Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение содержательных характеристик эмоционально-волевой сферы студентов гуманитарных и технических направлений

Работа №162789

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы114
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения содержательных характеристик эмоционально-волевой сферы студентов гуманитарных и технических направлений 6
1.1. Теоретические и методологические основы исследования проблемы
развития эмоционально-волевой сферы в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Особенности содержательных характеристик эмоционально -волевой
сферы студентов 10
1.3. Характеристика эмоционально-волевой сферы студентов гуманитарных и
технических направлений 15
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционально-волевой сферы
студентов гуманитарных и технических направлений 18
2.1. Описание процедуры и методов исследования 18
2.2. Результаты эмпирического исследования содержательных характеристик эмоционально-волевой сферы студентов гуманитарных и технических
направлений 20
Выводы 40
Заключение 42
Список используемых источников 44
Приложение 48

Актуальность исследования. Вхождение России в мировое образовательное пространство требует разработки новых образовательных стандартов, предполагающих формирование коммуникативных, личностных и познавательных универсальных учебных действий при активном внедрении в учебный процесс информационно-коммуникативных технологий обучения.
Интенсификация учебной деятельности, как и усложнение процессов социальной жизни, приводит к повышению уровня психоэмоционального напряжения, к трудностям в саморегуляции, адаптации, сотрудничестве, общении, в конечном счёте - к дезинтеграции жизненных сил и снижению психологического здоровья студентов. Одним из возможных способов решения данной проблемы является образование, ставящее перед личностью требование активизации глубинных ресурсов развития личности, интегрирующим компонентом которого выступает способность к саморегуляции эмоциональных состояний и развитию волевых свойств.
Проблема развития эмоционально-волевой сферы личности не нова, ей посвящены фундаментальные труды Н.К. Axa, В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, Б.А. Иванникова, Е.П. Ильина, К.Э. Изарда, А.Н. Леонтьева, Н.Д. Левитова, О.Л. Рубинштейна, теоретически обосновавших и экспериментально доказавших, что эмоциональная сфера личности неразрывно связана с волевой, поскольку эмоции обеспечивают общую мобилизацию всех систем организма, в то время как воля, проявляющаяся в развитии волевых свойств личности, степени волевого усилия и саморегуляции произвольной активности, обеспечивает избирательную мобилизацию психофизических возможностей человека.
В современной педагогической психологии значительное внимание уделяется индивидуально-типологическим особенностям учащихся юношеского возраста, в том числе своеобразию эмоционально-волевой сферы студентов. Л.С. Выготский, И.Л. Васильева, И.С. Кон, К.Н. Поливанова, Д.Б. Эльконин, И.В. Шаповаленко и другие учёные обосновали, что исследование особенностей эмоционально-волевой сферы учащихся в юности должно быть дифференцированным. Труды названных учёных создают необходимые научно-теоретические предпосылки для исследования проблемы особенностей эмоционально-волевой сферы студентов.
Цель исследования: изучение содержательных характеристик эмоционально-волевой сферы студентов гуманитарных и технических направлений для использования полученных данных в практической деятельности психолога.
Объект исследования - эмоционально-волевая сфера студентов.
Предмет исследования - различия в содержательных характеристиках эмоционально-волевой сферы студентов гуманитарных и технических направлений.
Гипотеза: существуют различия в содержательных характеристиках эмоционально-волевой сферы студентов гуманитарных и технических направлений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать данные теоретических и практических исследований по проблеме изучения содержательных характеристик эмоционально-волевой сферы студентов.
2. Провести эмпирическое исследование содержательных характеристик эмоционально-волевой сферы студентов гуманитарных и технических направлений.
3. Проанализировать результаты диагностики и интерпретировать выявленные различия в содержательных характеристиках эмоционально­волевой сферы студентов гуманитарных и технических направлений.
4. Сформулировать выводы исследования.
Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимосвязанных методов, адекватных предмету исследования: теоретических (анализ литературы по исследуемой проблеме, обобщение, синтез); эмпирических (тестирование, опрос).
Для определения значимости различий в содержательных характеристиках эмоционально-волевой сферы студентов гуманитарных и технических направлений применялся метод математической статистики U- критерий Манна-Уитни.
Методики исследования:
1. «Методика определения уровня эмоционального интеллекта» Н. Холла;
2. Методика «Уровень эмоциональности» (В.М. Русалова; модификация А.Г. Грецова);
3. Опросник «Волевые качества личности» (М.В. Чумакова);
4. Методика «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка.
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО ПГУ. В исследовании приняли участие 50 студентов в возрасте 19-22 лет (25 человек, обучающихся на факультете педагогики, психологии и социальных наук (ФППиСН), и 25 человек, обучающихся на факультете вычислительной техники (ФВТ)).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Специфика будущей профессиональной деятельности студентов способствует возникновению новых мотивов учения, которые связаны с увеличением количества знаний, с развитием актуальных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой. Учение дополняется саморазвитием и самообразованием, таким образом появляется глубокий личностный смысл. Знания, умения и навыки становятся в студенческом возрасте критерием ценности, а также основанием для проявления интереса и подражания им. Все это является возможным благодаря проявлениям волевого усилия. В студенческом возрасте создаются условия для формирования организаторских способностей, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, которые связаны с проявлениями эмоционально-волевой сферы.
Линии исследования воли и эмоций сформировались и существуют как относительно независимые. Однако в ряде работ они рассматриваются в единстве и используется термин эмоционально-волевая сфера личности. В педагогической психологии эмоции рассматриваются как особый класс субъективных психических состояний человека, отражающихся в форме непосредственных переживаний отношения человека к предметам, явлениям, ситуациям окружающего мира и к другим людям.
Волевая регуляция представляет собой особую осознанную активность человека, имеющую свой собственный мотив, свои способы и средства осуществления. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе и быстрая адаптация, что приводит к устранению ощущения дискомфорта, и препятствует конфликтам со средой, в которую вступил студент.
Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сенситивным периодом для удовлетворения основных социогенных потребностей человека, т.е. благоприятный период для развития человека как личности. Благоприятное положение студента в окружающей среде, в студенческом коллективе содействует нормальному развитию личности.
Мощное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы и специфика направленности обучения (гуманитарная или техническая специальность), в которую входит человек. Знание личностных качеств, индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптации и успешно сформировать студенческий коллектив. У каждой профессиональной направленности есть свои желательные и нежелательные личностные качества, что также важно учитывать. В контексте понимания выбора профессии как выбора деятельности распространена точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность.


1. Аргайл М. Психология счастья: пер. с англ. А. Лисицына / М. Аргайл. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с.
2. Вилюнас В.К Основные проблемы психологической теории эмоций. - СПБ.: Педагогика, 1988. - 74 с.
3. Джемс У. Психология / под ред. Л.А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
4. Дубина И.Н. Математические основы эмпирических социально - экономических исследований / И.Н. Дубина. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. 2006. - 263 с.
5. Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии, 1998. - № 2.
6. Иванова Е.С. Вербализация эмоций и опознание лицевой экспрессии в структуре общения подростков и юношей // Образование и наука. - 2013. - № 9 (108).
7. Иванова Е.С. Динамика показателей объема активного словаря эмоций и точности опознания лицевой экспрессии учащихся // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2012. - № 2 (45).
8. Иванова Е.С. Точность опознания спонтанной лицевой экспрессии мужского и женского лица // Наука и современность. - 2011. - №10-1 (67).
9. Изард К.Е. Психология эмоций.// К.Е. Изард. - СПб. 2000. - 74 с.
10. Ильин Е.П. О соотношении понятий, характеризующих волевую активность человека // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. - Симферополь, 1983. Вып. 12 (116).
11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.2001. - 752 с.
12. Калин В.К. Волевая регуляция как проблема формы деятельности // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. - Симферополь, 1983. - 101 с.
13. Катунин А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой ученый. - 2012. - №9. - С. 27-29.
14. Ковалев А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: Просвещение, 1970. - 391 с.
15. Конспект лекций по курсу «Психология профессионального
образования»: // СФУ ИЦМиЗ. 2007. - 110 с....39


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ