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы «предстартовой лихорадки» у профессиональных спортсменов 7
1.1. Особенности предстартовых состояний у профессиональных спортсменов 7
1.2. Особенности состояния «предстартовой лихорадки» у профессиональных спортсменов и факторы, влияющие на степень его проявления 12
Глава 2. Теоретические и методические аспекты когнитивно-поведенческого консультирования как средства преодоления «предстартовой лихорадки» у профессиональных спортсменов 19
2.1. Теоретические аспекты когнитивно-поведенческого консультирования как средства преодоления «предстартовой лихорадки» у профессиональных спортсменов 20
2.2. Методические аспекты когнитивно-поведенческого консультирования как средства преодоления «предстартовой лихорадки» у профессиональных спортсменов 24
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности когнитивно-поведенческого консультирования как средства преодоления «предстартовой лихорадки» у профессиональных спортсменов 31
3.1. Организация экспериментального исследования эффективности когнитивно-поведенческого консультирования как средства преодоления «предстартовой лихорадки» у профессиональных спортсменов 31
3.2. Результаты экспериментального исследования эффективности когнитивно-поведенческого консультирования как средства преодоления «предстартовой лихорадки» у профессиональных спортсменов41
Заключение 53
Список литературы 55
Приложение 60
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное исследова-ние когнитивно-поведенческого консультирования как эффективного сред-ства преодоления «предстартовой лихорадки» у профессиональных спортсменов.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы исследовать особенности «пред-стартовой лихорадки» у профессиональных спортсменов-бильярдистов для выделения критериев эмпирического исследования и концептуализа-ции воздействия посредством когнитивно-поведенческого консультирова-ния.
2. Теоретически и методически обосновать возможности когнитивно-поведенческого консультирования как эффективного средства преодоления «предстартовой лихорадки» у спортсменов-бильярдистов.
3. На основе экспериментального исследования показать эффективность когнитивно-поведенческого консультирования как средства преодоления «предстартовой лихорадки» у профессиональных спортсменов-бильярдистов.
Актуальность исследования. Спорт – важная составляющая современного мира. Ещё древние греки развили спорт в самостоятельную систему и активно включили его в общественную жизнь.
Современный спорт почти не похож на то, каким он был на первых олимпиадах. Конечно, лозунг олимпийских игр «Быстрее, Выше, Сильнее» продолжил своё существование, но современные реалии соревнований, где требования к подготовке спортсменов находятся на гране возможностей человека, требуют максимального проявления своих способностей не только в физическом, тактическом и техническом плане, но и в психологическом.
В спорте высших достижений существует множество факторов, которые имеют сильное воздействие на психику спортсмена. Тренировки, переезды, подготовка к соревнованиям и сами соревнования – все это несет большую нагрузку, такое могут выдержать только психологически подготовленные люди. Помимо этого, результаты самих соревнований, переживание результата которых требует много времени и усилий.
Бильярдный спорт связан с большими психическими нагрузками. Спортсмену требуется постоянно находиться в состоянии концентрации внимания, при этом надо уметь быстро переключать ее, когда он ожидает свой подход [41].
Важным этапом жизни спортсмена является период ожидания соревнования. Когда позади множество часов изнурительных тренировок, когда уже мало что можно изменить, спортсмен начинает прогнозировать возможный результат. И, к сожалению, его предстартовое состояние может оказаться не оптимальным.
В таких случаях спортсмену необходима психологическая помощь специалиста, знающего специфику определенного вида спорта. Психолог должен помочь преодолеть негативные предстартовые состояния, найти новые резервы и силы, помочь разобраться в себе.
Проблемой исследования предстартовых состояний занимались многие зарубежные и отечественные психологи, в том числе спортивные. А.Ц. Пуни был одним из первых, кто выделил 3 предстартовых состояния: боевой готовности, «предстартовой апатии» и «предстартовой лихорадки» [38].
А.В. Алексеев, описывая состояние боевой готовности, отметил, что оно состоит из 3 составляющих, которые могут быть субъективно оценены самим спортсменом: физическое, эмоциональное и ментальное. Если спортсмен чувствует себя комфортно во всех составляющих, то он находится в состоянии боевой готовности [3].
О.А. Черникова впервые описала состояние «предстартовой лихорадки» через внешние проявления этого состояния, которые заметны невооруженным глазом. Это связано не только с поведением спортсмена, но и с его внешним видом [47].
Предстартовые состояния в бильярдном спорте играют большую роль. Это было показано в исследовании Н.Н. Захарьевой и Г.В. Барчуковой. Они выявили, что 70% спортсменов, продемонстрировавших низкую результативность, находились в состоянии «предстартовой лихорадки» [23].
К сожалению, на данный момент не существует исследований, которые были бы связаны с работой по преодолению предстартовых состояний у спортсменов-бильярдистов.
Существует множество методов регуляции предстартовых состояний. Е.П Ильин разделил их на срочные и несрочные. Срочные методы представляют работу непосредственно перед стартом, несрочные – работу во время тренировочного процесса [25].
Однако на наш взгляд, эти методы представляют собой лишь временную помощь и не работают с вероятными причинами проявления предстартовых состояний. Учитывая тот факт, что предстартовые состояния имеют в основе систему отношений спортсмена и уровень его эмоционального возбуждения, зависящий от значимости результата или трудности соревновательной задачи. Благодаря когнитивно-поведенческому консультированию, психолог может помочь спортсмену овладеть своим состоянием перед стартом и контролировать его для получения максимального результата на соревнованиях.
Эффективное использование когнитивно-поведенческого консультирования и психотерапии при работе со спортсменами было доказано практически.
А.И. Харитонова на примере работы со сборной командой России по дзюдо доказали эффективность применения когнитивно-поведенческой психотерапии и консультирования при работе с мотивацией достижения. Авторы показали, что когнитивно-поведенческая терапия может стать инструментом для снятия негативных установок, мешающих реализации поставленных задач и достижения максимального результата в спорте [46].
В своем исследовании мы делаем попытку рассмотрения теоретических и практических подходов к решению проблемы предстартовых состояний у профессиональных спортсменов-бильярдистов, в том числе с помощью когнитивно-поведенческого консультирования.
Таким образом, актуальность проблемы позволяет сформулировать объект, предмет, цель, задачи исследования.
Объект исследования: «предстартовая лихорадка» у профессиональных спортсменов.
Предмет исследования: когнитивно-поведенческое консультирование как эффективное средство преодоления «предстартовой лихорадки» у профессиональных спортсменов.
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное исследование когнитивно-поведенческого консультирования как эффективного средства преодоления «предстартовой лихорадки» у профессиональных спортсменов.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы исследовать особенности «предстартовой лихорадки» у профессиональных спортсменов-бильярдистов для выделения критериев эмпирического исследования и концептуализации воздействия посредством когнитивно-поведенческого консультирования.
2. Теоретически и методически обосновать возможности когнитивно-поведенческого консультирования как эффективного средства преодоления «предстартовой лихорадки» у спортсменов-бильярдистов.
3. На основе экспериментального исследования показать эффективность когнитивно-поведенческого консультирования как средства преодоления «предстартовой лихорадки» у профессиональных спортсменов-бильярдистов.
Гипотеза исследования: когнитивно-поведенческое консультирование представляет собой определенным образом структурированное взаимодействие, в условиях которого появляются возможности повышения уровня мотивации достижения и снижение уровня мотивации избегания неудач, позволяющие профессиональным спортсменам бильярдистам преодолевать состоя ние «предстартовой лихорадки».
Методы исследования: Для достижения исследовательской цели и реализации задач эмпирического исследования планируется использовать теоретический анализ литературы и методы, объединенные в рамках эксперимента: тестирование с помощью методик (измерение мотивации достижения (А. Мехрабиан), шкала оценки потребности в достижении (Ю.М. Орлов), выявление негативных дезадаптивных мыслей с помощью ABC-схемы (А. Эллис), анализ единичного случая. Обработка тестовых методик и ABC-модели негативных мыслей производилось посредством сравнительного анализа.
База исследования: в исследовании принял участие член сборной России по бильярдному спорту.
1. Александров А.А. Интегративная психотерапия. – СПб.: Питер, 2009. – 352 c.
2. Александров А.А. Современная психотерапия: Курс лекций. – СПб.: «Академический проект», 1997. – 335 с.
3. Алексеев А.В. Себя преодолеть. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 38 с.
4. Бабушкин Г.Д., Шумилин А.П., Чикуров А.И., Соколов А.Н. Влияние психологической готовности на предстартовое состояние и результативность соревновательной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 3. – С. 13-16.
5. Бархаев Б.П. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. – М.: ВУ, 1998 – 283 с.
6. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. – СПб.: Питер, 2003. – 304 с.
7. Бек Дж. Когнитивная терапия: полное руководство: Пер. с англ. – М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2006. – 400 с.
8. Белютин Р.В. Метафорическая модель «Спорт это война» в немецкой картине мира // Вестник Брянского государственного университета – 2012. – №2 (2). – С.249-252.
9. Бобровский А.В., Бобровский В.А., Гераськин А.А. Мотивация спортивной деятельности // Спортивный психолог – 2004. – №3. – С. 18-21.
10. Бусыгина Н.П. Научный статус методологии исследования случаев // Московский психотерапевтический журнал. – 2009. – №1. – С. 9-34.
11. Быстрова Я.А. Сущностная характеристика понятия предстартового состояния // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта – 2016. – 6 (136). – С. 209-213.
12. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. – М.: МГППУ, 2003. – 108 с.
13. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. – М.: Физическая культура и спорт. – Серия: Наука – спорту, 1981. – 112 с.
14. Гаранян Н.Г. Практические аспекты когнитивной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. – 1996. – № 3. – С. 29-48.
15. Гаранян Н.Г. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия посттравматического стрессового расстройства // Консультативная психология и психотерапия. – 2013. – №3. – С. 46-72.
16. Геретоваль 3. Психология человека в полете. – М.: Просвещение, 1956. – 96 с.
17. Глэддинг С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2002. – 736 с.
18. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
19. Гордиенко В.А. Подходы к дискурсивному анализу психотерапевтической ситуации // Ситуационная и личностная детерминация дискурса. – М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007. – С. 339-352.
20. Дашкевич О.В. Эмоции в спорте и их регуляция: Автореф. дис. канд. наук. – М., 1970. – 67 с.
21. Егоров А.С. О психологической «настройке» спортсменов // Легкая атлетика. – 1960. – № 9 –С. 16-17.
22. Журавлёв Д.В. Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена: метод. пособие. – М.: МКПЦН., 2009. – 120 с.
23. Захарьева Н.Н., Барчукова Г.В. Влияние предстартовых состояний на спортивную результативность бильярдистов // Теория и практика физической культуры. – 2013. –№12. – С. 72-74.
24. Ильин E.П. Психофизиология состояний человека. – СПб.: Питер, 2005. – 412 с.
25. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2009 – 352 с.
26. Квале С. Исследовательское интервью – М.: Смысл, 2003. –301 c.
27. Когнитивно-бихевиоральный подход в психотерапии и консультировании: Хрестоматия / Сост. Т.В. Власова. – Владивосток: ГИ МГУ, 2002. – 110 с.
28. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. – 224 с.
29. Кузовкин В.В. Психотехника личностного роста: монография. – Москва: ИИУ МГОУ, 2014. – 262 с.
30. Кузовкин В.В. Психотехнический подход: история становления, тенденции развития, критическое осмысление (к 20-летию выхода в печать статьи Ф.Е. Василюка психологической практики к психотехнической теории»). // Психология и психотехника. – 2012. – № 12– С. 79-89.
31. Кузовкин В.В., Жмурин И.Е. Проблема исследования психологического консультирования посредством анализа единичного случая в рамках учебного процесса. // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». – 2014. – № 2. – C. 80-88.
32. Кузовкин В.В., Харитонова А.И. Когнитивно-поведенческая терапия как метод повышения мотивации достижения у профессиональных спортсменов // Журнал практического психолога. – 2014. – № 6. – С. 96-133.
33. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – М.: Прогресс, 1980. – 391 с.
34. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. – СПБ.: Речь, 2001. – 560 с.
35. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.
36. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. – М.: Издательство Московского университета, 1986. – 118 с.
37. Пуни А.Ц. К психологической характеристике предстартового состояния спортсмена. – М.: Инфра – М., 2001.
38. Пуни А.Ц. Проблема личности в психологии спорта. – М.: Союзспортобеспечение, 1980. – 28 с.
39. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. – М.: ФиС, 1969. – 88 с.
40. Рудик П.А. Психология: учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1964. – 464 с.
41. Салмова А.И., Салмов И.И. Бильярдный спорт как вид физического воспитания // Вестник Иркутского университета: материалы научно-теоретической конференции аспирантов и студентов. – 2010. – № 9. – С. 535-537.
42. Сингер Р.Н. Мифы и реальность в психологии спорта: учебник для институтов физической культуры. – М: Физкультура и спорт, 1980. – 152 с.
43. Соловьева С.Л. Психотерапия. Новейший справочник практического психолога. – М.: АСТ, 2009. – 524 с.
44. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности. – М.: Академический проект, 2005. – 128 с.
45. Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. – СПб: Питер, 2002. – 352 с.
46. Харитонов С.В. Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии. – М.: Психотерапия, 2009. – 176 с.
47. Черникова О.А. Спортивная лихорадка // Теория и практика физической культуры. – 1937. – №3. – С. 269-275.
48. Эллис А., Драйден У. Практика рационально эмоциональной поведенческой терапии – СПб.: Речь, 2002. –352 с.
49. Adams R.M. Momentum in the performance of professional pocket billiards players. // International Journal of Sports Psychology – 1996. – №29 – С. 580-587.
50. Beck J.S. Cognitive behavior therapy: Basics and beyond. – NY: The Guilford Press, 2011. – 391 c.
51. Stake R.E. The art of case study research. – London: Sage, 2005. – 192 с.