ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5
1.1. Теоретические основы исследовательской деятельности 5
1.1.1. Исследовательские умения 7
1.2. Характеристика видов учебно-исследовательской деятельности и ее
место в учебно-познавательной деятельности 8
1.2.2. Экспериментально-исследовательская деятельность 9
1.2.3. Проектно-исследовательская деятельность 10
1.2.4. Исследовательские задания 10
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ФИЗИКЕ 11
2.1. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности на уроках физики 11
2.1.1 Использование исследовательских заданий 11
2.1.2. Приемы и методы организации исследовательской деятельности 16
2.2. Методические рекомендации по организации исследовательской
деятельности при обучении физике во внеурочной деятельности 20
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 24
Заключение 47
В данный момент времени идёт постоянные изменения в обществе, один тип общества постоянно сменяется другим. В каждом типе общества есть своя система образования, которая его и характеризует. В прошлом столетии была общепринятая традиционная система образования. В настоящее время её необходимо кардинально менять, чтобы поднять уровень образование на более высокий уровень, который позволит дать толчок развитию учащихся как личностей, а учителю правильно организовать их учебную деятельность.
Повышение уровня общего школьного образования является основной задачей которая стоит пред учителями и школами, она предполагает формирование у школьников самостоятельность в процессе обучения и развития таких аспектов как: знания, умения и навыки.
Глубокое модернизирование системы образования включает в себя, так же изменения в процессе образования учащихся по естественным наукам. Физика, является одним из образовательных предметов, который готовит школьников к окружающему их миру, подготавливает к самостоятельному труду и жизни. Обновление процесса обучения, создание такой атмосферы, которая толкает учеников к творческой деятельности, пробуждающего у него желания к получению знаний, возможно добиться через постановку ученика на место учёного или исследователя.
Основной целью данной работы является поиск методических рекомендаций, использование которых позволит школьникам развивать самостоятельное мышление, за счёт чего качество обучения будет представлено на более высоком уровне. Основными задачами данной работы являются:
1. Проведение анализа отечественной и зарубежной литературы, методических рекомендаций по данной тематике.
2. Разработка такой методики обучения физике, в которой большая часть усилий будет направлена на пробуждение в учащихся исследовательской деятельности.
3. Проведение экспериментального исследования среди
учащихся основной школы по введению данной методики.
Выполнив большую работу по обработке различной информации из разных источников можно с уверенность сказать, что исследовательская и учебно-исследовательская деятельность позволяет более эффективно достичь высокого уровня знаний у учащихся, и решить ставящиеся методически задачи на всех типах урока.
Данный факт был доказан не только в теории, но и на практике, проведя различные уроки с учащимися общеобразовательных школ.
Внедрение в школьную систему образования, сложившуюся в настоящий момент элементов исследовательской деятельности, позволит качественно поднять уровень образования общеобразовательных школах. Учащиеся будут более заинтересованы в обучении и познании окружающего их мира, что необходимо при изучении такого естественно-научного предмета как физика.
1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1.
2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
3. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. - М: ж. «Исследовательская работа школьников», 2007.
4. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. - М: Просвещение, 1981г.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 536 с.
6. Генденштейн Л.Э., Ю.И.Дик, Л.А.Кирик Физика 10 класс. Методические материалы для учителя. - М.: ИЛЕКСА, 2005. - 303 с.
7. Гладышева Н.К. Нурминский И.И., Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. - М., 1991.
8. Гутник Е.М., Рыбакова Е.В., Шаронина Е.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Перышкина А.В. "Физика". 8 кл. - М.: Дрофа, 2005. - 96 с.
9. Иванова Л.А. Проблема познавательной деятельности учащихся на уроках физики при изучении нового материала: Учебное пособие. - М.: МГПИ, 1978. - 110 с.
10. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся.- М.: 2003. - 96с.
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1977. - 303 с.
12. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974.
13. Малафеев Р.И. Проблемное изучение физики в средней
школе. Из опыта работы: Пособие для учителей. - М.:
Просвещение, 1980. - 127 с.
14. Менчинская Н.А. Психологические вопросы
развивающего обучения и новые программы // Советская педагогика. - 1968. - №6.
15. Пинский А.А., Абатурова В.В., Дерзкова Н.П.
Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов
общеобразовательных учреждений. Итоги эксперимента и перспективы дальнейшего развития. М.: Альянс-Пресс, 2004. - 160с....31