Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование эмоционально-волевой сферы у разностатусных детей

Работа №162770

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы107
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование эмоционально-волевой сферы у разностатусных детей 7
1.1 Понятие эмоций и психологическая характеристика эмоциональной
сферы 7
1.2 Понятие воли и психологическая характеристика волевой сферы 17
1.3 Особенности эмоционально-волевой сферы детей подросткового
возраста 27
1.4 Социометрический статус и его взаимосвязи с эмоционально-волевой
сферой детей подросткового возраста 35
Выводы по главе 1 45
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционально-волевой сферы у разностатусных детей 46
2.1 Организация эмпирического исследования 46
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования социометрического
статуса у детей подросткового возраста 54
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования эмоциональной сферы
у детей подросткового возраста с разным социометрическим статусом 57
2.4 Анализ и интерпретация результатов исследования волевой сферы у детей
подросткового возраста с разным социометрическим статусом 64
2.5 Рекомендации в оптимизации эмоционально-волевой сферы у
разностатусных детей 69
Выводы 72
Заключение 75
Список используемых источников 77
Приложения 80

В настоящее время особое внимание уделяется психологами и педагогами вопросу эмоционально-волевой сферы личности. Гармоничное формирование и развитие эмоционально-волевой сферы является залогом успешной социализации подростка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Межличностное взаимодействие играет большую роль, как в личной, так и в профессиональных сферах. Реализация такого взаимодействия происходит за счет формирующихся качеств подростка таких как, целенаправленность и инициативность, умение донести и отстоять свою точку зрения, понять и проанализировать проявление чувств другого человека, развитие духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, настойчивости и упорства. Часть перечисленных формирующихся качеств напрямую связаны с эмоционально-волевой сферой личности.
Рассматриваемый период онтогенеза является одним из наиболее важных и критических моментов в психическом развитии личности, по успешному завершению которого социум получает полноценного члена общества. В подростковом возрасте ведущим видом деятельности становится интимно-личностное общение со сверстниками, для него становится важным эмоциональные привязанности, повышается чувствительность к переживаниям других, распознание, идентификация и анализ эмоций, расширяется словарный запас эмоциональных состояний, усиливается контроль и регуляция своих эмоций. Регулирование подростком своего поведения в процессе взаимодействия со сверстниками подразумевает умение управлять своими эмоциями, правильно оценивать ситуацию общения и на основании этого строить свое поведение. Регулятивное поведение подростка по отношению к сверстникам на основе социально принятых норм является основной функцией классного коллектива.
Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевой сферы личности подростков, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями, такими как П.К Анохина, Дж.Боулби, В.К Вилюнаса, К.Изарда, А.Н Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, Е. Синнота, Х.Харлоу, П.М Якобсона и прочих. Основываясь на этих исследованиях можно отметить, что высокоразвитая эмоционально-волевая сфера играет немаловажную роль для выстраивания межличностных отношений. Таким образом, учитывая значимость эмоционально-волевой сферы личности в подростковом возрасте и актуальность развития межличностных отношений и сотрудничества можно говорить об актуальности нашей работы.
Цель исследования - выявление взаимосвязи эмоционально-волевой сферы личности и социометрического статуса подростков.
Объект исследования эмоционально-волевая сфера личности
подростков.
Предмет исследования - эмоционально-волевая сфера у разностатусных детей.
Гипотеза исследования: чем выше социометрический статус подростков, тем выше у них уровень произвольной регуляции, ниже уровни агрессивности и уровни эмоциональности.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформированы следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ по проблеме исследования.
2. Подобрать методики для исследования социометрического статуса и эмоционально-волевой сферы личности детей подросткового возраста.
3. Выявить связи между уровнем социометрического статуса и эмоционально-волевой сферы.
4. Разработать рекомендации для оптимизации эмоционально-волевой сферы у разностатусных детей.
Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы: теоретический - сбор и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. Эмпирические методы - тестирование, опрос, психолого-педагогический эксперимент. Методы обработки данных - процентный анализ, корреляционный анализ.
Для определения уровня эмоциональности был использован тест- опросник В.В. Суворовой, для определения уровня агрессивности была применена методика разработанная А. Бассом и А. Дарки. Диагностика волевых качеств осуществлялась с помощью метода диагностики волевых особенностей М.В. Чумакова, для измерения социометрического статуса была использована классическая методика Дж. Морено.
Теоретической базой для работы стали исследования отечественных и зарубежных ученых - П.К Анохина, Дж.Боулби, В.К Вилюнаса, К.Изарда, А.Н Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, Е. Синнота, Х.Харлоу, П.М Якобсона и прочих. Исследование проходило на базе общеобразовательной школы №59 города Пензы. В исследовании приняли участие ученики девятых классов, в количестве 114 человек, в возрасте 14-15 лет.
Теоретическое значение в квалификационной работе заключается в систематизации теоретических представлений о эмоциональных, волевых процессах личности и роли социометрического статуса в межличностных отношениях. Уточнении особенностей развития и формирования эмоционально-волевой сферы у детей подросткового возраста; в расширении знаний о взаимосвязи социометрического статуса с эмоциональной и волевой сферой личности подростков. В целом результаты исследования вносят определенный вклад в педагогическую психологию, расширяя представления о методах исследования эмоционально-волевой сферы и социометрического статуса у детей подросткового возраста.
Практическая значимость квалификационной работы заключается в разработке рекомендаций в развитии и коррекции эмоционально-волевых процессов у разностатусных детей. Разработанный инструментарий может найти применение для работы с коррекцией и развитием эмоционально волевых процессов в общеобразовательных учреждениях.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящая работа была посвящена теме исследования эмоционально­волевой сферы у разностатусных детей. Наша работа проходила в три этапа, первым этапом выступило изучение теоретических аспектов проблемы, затем практическое исследование социометрического статуса и эмоционально­волевой сферы личности детей подросткового возраста, заключительным этапом выступило соотношение результатов исследования и разработка рекомендаций по оптимизации эмоционально-волевой сферы разностатусных детей.
В подростковом возрасте исследования эмоционально-волевой сферы и социометрического статуса актуальны. Первопричиной этого выступает сам период онтогенеза являющийся заключительным этапом формирования эмоционально-волевой сферы личности человека. Успешное завершение которого формирует полноценного члена общества, с активной жизненной позицией и адекватным образом мира. Социометрический статус в коллективе класса детей подросткового возраста играет ведущую роль в межличостном взаимодействии. По результатам некоторых исследований установлено, что дети подросткового возраста с высоким социометрическим статусом, как правило, имеют высокую успеваемость, самооценку, уверенны в себе, проявляют живой интерес к учебе и внеурочной деятельности. Целью исследовательской работы выступило выявление взаимосвязи эмоционално- волевой сферы и социометрического статуса.
Нами была выдвинута гипотеза, чем выше социометрический статус подростков, тем выше у них уровень произвольной регуляции, ниже уровни агрессивности и уровни эмоциональности.
По результатам исследования нами была установлена прямая и умеренная связь между эмоционально-волевой сферой личности и социометрического статуса. Таким образом, выдвинутая гипотеза 75
подтвердилась. В соответствии с выдвинутой гипотезой перед нами стояла задача разработки рекомендаций по оптимизации эмоционально - волевой сферы детей с разным социометрическим статусом. В качестве рекомендаций выступил ряд внеклассных мероприятий для детей и организация психолого­педагогического просвещения родителей по соответствующей тематике.


1. Алферов А.Д. Психология развития школьников: учебник / А.Д. Алферов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.- 384с.
2. Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы социальные представления и мышление «Институт психологии РАН», 2002.-88-103с.
3. Бабаева Ю.Д. Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей и подростков: Воронеж: МОДЭК, 2003. N 1. С. 6-24.
4. Белова Е.С., Задорина Е.Н., Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И. Особенности эмоционально-личностного развития подростков // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. Т. 1, N 1.С. 45-55.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.- 352 с.
6. Битянова М.Р. Как измерить отношения в классе: социометрический метод в школьной практике // М.Р. Битянова. М.: ООО «Чистые пруды», 2005.- 32 с.
7. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. Соч. Т.4. М.,1984. С. 90 -318.
8. Дубровина И.В. Возрастной подход к воспитанию психологической культуры школьников // Мир психологии. 2012 № 2 С. 194­209
9. Виленская Г.А. Социализация развития [Текст] / Г.А. Виленская, Е.А. Сергиенко // Психология XXI века / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 570-584с.
10. Детская психология: учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности « Педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. — 368 с.
11. Журавлев, А.Л. История и методы социальной психологии [Текст] / А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова, С.К. Рощин [и др.] // Психология XXI века / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 613-634с.
12. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. М., 2008. - 581с.
13. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер Ком, 2000. - 688 с.
14. Марковская И.М. Социометрические методы в психологии. Учебное пособие. // Вопросы психологии. 2001, 29-33 с.
15. Михайлов С.Л. Исследование статусной позиции среднестатусного подростка // Современные гуманитарные исследования. - № 6, 2005. - 112с....30


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ