ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ КАК ОСОБЫЙ ТИП ТЕКСТА 6
1.1. Определение авторской песни 6
1.2. Структура авторской песни 13
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. АВТОРСКИЕ ПЕСНИ О. МИТЯЕВА 20
2.1. Стилистически окрашенная лексика в текстах песен О. Митяева 20
2.2. Морфологические и синтаксические особенности текстов авторских
песен О. Митяева 34
2.3. Система заданий по теме «Авторские песни О. Митяева:
лингвистический аспект» 51
Выводы по второй главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ИСТОЧНИКИ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Контексты из песен О. Митяева, содержащие анализируемые языковые единицы 67
Понятие «авторская песня» является предметом изучения нескольких направлений: литературоведческого и лингвистического. Можно ли считать данный феномен уникальным, выделяя его в отдельный класс культурных объектов? Ответ зависит от того, с какой стороны рассматривать авторскую песню. М. М. Бахтин ввёл в научный оборот понятие «культурный хронотоп», которое применялось в исследовании термина «авторская песня». Освещение данной проблемы происходило с учётом общественно-политической жизни, соответствующей культуре советского периода с 40-х до 90-х г. XX века [Бахтин 1975: 89].
Авторская песня рассматривается как феномен песенной культуры, появившейся ещё с древних времён существования человечества. Начало изучения понятия «песенная культура» как категориального, почти не встречающегося в отечественных научных публикациях именно в таком аспекте, позволяет представлять русскую «авторскую песню», создаваемую на русском языке и людьми, думающими на нём как параллельную песенную культуру советского периода второй половины XX века. Она отличается по творческому методу и по сути неофициальна, а потому подвергается разбору в противовес официальной «советской песне». Не случайно в научной среде и в общественном мнении после долгих споров и дискуссий за создателями этих песен закрепилось средневековое популярное название барды, а не композиторы и поэты-песенники, в результате чего слово «барды» и словосочетание «авторская песня» стали ассоциироваться как единое целое: барды выступают перед публикой с песнями, которые сочиняют сами.
Актуальность данной темы обусловливается тем, что в настоящее время авторская песня как жанр не становится менее популярной, а сами авторы-исполнители (например, А. Вертинский, О. Митяев, Б. Шигин) пользуются популярностью в обществе. Данный жанр остаётся актуальным по той причине, что авторские песни поют люди разного возраста и в различной обстановке. Именно поэтому авторскую песню ещё называют студенческой или туристической. Одни слушатели отдают предпочтение современной музыке, а другим ближе старые добрые бардовские песни, которые создают определённую атмосферу. Учёные и в настоящий день занимаются изучением авторской песни, взаимосвязью между автором и героями, их образами.
О. Митяев - советский и российский автор-исполнитель, музыкант, актёр. Его творчество любит вся страна, его стихи и музыка вошли в золотой архив бардовской песни, а отдельные строчки из произведений до сих пор расходятся на цитаты среди многих поколений слушателей. Вклад этого артиста в развитие культуры и музыки поистине невероятен. Произведения Олега Митяева остаются популярными до сих пор, поскольку в них исполнитель вкладывает свою душу, проводя параллель с духовным миром окружающих людей, которые становятся героями его песен.
Восторженные отклики об авторе можно встретить не только от давних поклонников его творчества, но и от более молодого поколения. Концерты О. Митяева посещают люди различных возрастов. Творчеством исполнителя интересуются многие журналы, радио- и телеканалы.
Целью данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение авторской песни как особого типа текста (на материале песен О. Митяева).
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты изучения авторской песни как особого типа текста в отечественной науке (понятие авторской песни, структура авторской песни и др.);
2) выявить и проанализировать стилевые особенности творчества О. Митяева;
3) проанализировать особенности использования стилистически окрашенной лексики в песнях О. Митяева;
4) выявить морфологические и синтаксические особенности текстов авторских песен О. Митяева;
5) разработать систему заданий по теме «Авторские песни О. Митяева: лингвистический аспект».
Объектом исследования является авторская песня как особый тип текста. Предметом исследования - лексические и грамматические особенности текстов песен О. Митяева.
Материалом для исследования являются тексты авторских песен О. Митяева. В ходе исследования было проанализировано более 50 наиболее популярных текстов авторских песен О. Митяева...
Понятие «авторской песни» можно рассматривать с нескольких сторон. Разные исполнители авторских песен по-своему объясняют данный термин и относят этот жанр к разным направлениям. В середине XX века одни авторы говорили, что авторская песня является литературным течением, другие - музыкальным. М. Анчаров, А. Галич и В. Высоцкий относили свои произведения к литературному жанру, считая, что стихи являются более важной составляющей. А С. Никитин, А. Дольский и Н. Матвеева, наоборот, говорили о большей важности музыкального сопровождения. Ю. Кукин писал, что стихи с музыкой вместе несут больше смысла, чем по- отдельности.
Исследование авторской песни как особого типа текста проводилось на материале текстов песен О. Митяева, которые относятся к жанру «авторская песня». О. Митяев является одновременно автором музыки и стихов, исполнителем и музыкантом. При этом наиболее важной частью являются стихи, потому как именно под них подстраивается музыка и исполнение песни в целом. Дополняет образ автора стиль, эстетика, поэтика, манера исполнения [Соколова 2002: 292].
Современные учёные считают, что в песне музыка и текст неразрывно связаны. Два составляющих должны рассматриваться как единое целое. Многожанровость творчества О. Митяева раскрывает его с разных сторон, даёт возможность через песни взглянуть на него как на близкого человека. Характерной особенность авторской песни является театральность, с помощью которой автор предстаёт исполнителем действия.
В ходе исследования текстов песен О. Митяева было выявлено, что большинство его песен написаны от первого лица. Автор проживает и пропускает через себя то, о чём пишет. Поэт будто воссоединяется со своим лирическим героем. Таким образом, он может вести речь от лица целых групп людей.
Основной целью данной выпускной квалификационной работы являлось изучение и анализ авторской песни как особо типа текста (на материале песен О. Митяева). Проанализировав отобранный материал, мы можем сделать вывод, что в текстах авторских песен употребляются различные языковые средства, которые делают их особым типом текста. В каждую исследованную единицу включено мнение автор, его взгляды, чувства, переживания и т.д...
1. Андреев Ю. Наша авторская. История, теория и современное состояние самодеятельной песни. - М.: Молодая гвардия. - 1991. - 271 с.
2. Бахнов Л. В. Новый мир // Интеллигенция поёт блатные песни. 1996. - №5. - С. 220-223.
3. Бахтин М. М. Очерки времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической риторике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Искуство, 1975. - 173 с.
4. Белый А. Символизм как миропонимание. - М.: Республика, 1994. С. 142.
5. Бирюкова С. С., Окуджава Б., Высоцкий В. и традиции авторской песни на эстраде: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. ВНИИИ искусствознания. - М., 1990. - 24 с.
6. Большая Российская энциклопедия. - Т. 26. - 2014. - 767 с.
7. Валгина Н. С. Теория текста : учеб. пособие. М., 2003.- 173 с.
8. Высоцкий В. Я не люблю. Песни, стиховторения. - М., 1998. 54 с.
9. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981. - 148 с.
10. Гвоздев А. Н. Модальные слова // Современный русский литературный язык. Ч. 1: Фонетика и морфология. - М., 1973. - 432 с.
11. Каманкина М. В. Самодеятельная авторская песня 1950-1970 гг. - М., 1989. - 24 с.
12. Краснопольский В. Олег Митяев. Вечная история. - Сергиев Посад, 2003. - 383 с.
13. Кузьмина И. С. Человек и наука // Феномен современной фестивальной авторской песни: Автореф. дис. канд. филол. Наук. - Магнитогорск, 2010. - 173 с.
14. Кукин Ю. Дом на полпути: сб. / сост. и примеч. А. и М. Левитанов. - М., 1990. - 192 с.
15. Левина Л. А. Авторская песня как явление русской поэзии второй половины XX века. Эстетика. Поэтика. Жанры. - Автореферат. - М., 2006. - 44 с...31