Рассмотрено реализация государственной демографической политики на территории Московской области.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы и организационно-управленческая сущность развития государственной демографической политики 6
1.1. Понятие, сущность и значение демографической политики 6
1.2. Нормативно-правовая база регулирования демографических процессов в России 11
1.3. Основные направления демографической политики в Российской Федерации 16
ГЛАВА 2. Реализация государственной демографической политики на территории Московской области 22
2.1. Полномочия органов государственной власти по реализации демографической политики в Московской области 22
2.2. Оценка результатов деятельности исполнительных органов власти в области демографической политики 32
ГЛАВА 3. Перспективные направления совершенствования демографической политики на территории Московской области 41
3.1. Обоснование необходимости в повышении эффективности мер государственной демографической политики на территории региона 41
3.2. Разработка мероприятий по совершенствованию механизма государственной демографической политики в Московской области 46
Заключение 58
Список использованных источников 62
Актуальность исследования обусловлена тем, что текущее состояние де-мографической ситуации в Российской Федерации имеет стратегически важ-ное социальное значение в жизни современного российского общества. Госу-дарственной политике в данном направлении отведена особая роль, заклю-чающаяся в поддержании и улучшении состояния здоровья граждан, сниже-нии общей заболеваемости в стране, а также обеспечении положительных тенденций в развитии демографической ситуации в стране. От этого зависит не только качество жизнеобеспечения населения, но и поддержание должного уровня социально-экономического развития Российской Федерации. Эффек-тивность механизмов по развитию государственной демографической поли-тики в Российской Федерации находится в прямой зависимости от таких фак-торов, как достаточность ресурсного и материально-технического обеспече-ния медицинских учреждений, состояние рынка труда, нормативно-правовое регулирование отношений в различных сферах взаимодействия людей и др.
В условиях сложившегося на сегодняшний день острейшего геополити-ческого противостояния России странам Европейского Союза, а также на фоне проведения специальной военной операции, все большую значимость для нашего государства приобретают вопросы национальной безопасности. В связи с этим, вопросы повышения эффективности механизмов государ-ственной демографической политики постепенно приобретают характер гос-ударственной важности. Приоритетной задачей правительственных органов власти в части решения ключевых задач по обеспечению национальной без-опасности государства является стимулирование эффективности функциони-рования сферы здравоохранения и разработка системных мер по охране, со-хранению и укреплению здоровья народонаселения страны. Решение обо-значенных вопросов осуществляется в рамках соответствующих направле-ний социально-экономической государственной политики.
Объект исследования – деятельность органов исполнительной власти Московской области в сфере реализации государственной демографической политики на территории региона.
Предмет исследования – демографическая политика как составляющая социально-экономической политики государства.
Цель исследования – анализ реализации основных направлений госу-дарственной демографической политики на территории Московской области, а также определение проблем и перспектив ее развития.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следу-ющие задачи:
– ознакомиться с теоретическими основами понятия, сущности и значе-ния демографической политики;
– изучить нормативно-правовую основу регулирования демографиче-ских процессов в России;
– обозначить основные направления демографической политики в Рос-сийской Федерации;
– систематизировать полномочия органов государственной власти по реализации демографической политики в Московской области;
– представить оценку результатов деятельности исполнительных орга-нов власти в области демографической политики;
– обосновать необходимость повышения эффективности государствен-ной демографической политики в Московской области;
– разработать перспективные направления совершенствования демогра-фической политики на территории региона.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных ученых, исследования которых, направлены на изучение основных направ-лений государственной демографической политики. Весомый вклад в разра-ботку теоретических положений и методологических подходов относительно содержания экономической сущности демографической политики сделали такие авторы, как И.М. Зраева, О.Н. Калачикова, А.С. Леляков, Ю.В. Миля-ева, А.В. Винокурова, М.М. Низамутдинов М.М., В.В. Орешников и ряд других.
Кроме того, была использована нормативно-правовая база Российской Федерации и Московской области, данные официальной статистики, элек-тронные источники по проблеме исследования, а также материалы, разме-щенные в информационных системах сети Интернет.
Методологической основой исследования является совокупность науч-ных методов, позволяющих осуществить всесторонний анализ и сделать вы-воды по предмету исследования. Применялись общенаучный диалектический метод и специальные методы – сравнения, статистический, документальный, системно-структурный, логический.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследовательской части могут быть в дальнейшем использованы при изуче-нии основных направлений государственной демографической политики в Российской Федерации. Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные направления по совершенствованию государственной де-мографической политики в регионе могут быть реализованы в Московской области.
Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованных источников.
В соответствии с поставленной целью и обозначенными задачами в настоящей выпускной квалификационной работе рассмотрены теоретико-методологические основы формирования государственной демографической политики в Российской Федерации. Подводя итог теоретической части исследования, можно утверждать, что государственная демографическая политика является структурной составляющей в системе исполнительной деятельности государства по организации процессов жизнеобеспечения современного общества. Процессы формирования и реализации государственной демографической политики основаны на разработке и принятии управленческих инициатив в условиях расстановки ключевых стратегических приоритетов Российской Федерации. Деятельность государственных органов власти по обеспечению положительных тенденций в развитии демографической ситуации на территории страны осуществляется в рамках совокупных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера.
Механизм государственного регулирования демографической политики включает в себя систему мер и действий, осуществляющихся государством в целях управления и контроля демографических процессов в стране. В своем концептуальном содержании деятельность органов исполнительной власти по обеспечению реализации государственных инициатив в сфере поддержания положительных тенденций в развитии демографической ситуации отчетливо выражает всеобщие интересы российского общества.
Правовой основой реализации государственной демографической политики на территории РФ является система нормативных актов, направленных на урегулирование общественно-экономических отношений между гражданами нашего государства. К предметам регулирования в рамках данных нормативно-правовых актов относятся вопросы, касающиеся охраны и защиты здоровья граждан, обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению, разделения полномочий органов государственной власти в сфере здравоохранения, разработки единой системы государственных пособий гражданам, имеющим детей, создания условий для развития благоприятной миграционной ситуации т.д. Для достижения положительных тенденций в развитии демографической ситуации на территории Российской Федерации разрабатываются и принимаются отраслевые документы стратегического планирования, включая государственные программы по совершенствованию системы здравоохранения.
Основные направления реализации демографической политики в Российской Федерации, заключаются в поддержании национальных интересов государства в части оказания народонаселению качественной и эффективной медицинской помощи, охраны его здоровья, а также решения проблем по обеспечению роста численности населения страны. Ключевые мероприятия по содействию позитивным тенденциям в развитии демографической ситуации на территории Российской Федерации лежат в основе государственной семейной и миграционной политики, а также политики в сфере здравоохранения.
Результаты исследования, представленные во второй главе выпускной квалификационной работе, позволяю сделать вывод о том, что в систему органов государственной власти Московской области, в компетенцию которых включена реализация основных полномочий в сфере демографической политики на территории региона входят Московская областная Дума, Губернатор и Правительство Московской области. Вопросами обеспечения деятельности региональных государственных органов власти в сфере реализации государственной демографической политики на территории региона занимаются центральные исполнительные органы специальной компетенции, к которым относятся Министерство социального развития, Министерство здравоохранения и Министерство информации и молодежной политики.
Региональное Министерство социального развития осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность в сферах социальной защиты и социального обслуживания населения, охраны труда и занятости, трудовой миграции, Министерство здравоохранения – в сфере охраны здоровья населения, Министерство информации и молодежной политики – в сферах поддержания общественно-политической стабильности на территории региона, организации работы с молодежью и реализации социально значимых проектов. К тому же, при администрации Губернатора Московской области функционируют два коллегиальных совещательных органа: Координационный совет по улучшению демографической ситуации, основная задача которого заключается в разработке предложений, направленных на улучшение демографической ситуации в регионе, и Московская областная межведомственная комиссия по миграционной политике. Органы исполнительной власти Московской области формируют собственную стратегию и тактику проведения демографических преобразований на этих территориях региона в рамках установленных полномочий и возможностей использования финансовых средств.
Большинство организационных мер, реализуемых в рамках государственной демографической политики на территории Московской области, носят социальный и психологический характер. Сюда относятся поддержки семей с детьми, медицинские процедуры, различные пособия, бесплатный проезд, льгота по оплате ЖКХ, тренинги, помощь многодетным и приемным семьям и др. В числе прочих задач регионального Правительства является предоставление населению Московской области возможности как можно дольше сохранить свое здоровье. Для решения этой задачи на территории региона ведется активная работа по возведению и капитальному ремонту медицинских лечебно-профилактических учреждений, поставляется необходимое оборудование для лечения больных с показаниями сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, внедрена практика организации медицинских осмотров и профилактики неинфекционных заболеваний.
Налажена работа по улучшению условий работы врачей и обслуживания пациентов, привлечению специалистов медицинской отрасли к работе в государственных учреждениях здравоохранения, для граждан обеспечен доступ к юридически значимым электронным медицинским документам Единый портал «Госуслуги». Для старшего поколения в Подмосковье организовано проведение диспансеризации и профилактических осмотров, открываются геронтологические отделения. К тому же особое внимание уделяется развитию такой социальной сферы, как занятие населения физической культурой и спортом.
При этом, следует отметить необходимость повышения эффективности мер государственной демографической политики на территории Московской области, обусловленную наличием ряда негативных фактов, оказывающих непосредственное влияние на состояние демографической ситуации в регионе. В частности, сюда следует отнести замедление темпов роста детской рождаемости, связанное с отсутствием у местного населения стабильности и уверенности в завтрашнем дне, а также недостаточным уровнем материального благосостояния. Во-вторых, это слабый механизм государственной поддержки содействия в трудоустройстве молодых специалистов на рынке труда, как одного из факторов, способных стимулировать рост рождаемости и предотвратить демографический упадок в регионе. В-третьих, это рост нелегальной миграции иностранной рабочей силы, являющейся причиной социального напряжения в обществе и прямой угрозой создания рабочих мест для москвичей.
В качестве основных мероприятий, направленных на совершенствование демографической политики на территории Московской области предложены следующие направления: мотивация представителей бизнеса к поддержке работников с семейными обязательствами, развитие организационного и информационного контуров сферы трудоустройства молодых специалистов и занятости молодежи в регионе, а также сдерживание нелегальной трудовой миграции в регионе.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправ-ках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ)) // СПС «Консультант Плюс».
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 № 223-Ф // СПС «Консультант Плюс».
3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».
4. Федеральный закон от 29 ноября 2010 № 326-ФЗ «Об обязатель-ном медицинском страховании в Российской Федерации» // СПС «Консуль-тантПлюс».
5. Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
6. Федеральный закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
7. Федеральный закон от 19 мая 1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СПС «Консультант Плюс».
8. Указ Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»// СПС «КонсультантПлюс».
9. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 № 208 «Об утверждении «Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс».
10. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 № 400 «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Феде-рации» // СПС «КонсультантПлюс».
11. Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 № 254 «Об утверждении Стратегии развития здравоохранения в Российской Феде-рации на период до 2025 года» // СПС «Консультант Плюс».
12. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 го-да и на перспективу до 2036 года» // СПС «Консультант Плюс».
13. Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Фе-дерации на 2019 -2025 годы» // // СПС «Консультант Плюс».
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 фев-раля 2019 № 207-16-р «Об утверждении Стратегии пространственного раз-вития РФ на период до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс».
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09 июня 2020 № 1523-р «Об утверждении Энергетической стратегии Российской Фе-дерации на период до 2035 года» // СПС «КонсультантПлюс».
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 де-кабря 2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Россий-ской Федерации «Развитие здравоохранения» // СПС «КонсультантПлюс.
17. Приказ Федеральной миграционной службы от 2 декабря 2013 № 640 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной миграцион-ной службы по Московской области» // СПС «КонсультантПлюс.
18. Закон Московской области от 06 июля 2021 № 142/2021-ОЗ «О молодежной политике в Московской области» // СПС «КонсультантПлюс.
19. Закон Московской области от 14 ноября 2013 №132/2013-ОЗ «О здравоохранении в Московской области» // СПС «КонсультантПлюс.
20. Постановление Губернатора Московской области от 23 января 2015 №21-ПГ «О Координационном совете по улучшению демографической ситуации в Московской области» // СПС «КонсультантПлюс.
21. Постановление Губернатора Московской области от 14 сентября 2023 № 281-ПГ «О системе и структуре исполнительных органов Москов-ской области» // СПС «Консультант Плюс».
22. Постановление Московской областной Думы от 10 ноября 2022 № 4/37-П «Об Уставе Московской области» // СПС «Консультант Плюс».
23. Постановление Правительства Московской области от 21 июня 2024 № 626-ПП «О Положении Министерства социального развития Мос-ковской области» // СПС «КонсультантПлюс.
24. Постановление Правительства Московской области от 26 июня 2023 № 441-ПП «Об утверждении региональной программы «Повышение рождаемости в Московской области» на 2023-2025 годы» // СПС «Консуль-тантПлюс.
25. Постановление Правительства Московской области от 22 августа 2013 № 635/35 «О Московской областной межведомственной комиссии по миграционной политике» // СПС «КонсультантПлюс.
26. Постановление Правительства Московской области от 17 октября 2007 № 790/28 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохране-ния Московской области» // СПС «КонсультантПлюс.
27. Постановление Правительства Московской области от 28 апреля 2022 № 441/14 «О Министерстве информации и молодежной политики Мос-ковской области» // СПС «КонсультантПлюс.
28. Постановление Правительства Московской области от 26.06.2023 № 441-ПП «Об утверждении региональной программы «Повышение рожда-емости в Московской области» на 2023-2025 годы» // СПС «Консультант-Плюс.
Научная литература
29. Аитова Ю.С. Анализ государственной политики России в сфере регулирования демографических процессов // Вестник Евразийской науки, 2020, № 6.
30. Анофриков С.П. Демографический аспект экономической без-опасности государства // Векторы благополучия: экономика и социум, 2020, № 1 (36).
31. Бекетов Н.В., Денисова А.С. Основные приоритеты формирова-ния государственной демографической политики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2021, № 5(26).
32. Безрукова О.Н. Демографическая политика государства в области рождаемости: пути преодоления кризиса // Вестник Санкт-Петербургского университета, 2021, № 3.
33. Бормотова Т.М. Управления миграционными процессами в Рос-сии: возможности совершенствования // Социосфера, 2020, № 2.
34. Зраева И.М. Правовое регулирование миграционных процессов в России: проблемы и перспективы развития // Вестник Московского универси-тета МВД России, 2021, № 2.
35. Калачикова О.Н. Демографическая политика России: регио-нальный аспект // Экономика региона, 2022, № 3.
36. Леляков А.С. Правовое регулирование миграционных процессов в России // Юридическая мысль, 2022, № 1.
37. Миляева Ю.В., Винокурова А.В. Основные тенденции миграци-онных процессов в современной России // СКИФ. Вопросы студенческой науки, 2022, № 9.
38. Низамутдинов М.М., Орешников В.В. Пространственная мобиль-ность населения России: кластерный и факторный анализ // Известия Уфим-ского научного центра Российской академии наук, 2023, № 3.
39. Панова Т.В. Демографические аспекты национальной безопасно-сти России // Экономические науки, 2022, № 6.
40. Ростовская Т.К., Сигарева Е.П. Проблемы реализации государ-ственных программ, связанных с демографическим и миграционным потен-циалом // Государственный советник, 2021, № 1.
41. Рыбаковский Л.Л. Концепция демографической политики России: опыт разработки и пути совершенствования // Социологические исследова-ния, 2023, № 9.
42. Синица А.Л. Методологические принципы проведения монито-ринга реализации демографической и семейной политик // Народонаселение, 2024, № 3.
43. Шипунова О.В. Проблемы и перспективы региональной демо-графической политики в области рождаемости // Регион: экономика и социо-логия, 2022, № 1.
Электронные ресурсы
44. Александр Бастрыкин: мигранты стали одним из факторов соци-альной напряженности в мире и России – https://sledcom.ru/press/interview/item/1780279/ – по состоянию на 25.11.2024.
45. В России разработали демографическую стратегию – https://www.rbc.ru/life/news/67358e449a794780a9530958 – по состоянию на 25.11.2024.
46. Власти Подмосковья повысят контроль за трудовыми мигранта-ми – https://ria.ru/20240208/migranty-1926248274.html – по состоянию на 25.11.2024.
47. Власти предложат бизнесу поддержать рождаемость яслями и жилищной ссудой –https://www.rbc.ru/economics/29/11/2024/67485bc09a79474e23a00d85?ysclid=m4vfs1j3gk330957035 – по состоянию на 25.11.2024.
48. Власти Подмосковья работают над улучшением демографической ситуации в регионе – https://riamo.ru/news/obschestvo/v-gorodah-podmoskovya-za-poslednie-5-let-rozhdaemost-upala-bolee-chem-na-25/?ysclid=m4y7nd7inq56566779 – по состоянию на 25.11.2024.
49. В Московской области с 2025 года введут ограничения на работу мигрантов – https://secrets.tinkoff.ru/novosti/zapret-na-rabotu-migrantov-v-mo/ – по состоянию на 25.11.2024.
50. В Подмосковье в ближайшие три года будет прибавляться по 100 тысяч мигрантов в год – https://mo.tsargrad.tv/news/v-podmoskove-v-blizhajshie-tri-goda-budet-pribavljatsja-po-100-tysjach-migrantov-v-god_655823 – по состоянию на 25.11.2024.
51. Демографическая безопасность Московской области, перспективы укрепления – https://vk.com/@moo.ldpr-demograficheskaya-bezopasnost-moskovskoi-oblasti-perspektivy – по состоянию на 25.11.2024.
52. Итоги национального проекта «Демография» 2023 в Подмоско-вье – https://mef.mosreg.ru/sobytiya/novosti-ministerstva/05-02-2024-13-04-03-itogi-natsionalnogo-proekta-demografiya-2023-v-pod?ysclid=m4je8s04395381049 – по состоянию на 25.11.2024.
53. Итоги нацпроекта «Демография» за первое полугодие 2024 года подвели в Подмосковье – https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/itogi-nacproekta-demografiya-za-pervoe-polugodie-2024-goda-podveli-v-podmoskove?ysclid=m4jg38a0d900983215 – по состоянию на 25.11.2024.
54. Информация о мерах поддержки семей с детьми в Московской области – https://odin.ru/news/?id=71598 – по состоянию на 25.11.2024.
55. Многодетные семьи в Подмосковье получили выплату в 10 тысяч руб. на школьную форму – https://ria.ru/20230815/podmoskove-1890205379.html – по состоянию на 25.11.2024.
56. Отчет о результатах деятельности Министерства здравоохране-ния Московской области – https://mz.mosreg.ru/dokumenty/ministerstvo/arkhiv – по состоянию на 25.11.2024.
57. Пять услуг по одному заявлению доступно для многодетных се-мей Подмосковья на региональном портале госуслуг – https://mits.mosreg.ru/sobytiya/novosti-ministerstva/13-01-2022-13-15-37-pyat-uslug-po-odnomu-zayavleniyu-dostupno-dlya-mno?ysclid=m4jgsqnv7134662512 – по состоянию на 25.11.2024.
58. Помощь волонтеров и активное долголетие: 15 социальных про-грамм и услуг для пенсионеров – https://journal.tinkoff.ru/list/programs-for-pensioners/?ysclid=m4y3159pt3880349476 – по состоянию на 25.11.2024.
59. Разъяснения Прокуратуры Московской области от 18 апреля 2024 года «О плане мероприятий по реализации в 2024-2025 годах Концеп-ции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» – https://base.garant.ru/408907723/?ysclid=m4ilgy7x8295072955 – по состоянию на 25.11.2024.
60. С 1 августа 2023 года власти ввели новое пособие на детей в раз-мере 7000 рублей – https://www.business.ru/news/ – по состоянию на 25.11.2024.
61. Ситуацию в стране измените. И будут вам дети. Что мешает ро-жать москвичкам – https://msk1.ru/text/family/2024/11/18/74313122/ – по со-стоянию на 25.11.2024.
62. Тренинг вместо денег: какие меры подготовило правительство МО для роста демографии – https://dzen.ru/a/ZRf7kkEhKH62OkT1 – по со-стоянию на 25.11.2024.
63. Управление по делам семьи, детей и демографического развития Министерства социального развития Московской области – https://msr.mosreg.ru/ov/struktura-ministerstva/ – по состоянию на 25.11.2024.