Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения информационных технологий в социальной работе как профессиональной деятельности 7
1.1. Общая характеристика информационных технологий в социальной работе как профессиональной деятельности 7
1.2. Основные направления использования IT-технологий в практической социальной работе с различными категориями населения 14
Глава 2. Организация социальной работы посредством 1Т-технологий..21
2.1. Опыт реализации IT-технологий в практической социальной работе с клиентами 21
2.2. Организация социальной работы при помощи информационных технологий в социальных учреждениях г. Пензы 28
2.3. Рекомендации по эффективному внедрению IT-технологий при оказании социальной помощи различным категориям населения 36
Заключение 38
Список литературы 40
Ускоренный процесс информатизации общества сказался на всех сферах жизнедеятельности человека. Быстрое развитие информационных технологий в производстве, здравоохранении и социальной сфере привело к необходимости социальной адаптации в быстро меняющихся условиях.
Сегодня информационные технологии занимают уникальное положение в жизни общества. В отличие от других достижений научно-технической революции, средства вычислительной техники и информатики применяются практически во всех сферах интеллектуальной деятельности человека, способствуя прогрессу в технике и технологии.
Социальная среда — та область, где процессы стремительного изменения жизнедеятельности человека чувствуются наиболее остро. Именно поэтому совершенствование работы социальных служб остается наиболее приоритетной задачей для государства.
Социальная работа как вид профессиональной деятельности выступает в качестве института, способствующего решению социальных проблем различных категорий населения. Как правило, это лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию и временно утратившие часть социальных функций.
В современном, быстро меняющемся мире именно социальная работа отвечает за разработку и реализацию методов и технологий по социальной адаптации. Процесс информатизации социума, а значит и института социальной работы, осуществляется на основе применения информационных технологий (ИТ).
Термин «информационная технология» возник в процессе становления информатики в последние десятилетия XX века. Главной особенностью ИТ является то, что в ней и предметом, и продуктом переработки является информация, а орудиями труда выступают средства вычислительной техники и связи [3, с .15].
В российском законодательстве под информационными технологиями понимаются процессы поиска, сбора, хранения и обработки информации (Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»).
Важность использования ИТ в социальной работе проявляется, в первую очередь, в прогрессивности методов оказания помощи нуждающимся категориям, поскольку именно информационные технологии способны улучшить и автоматизировать процессы обработки информации — неотъемлемого содержательного элемента данной профессии.
На сегодняшний день информационные технологии достаточно прочно вошли в профессиональную деятельность специалистов по социальной работе. Теперь их работу трудно представить без компьютерной техники и программ, позволяющих оперативно обслуживать клиентов. Специалисты и клиенты социальной работы активно освоили и осваивают новые средства передачи сообщений и новые коммуникационные каналы (Интернет, мобильная связь, дистанционный формат работы) [22, с. 71].
Несмотря на всеобъемлющее развитие IT-технологий во всех сферах общества, совершенствование информационных технологий в социальной работе все еще остается актуальной задачей для федеральных и местных органов власти.
Недостаточная оснащенность современной техникой социальных учреждений, а также отсутствие специальных сайтов по социальным проблемам (насилие в семье, алкоголизм, ВИЧ-инфекция, сиротство) свидетельствует об актуальности изучения вопросов применения информационных технологий в практической социальной работе с целью выявления специфических особенностей организации данной деятельности.
К исследователям вопросов использования IT-технологий в профессиональной деятельности специалистов по социальной работе относятся: С.Е. Гасумова, В.А. Фокин, В.В. Лычагина, Е.В. Васильева, О.В, Красуцкая, П.В. Попов, А.С. Лугуева, Т.В. Назарова, И.И. Климкин....
Информационные технологии включает в себя методы взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
В социальной работе они позволяют автоматизировать информационные процессы, связанные с социальным обслуживанием и социальной защитой населения, а также выступают в качестве компонентов соответствующих социальных технологий.
Использование информационных средств и технологий в практической социальной работе с клиентами способствует повышению эффективности работы территориальных органов управления и их служб, предприятий и организаций занятых в социальной сфере, облегчая труд специалиста, рационализируя его деятельность и деятельность клиента.
Кроме того, информатизация социальной работы служит развитию человеческого потенциала, актуализации ресурсных возможностей индивидов и социальных групп в решении проблем жизнедеятельности.
Для достижения цели данной работы — выявления специфических особенностей применения информационных технологий в практической социальной работе с клиентами — было проведено эмпирическое исследование. Анализируя его данные, можно подтвердить гипотезу, согласно которой IT-технологии реализуются в условиях отсутствия цифровой платформы на основе доступных информационных ресурсов по социальным проблемам.
Действительно, современный процесс организации практической социальной работы с клиентами посредством IT-технологий можно охарактеризовать как лишенный единой информационной системы, способной отвечать современным запросам общества. Руководители социальных учреждений и специалисты по социальной работе подтверждают, что процесс цифровизации системы социальной защиты и социального обслуживания населения развивается медленно.
Одним из способов решения данной проблемы является повышение информационной грамотности специалистов по социальной работе. Информационная компетентность определяет уровень его конкурентоспособности в профессиональной среде и на рынке труда в условиях стремительного развития IT-технологий. В связи с этим очень важно уделять особое внимание формированию информационных компетенций социальных работников в процессе их профессиональной подготовки.
1. Васильева Е.В. Новые информационные технологии в социальной работе / Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности, 2013 С. 79-82.
2. Гаджиева Н.М., Фатахов Р.А., Камидов И.Г. Использование информационных технологий в системе социальной работы с детьми- инвалидами / Информационные технологии в экономике и управлении. Под ред. А.М. Абдулгалимова. Махачкала, 2019. С. 103-107.
3. Гасумова С. Е. Информатизация социальной работы: методологические аспекты, российский и зарубежный опыт // Человеческий капитал. 2011. № 4. С. 34-38
4. Гасумова, С.Е. Информационные технологии в социальной сфере: учебное пособие. М.: Дашков и К°, 2012. 312 с.
5. Гасумова С.Е. Отношение номинантов конкурса профессионального мастерства среди работников социальных служб Пермского края к процедуре участия в публичном интернет-голосовании // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. №1 (13).
6. Гасумова С. Е. Процесс информатизации социальной сферы современного российского общества: социологический анализ: монография. Перм. гос. ун-т, 2009. 180 с.
7. Гомза В.В., Полна Г.Н. Информационные технологии в социальной работе // Проблемы высшего образования. 2009. №1. С. 128-131.
8. Григорьева, Д. Р. Применение информационных технологий в социальной сфере / Д. Р. Григорьева, А. С. Попченко // Молодой ученый. 2015. № 11 (91). С. 177-179.
9. Климкин И.И., Нелидкин А.М. Внедрение информационных технологий в социальную работу / Социально-экономические аспекты развития современного общества. Межвузовский сборник научных трудов. Отв. Ред. С.В. Демидов. Рязань, 2014. С. 106-112.
10. Копнева В.В., Петрова И.А. Применение информационных технологий в области социальной работы / Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. 2019. С. 470-473.
11. Красуцкая О.В. Возможности применения информационных технологий для обеспечения доступности социальных услуг // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. №1 (49).
12. Кулагина Е.В. Информационно-аудиовизуальные технологии в социальной работе: перспективы развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2014. №3.
13. Курин А.Ю., Попов А.Н. Актуальность формирования информационной компетенции социального работника: основные понятия и обоснование // Вестник ТГУ. 2015. №1 (141).
14. Лугуева А.С., Айгубов С.З., Магомедова Д.М. Совершенствование социальной работы с семьей на основе внедрения информационных технологий // РППЭ. 2020. №9 (119).
15. Лугуева А.С., Маммаева Д.С. Существующие информационные технологии в деятельности социальных служб РФ и Республики Дагестан // РППЭ. 2019. №12 (110)....(22)