Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Структурно-семантические особенности чоконимов (на материале названий кондитерских изделий «Пензенской кондитерской фабрики»)

Работа №162744

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Чоконим как единица ономастической системы
1.1. Ономастика как наука. Место чоконимов в ономастической системе
русского языка 6
1.2. Классификации ономастического материала 11
1.3. Методология и методика ономастических исследований 13
Выводы по 1 главе 22
Глава 2. Структурно-семантические особенности чоконимов Пензенской кондитерской фабрики
2.1. Семантические особенности названий шоколадной продукции
Пензенской кондитерской фабрики 25
2.2. Структурные особенности чоконимов Пензенской кондитерской
фабрики 28
2.3. Совершенствование знаний, умений и навыков учащихся по
ономастическому краеведению с помощью системы упражнений 31
Выводы по 2 главе 39
Заключение 41
Библиографический список 46
Приложение «Список чоконимов Пензенской кондитерской фабрики» 49

Имена собственные разнообразных объектов действительности становятся объектом изучения в современной лингвистике в связи с их словообразовательными особенностями, спецификой функционирования в рамках дискурса, прагматической нагрузкой, когнитивным потенциалом, трудностями перевода, реализацией механизмов языковой игры и т.п. Так, различают антропонимы (личные имена, отчества, фамилии, прозвища), топонимы (географические названия), урбанонимы (городские микротопонимы, т.е. названия улиц, парков, мостов, площадей, торговых рядов, памятников, стадионов и т.д.), прагматонимы (названия товаров), геортонимы (названия мероприятий), фалеронимы (названия наград, орденов, премий), артионимы (названия произведений искусства) и др.
Словарный состав современного русского языка постоянно пополняется новыми единицами из разных областей человеческого знания об окружающей действительности. Развитие рыночной экономики в начале 21 века привело к настоящему «номинационному взрыву», проявляются новые предприятия, товары, для которых требуются свои названия. Именно поэтому большой интерес в настоящее время представляют так называемые периферические поля ономастики, включающие такие названия, в которых признаки имён собственных проявляются не в полной мере. [1] Они занимают промежуточное положение между именами собственными и нарицательными. Среди указанных слов выделяется обширная группа прагмонимов - названий товаров, мультиязыковых по происхождению.
Прагмонимы занимают значительное место в ономастическом пространстве и характеризуются разнообразием видов и форм. Этот разряд онимов мало изучен, хотя по употребительности и разнообразию типов не уступает другим видам лексики. Изучению основных разрядов онимов и их состава посвящены работы Ю. А. Карпенко, Крюкова, процесс словообразования затронут в работе A. Введенской. О статусе прагмонима говорится в работах З. П. Комоловой, М. Н. Морозовой, А. В. Суперанской и 5
многих других. Однако в современной ономастике крайне мало работ, посвящённых различным видам прагмонимов, в частности чоконимам. Отсутствует более или менее полное собрание названий такого рода, не проведено их полное лингвистическое описание, так как с течением времени ассортимент фабрики меняется и пополняется. ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика» - крупнейшее предприятие кондитерской промышленности Пензенской области. Фабрика основана в 1925 году. С 2003 года входит в Холдинг «Объединенные кондитеры» вместе с такими известными фабриками, как «Красный Октябрь», «Бабаевский», «РотФронт» и др. В 2020 году пензенское предприятие празднует 95 лет со дня своего основания. К этой знаменательной дате ассортимент фабрики значительно расширился. Однако чоконимы и их особенности провинциальных кондитерских фабрик, в частности г. Пензы, на данный момент исследованы недостаточно, что и обусловило актуальность исследования.
Цель исследования - изучить структурные и семантические особенности чоконимов Пензенской кондитерской фабрики.
Реализация цели предусматривает решение следующих задач:
• дать понятие о чокониме как единице ономастической системы;
• исследовать семантические особенности чоконимов Пензенской кондитерской фабрики;
• проанализировать структуру чоконимов: выявить графические особенности, определить способы образования;
• представить систему упражнений для учащихся, направленную на освоение ономастического пространство Пензенского края.
Объектом исследования являются чоконимы Пензенской кондитерской фабрики.
Предмет исследования - структурно-семантические особенности наименований шоколадной продукции Пензенской кондитерской фабрики .
Материалом для анализа послужили 143 названия шоколадных изделий Пензенской кондитерской фабрики.
Методы исследования: описательный (инвентаризация материала, его классификация), сравнительный, статистический.
Апробация. По теме исследования опубликована статья:
Базарова Э. Семантика чоконимов Пензенской кондитерской фабрики // Языковая политика и вопросы гуманитарного образования: материалы IV Международной научно-практической конференции (г. Пенза, 26-28 марта 2020 г.) / под ред. Г. И. Канакиной, И. Г. Родионовой. - Пенза: Издательство ПГУ, 2020. - С. 385-387.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при изучении структурных и семантических особенностей чоконимов других кондитерских фабрик.
Практическая значимость работы связана с возможностью использовать ее результаты на факультативных занятиях по ономастике, в школьных лингвокраеведческих кружках.
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ономастика - лингвистическая дисциплина, изучающая собственные имена; иначе — ономатология [Лингвистический энциклопедический словарь].
Чоконимы располагаются на периферии ономастического пространства и являются ономастическим классом, объединяющим наименования шоколадных конфет. Они имеют все признаки имен собственных: во-первых, закрепляются за определенными видами изделий, во-вторых, способны отличаться в ряду ему подобных, в-третьих, выделяют особенность обозначаемого предмета.
Чоконимы, кроме всего прочего, выполняют рекламную функцию, т.е. обращаются к сознанию человека, привлекая его внимание и возбуждая. Популярность товаров зависит от множества факторов, в том числе рекламы, частью которой является название товаров, в нашем случае - чоконимы. Как уже отмечалось, одной из основных функций рассматриваемой нами категории слов является рекламная. Чоконим как бы устанавливает первый диалог между товаром и покупателем, информирует его о свойствах товара, вызывает различные ассоциации. Название - это результат совместного труда психолога, филолога и маркетолога. Только в этом случае оно не просто красиво звучит, а отражает специфику товара, способствует росту «покупаемости» товара. При классификации ономастического материала можно исходить из принадлежности названий к определенным языкам, территориям, хронологическим отрезкам, социальным формациям и т. д. В зависимости от этого и подход к материалу, и методы его изучения, и глубина охвата будут различными. Принимая во внимание лингвистические и экстралингвистические характеристики имен, А.В. Суперанская выделяет (отнюдь не претендуя на исчерпывающую полноту), следующие типы их классификации:
1) классификация имен в связи с именуемыми объектами;
2) естественно возникшие и искусственно созданные имена. Эта классификация тесно связана с классификацией имен по их назначению и с дихотомией «имена в официальном и неофициальном употреблению;
3) структурная классификация имен;
4) хронологическая классификация;
5) классификация имен в связи с их мотивировкой и примыкающая к ней этимологическая классификация, а также разделение имен на апеллятивные и эпонимические, на первичные и «перенесенные»;
6) классификация имен в связи с объемом закрепленных в них понятий;
7) классификация в связи с дихотомией язык - речь;
8) стилистическая и эстетическая классификация [Суперанская 1973: 159].
H. В. Подольская дает следующие группы имен собственных:
I. Имена космического пространства: космонимы (собственные имена зон космического пространства, галактик, созвездий, частей созвездий: Орион, пояс Ориона, Млечный путь), астронимы (собственные имена отдельных небесных тел: Земля, Сатурн, комета Галлея), астротопоним (собственное имя любого объекта рельефа на любой планете: геоним (Байкал, Кавказские горы), селеноним (Лунные кратеры: Ломоносова, Океан Бурь) и др.)
2. Имена земного пространства: топоним (собственное имя любого, как природного, так и рукотворного объекта на Земле (ороним - элемент рельефа: Эверест, Анды; хороним - любая область, территория: Поволжье, Крым; гидроним - имя любого водного объекта: Чудское озеро, Пинские болота; экклезионим - имя любого места совершения обряда или религии: Игначь крест, Голубая мечеть;
4. Имена живых организмов, биоными: антропонимы, зоонимы, фитонимы и др.
Однако эта классификация, по мнению ряда исследователей, чересчур обширна. Но определенно заслуживает внимания.
Специфика изучаемого предмета состоит в том, что он включает этнографические, исторические, географические, социологические, литературоведческие компоненты. Кроме того, в ономастическом исследовании используются данные археологии, биологии, теологии, философии, психологии. Обретая автономность, ономастика продолжает оставаться вспомогательной прикладной для историков и географов.
Современная ономастика является наукой комплексной, она объединяет в себе интересы и методы разных философских, гуманитарных и естественных наук, в ее развитии принимают участие филологи, лингвисты и литературоведы, фольклористы и историки языка, социолингвисты и философы-логики, обществоведы, географы, психологи, этнографы, мифологи, астрономы и другие. Но прежде всего она принадлежит языкознанию
Целевая аудитория кондитерских изделий, в основном, детская, женская, что, несомненно, отражается в номинации. Рассмотрев семантический аспект наименований кондитерских изделий, можно сделать вывод о том, что самую многочисленную группу составляют названия- мифОнимы (18,2%) - наименования сказочных персонажей, например «НезнАйка», «Сказка Красная шапочка», из чего следует, что при номинации конфет производители чаще всего используют имена сказочных и мультипликационных персонажей. Но это и не удивительно, ведь никто так не любит сладости, как дети.
На втором месте - названия чоконимов на основе антропонимов, собственных имён людей (16,8%). Эта группа тесно связана с предыдущей, так как здесь зачастую используются имена различных сказочных персонажей. Например, «СтепАшка», «ЩелкУнчик» с хрустящими вафлями.
На третьем месте по частоте употребления - фитонимы (11,3%), названия растений. Например, «Ромашка», «Маков цвет», «Колосок» и другие. Эта группа имен ориентирована на женскую аудиторию, поскольку подобное имя включает в свое основное значение дополнительные ароматические оттенки.
Сложность создания классификации чоконимов заключается в том, что система этого типа Онимов находится в постоянной стадии формирования. Этот пласт онимИческой лексики постоянно пополняется, претерпевая не только количественные, но и качественные изменения: количество способов образования чоконимов увеличивается.
В исследуемом материале наблюдается включение в наименования конфет Пензенской кондитерской фабрики топОнимов (названий местности), содержащих компоненты, которые отражают особенности товара определенного региона: «Пенза», «Тарханы», «Сувенир из Пензы»,
«Сурские».
Со структурой чоконимов тесно связано их словообразование. По формально-словообразовательной структуре выделены следующие группы чоконимов:
• простые непроизводные. Здесь необходимо отметить, что непроизводными данные чоконимы можно назвать весьма условно, так как они произошли путём перехода нарицательных имён в разряд чоконимов. Например: «Маскарад», «Ромашка», «Нива» и др.;
• простые производные, образованные путём суффиксАции.
Например: «Коровка», «ПетушОк, мАсляна голОвушка», «ФруктАж»;
• сложные, образованные сложением основ («Сказка Мореход»); сложением слов (Ромашки-лютики);
• составные, представляющие собою словосочетания, как правило, согласованные. Например: «Птичье молоко», «Лесная лакомка», «Сладкая карусель», реже - управляемые, например: «От всего сердца», предложения, например: «Ласточка - вестница весны».
Среди исследуемого материала были выявлены следующие виды чоконимов-словосочетаний:
1. Сочетания имени существительного с прилагательным, напрмер: «Звёздный август», «Подарочный набор».
2. Сочетания с приложением, напрмер: «Петушок, масляна
головушка», «Наташка-первоклашка».
3. Предложно-падежные словосочетания, например: «От всего
сердца».
В ходе анализа структуры чоконимов «Пензенской кондитерской фабрики» было выяснено, что наиболее частотными являются переход нарицательных имен в собственные, а также наблюдается включение в название топОнимов, содержащих компоненты, которые отражают особенности товара определенного региона.
Роль краеведения неуклонно возрастает, особенно в последние годы, когда одной из важных общественных задач становится нравственно­патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других областей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.
Нами разработана система упражнений по ономастическому краеведению, включающему региональный компонент, изучение родного края через наименования шоколадной продукции Пензенской кондитерской фабрики.
Мы знаем, что новый стандарт делает акцент на самообразовании учащихся. Учитель же выступает в роли скорее наставника. Как раз в краеведческой деятельности подобный подход наиболее ярко выражен. Правильная организация труда - самый главный фактор успешного самообразования, а значит и развития самостоятельности и личности учащихся.
Таким образом, можно сделать вывод, что наименования кондитерских изделий «Пензенской кондитерской фабрики» вызывают положительное отношение у потребителей, так как они отражают особенности товара, в основном короткие и запоминающиеся, образные и красивые.


1. Арутюнова Н. Д. Искусственная номинация в ономастике. - М., 1988.
2. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1996.
3. Бондалетов В. Д. Русская ономастика. - М., 1983.
4. Ван Мяо Названия российских и китайских конфет как объект лингвокультурологии и прагмалингвистики // Научная инициатива иностранных студентов и аспирантов российских вузов: сб. материалов конф.
• Томск. - 2008.
5. Веркман Дж. К. Товарные знаки: создание, психология восприятие. - М., 1986.
6. Мадиева Г. Б. Теория и практика ономастики. - Алма-Аты, 2005.
7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 2001.
8. Пупышева Е. Л., Кулагина А. В. Семантическая и структурно­прагматическая характеристика наименований конфет в русском языке // актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук. - 2014. - №2.
9. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. - М.: Наука, 1973.
10. Сухинина Е. С. Специфика употребления диминутивных
прагматонимов - названий конфет (гл. 2) // Современная филология: теория и практика: сборник докладов четырнадцатой международной научно­
практической конференции. - М. - 2013. - С. 315-321.
11. Сухинина Е. С. Характеристика оттопонимических названий конфет в синтаксическом аспекте. // Язык. Культура. Коммуникации. - Самара. - 2014. - №2.
12. Усачева М. Нейминг по-русски: откуда берутся названия конфет?
• [Электронный ресурс]. - URL.:
https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=009881 (дата обращения: 10.01.19).
9. Вуджек Т. Как создать идею: Перевод с англ. - СПб: Питер, 1997. - 192 с.
10. Гак В. Г. Языковая номинация. - М., 1977.
11. Голомидова М.В. Искусственная номинация в русском языке: монография. - М. 2003. - 27с.
12. Карпенко Ю. А. Специфика ономастики // Русская ономастика. - Одесса, 1984.
13. Крюкова И. В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности: Монография. - Волгоград, Перемена, 2004. - 288с.
14. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред.
B. Н. Ярцевой. - М.,1990. - 682с.
15. Маслоу А. Т. Мотивация и личность. - СПб.:1999....33


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ