ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
|
Введение 3
Глава I. Современные представления о монологической речи
1.1. Понятие монологической речи 6
1.2. Развитие монологической речи в онтогенезе 8
1.3. Особенности развития речи детей с общим
недоразвитием речи 13
Глава II. Изучение состояния монологической речи детей с речевым недоразвитием
2.1. Цель, задачи и организация исследования 19
2.2. Изучение состояния монологической речи 21
2.3. Анализ результатов изучения 24
Глава III. Формирование монологической речи дошкольников с речевым недоразвитием
3.1. Цель и задачи коррекционной работы 29
3.2. Организация обучающего эксперимента 30
3.3. Контрольный эксперимент 43
Заключение 47
Список литературы 49
Глава I. Современные представления о монологической речи
1.1. Понятие монологической речи 6
1.2. Развитие монологической речи в онтогенезе 8
1.3. Особенности развития речи детей с общим
недоразвитием речи 13
Глава II. Изучение состояния монологической речи детей с речевым недоразвитием
2.1. Цель, задачи и организация исследования 19
2.2. Изучение состояния монологической речи 21
2.3. Анализ результатов изучения 24
Глава III. Формирование монологической речи дошкольников с речевым недоразвитием
3.1. Цель и задачи коррекционной работы 29
3.2. Организация обучающего эксперимента 30
3.3. Контрольный эксперимент 43
Заключение 47
Список литературы 49
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи у учащихся.
Проблему изучения монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали многие авторы (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.Е Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Т.А.Ткаченко) и многие другие.
Так, С.А. Миронова раскрывает содержание и методы работы по развитию монологической речи. Н.А. Никашина раскрывает цели работы по формированию развернутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей. В.К. Воробьевой разработана методика поэтапного формирования умений и навыков связной речи с использованием картинно-графического плана. Т.А. Ткаченко предлагается формирование навыков описательного рассказа с использованием моделей и схем.
Однако развитие связной речи у детей с ОНР и до настоящего времени представляет собой актуально проблему, что обусловлено значимостью связной речи для школьников и социальной адаптации детей с ОНР.
Большинство авторов, освещающих методику работы над детскими связными высказываниями (М.К. Боголюбская, В.В. Гербова, В. И. Рождественская, Л.П. Федоренко), опираются на труды по развитию фразовой речи дошкольников Е.И. Тихеевой. Логопедические источники, в свою очередь, базируются на общепедагогических направлениях с учетом специфики речевых нарушений. Обобщая взгляды ведущих современных специалистов по данной проблеме (В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), можно наметить определенную структуру организации методической работы. Таким образом, накопленный на данный момент материал по формированию связной речи, свидетельствует о необходимости поиска новых подходов в логопедической работе. Именно это и определяет актуальность выбранной нами темы.
Объектом исследования: состояние монологической речи
дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предметом нашего исследования: пути формирования монологической речи в процессе логопедических занятий у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: монологическая речь у детей с речевым недоразвитием имеет ряд специфических особенностей, для преодоления которых необходим специальный комплекс заданий и упражнений, направленный на формирование:
1. Смысловой целостности.
2. Лексико-грамматического оформления высказывания.
3. Самостоятельности выполнения задания.
Цель нашего исследования: формирование связного речевого высказывания дошкольников с ОНР.
Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:
1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования;
2. Разработать систему заданий для выявления уровня развития монологической речи у дошкольников с речевыми нарушениями и провести констатирующий эксперимент;
3. Подобрать задания и упражнения, направленные на формирование монологической речи дошкольников и общим недоразвитием речи и провести обучающий эксперимент по развитию связной устной речи детей с речевым недоразвитием.
4. По результатам обучающего эксперимента провести контрольный эксперимент, позволяющий оценить эффективность проделанной работы.
В процессе работы применялись различные методы: теоретические, эмпирические (наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент, беседа).
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные задания и упражнения модно будет использовать в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях разного вида.
Проблему изучения монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали многие авторы (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.Е Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Т.А.Ткаченко) и многие другие.
Так, С.А. Миронова раскрывает содержание и методы работы по развитию монологической речи. Н.А. Никашина раскрывает цели работы по формированию развернутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей. В.К. Воробьевой разработана методика поэтапного формирования умений и навыков связной речи с использованием картинно-графического плана. Т.А. Ткаченко предлагается формирование навыков описательного рассказа с использованием моделей и схем.
Однако развитие связной речи у детей с ОНР и до настоящего времени представляет собой актуально проблему, что обусловлено значимостью связной речи для школьников и социальной адаптации детей с ОНР.
Большинство авторов, освещающих методику работы над детскими связными высказываниями (М.К. Боголюбская, В.В. Гербова, В. И. Рождественская, Л.П. Федоренко), опираются на труды по развитию фразовой речи дошкольников Е.И. Тихеевой. Логопедические источники, в свою очередь, базируются на общепедагогических направлениях с учетом специфики речевых нарушений. Обобщая взгляды ведущих современных специалистов по данной проблеме (В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), можно наметить определенную структуру организации методической работы. Таким образом, накопленный на данный момент материал по формированию связной речи, свидетельствует о необходимости поиска новых подходов в логопедической работе. Именно это и определяет актуальность выбранной нами темы.
Объектом исследования: состояние монологической речи
дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предметом нашего исследования: пути формирования монологической речи в процессе логопедических занятий у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: монологическая речь у детей с речевым недоразвитием имеет ряд специфических особенностей, для преодоления которых необходим специальный комплекс заданий и упражнений, направленный на формирование:
1. Смысловой целостности.
2. Лексико-грамматического оформления высказывания.
3. Самостоятельности выполнения задания.
Цель нашего исследования: формирование связного речевого высказывания дошкольников с ОНР.
Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:
1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования;
2. Разработать систему заданий для выявления уровня развития монологической речи у дошкольников с речевыми нарушениями и провести констатирующий эксперимент;
3. Подобрать задания и упражнения, направленные на формирование монологической речи дошкольников и общим недоразвитием речи и провести обучающий эксперимент по развитию связной устной речи детей с речевым недоразвитием.
4. По результатам обучающего эксперимента провести контрольный эксперимент, позволяющий оценить эффективность проделанной работы.
В процессе работы применялись различные методы: теоретические, эмпирические (наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент, беседа).
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные задания и упражнения модно будет использовать в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях разного вида.
Изучив теоретическую литературу по теме выпускной квалификационной работы, мы пришли к выводу о том, что у детей с речевыми нарушениями монологическая речь претерпевает ряд патологических изменений, которые отражаются не только на речевом процессе, но и накладывают специфический отпечаток на все высшие психические процессы. И наоборот, особенности мышления, внимания, восприятия, памяти, присущие детям, страдающим тяжелым нарушением речи, оказывают отрицательное воздействие на содержательную сторону их речи и в значительной степени тормозят их речевое развитие.
Таким образом, самостоятельная монологическая речь у детей с общим недоразвитием речи имеет ряд особенностей. У детей недостаточно развито умение связно излагать свои мысли, они затрудняются с подбором лексических средств выражения мысли, затрудняются в понимании и словесном обозначении сложных логико-грамматических отношений, не могут использовать в своей речи описательные, повествовательные модели высказываний, высказывания-рассуждения. Наиболее трудна для использования детьми с речевыми нарушениями монологическая речь, как требующая построения внутреннего плана высказывания.
Во второй части нашего исследования нами было проведено обследование монологической речи и выявление уровней актуального владения связной речью детьми дошкольного возраста с нарушением речи.
Было обнаружено, что монологическая речь у обследуемых нарушена в значительном плане, преобладает низкий уровень владения монологической речью. Нами была поставлена задача разработать такую программу обучения, которая позволила бы вывести уровень развития монологической речи на более высокий этап.
В третьей части исследования проводился формирующий эксперимент с использованием вышеуказанной программы, направленной на повышение уровня актуального владения монологической речью.
По результатам формирующего обучения монологу был проведен контрольный эксперимент, который показал, что при применении предложенной системы упражнений дети достигли более высокого уровня овладения связной речью. Было отмечено улучшение владения средствами связной речи по следующим критериям:
1. Смысловая целостность.
2. Лексико-грамматическое оформление высказывания.
3. Самостоятельность выполнения задания.
Все это доказывает выдвинутую гипотезу.
Таким образом, самостоятельная монологическая речь у детей с общим недоразвитием речи имеет ряд особенностей. У детей недостаточно развито умение связно излагать свои мысли, они затрудняются с подбором лексических средств выражения мысли, затрудняются в понимании и словесном обозначении сложных логико-грамматических отношений, не могут использовать в своей речи описательные, повествовательные модели высказываний, высказывания-рассуждения. Наиболее трудна для использования детьми с речевыми нарушениями монологическая речь, как требующая построения внутреннего плана высказывания.
Во второй части нашего исследования нами было проведено обследование монологической речи и выявление уровней актуального владения связной речью детьми дошкольного возраста с нарушением речи.
Было обнаружено, что монологическая речь у обследуемых нарушена в значительном плане, преобладает низкий уровень владения монологической речью. Нами была поставлена задача разработать такую программу обучения, которая позволила бы вывести уровень развития монологической речи на более высокий этап.
В третьей части исследования проводился формирующий эксперимент с использованием вышеуказанной программы, направленной на повышение уровня актуального владения монологической речью.
По результатам формирующего обучения монологу был проведен контрольный эксперимент, который показал, что при применении предложенной системы упражнений дети достигли более высокого уровня овладения связной речью. Было отмечено улучшение владения средствами связной речи по следующим критериям:
1. Смысловая целостность.
2. Лексико-грамматическое оформление высказывания.
3. Самостоятельность выполнения задания.
Все это доказывает выдвинутую гипотезу.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022 - Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017 - Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами сказки
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОБУЧЕНИЕ ОПИСАНИЮ ПЕЙЗАЖА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством наглядного моделирования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



