РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКИ
1.1. Развитие лексики в онтогенезе 5
1.3. Понятие о детском церебральном параличе 6
1.4. Особенности формирования лексики у детей с детским
церебральным параличом 10
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С
ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента 12
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 14
ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА
ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
3.1. Цель и организация обучающего эксперимента 24
3.2. Содержание обучения 26
3.3. Результаты контрольного эксперимента 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКИ
1.1. Развитие лексики в онтогенезе 5
1.3. Понятие о детском церебральном параличе 6
1.4. Особенности формирования лексики у детей с детским
церебральным параличом 10
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С
ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента 12
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 14
ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА
ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
3.1. Цель и организация обучающего эксперимента 24
3.2. Содержание обучения 26
3.3. Результаты контрольного эксперимента 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Увеличение числа детей с речевыми нарушениями требует совершенствования и разработки методических рекомендаций по преодолению речевого недоразвития. Часто нарушения речевого развития наблюдаются при детском церебральном параличе. Изучение психофизического развития детей в детских садах показало, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: фонетико - фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи.
В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием - до 35% детей имеют стертую дизартрию. В учреждениях для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата этот процент еще выше, там дизартрия наблюдается практически в 90 % (по данным Е.Ф. Архиповой, М.В. Ипполитовой, Е.М. Мастюковой).
Одним из проявлений общего недоразвития речи у детей с дизартрией является недоразвитие словаря. Становление лексической системы родного языка в норме происходит планомерно и постепенно. У детей с ДЦП отмечен ряд патологических особенностей словарного запаса и всей лексической системы, которые препятствуют развитию речи и познавательной сферы в целом.
Таким образом, выбранная нами тема подтверждает актуальность исследования проблемы развития словаря в процессе логопедической работы при детском церебральном параличе.
Исходя из этого, целью исследования является расширение словарного запаса дошкольников с детским церебральным параличом.
Объект исследования: особенности словарный запас старших дошкольников с детским церебральным параличом.
Предметом исследования является система логопедических заданий и упражнений, направленная на развитие словаря у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В начале исследования была выдвинута гипотеза о том, что словарный запас детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет ряд специфических особенностей, обусловленных особенностями познавательной деятельности и двигательным нарушением, что выражается в низком общем объеме активной лексики и, в том числе, преобладании предметного словаря над абстрактным. Специально разработанная система упражнений позволит сформировать и расширить запас слов, имеющих отвлеченное значение, что окажет положительное влияние на развитие речи и высших психических функций детей в целом.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме работы;
2. Подобрать речевой материал для обследования словарного запаса детей старшего дошкольного возраста, провести обследование лексического запаса детей с ДЦП.
3. Разработать систему упражнений, направленных на развитие абстрактного словаря детей с ДЦП, и провести с их использованием обучающий эксперимент.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенная система упражнений и заданий может быть использована не только в логопедической работы с детьми, имеющими детский церебральный паралич, но и с детьми с речевым и интеллектуальным недоразвитием.
В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием - до 35% детей имеют стертую дизартрию. В учреждениях для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата этот процент еще выше, там дизартрия наблюдается практически в 90 % (по данным Е.Ф. Архиповой, М.В. Ипполитовой, Е.М. Мастюковой).
Одним из проявлений общего недоразвития речи у детей с дизартрией является недоразвитие словаря. Становление лексической системы родного языка в норме происходит планомерно и постепенно. У детей с ДЦП отмечен ряд патологических особенностей словарного запаса и всей лексической системы, которые препятствуют развитию речи и познавательной сферы в целом.
Таким образом, выбранная нами тема подтверждает актуальность исследования проблемы развития словаря в процессе логопедической работы при детском церебральном параличе.
Исходя из этого, целью исследования является расширение словарного запаса дошкольников с детским церебральным параличом.
Объект исследования: особенности словарный запас старших дошкольников с детским церебральным параличом.
Предметом исследования является система логопедических заданий и упражнений, направленная на развитие словаря у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В начале исследования была выдвинута гипотеза о том, что словарный запас детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет ряд специфических особенностей, обусловленных особенностями познавательной деятельности и двигательным нарушением, что выражается в низком общем объеме активной лексики и, в том числе, преобладании предметного словаря над абстрактным. Специально разработанная система упражнений позволит сформировать и расширить запас слов, имеющих отвлеченное значение, что окажет положительное влияние на развитие речи и высших психических функций детей в целом.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме работы;
2. Подобрать речевой материал для обследования словарного запаса детей старшего дошкольного возраста, провести обследование лексического запаса детей с ДЦП.
3. Разработать систему упражнений, направленных на развитие абстрактного словаря детей с ДЦП, и провести с их использованием обучающий эксперимент.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенная система упражнений и заданий может быть использована не только в логопедической работы с детьми, имеющими детский церебральный паралич, но и с детьми с речевым и интеллектуальным недоразвитием.
Проанализировав теоретические источники, обосновывающие проблему формирования лексической стороны речи у детей с детским церебральным параличом, можно прийти к следующим выводам.
Из теоретического обзора литературы мы отметили, что нарушения речи обширно представлены у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, причем для большинства из них эти нарушения затрагивают не столько отдельные, сколько все или почти все компоненты речевой структуры как целостной системы, что связано с органическим поражением различных участков нервной системы.
Во второй части нашей работы мы провели обследование словарного запаса детей с ДЦП и провели сравнительный анализ показателей с группой детей без двигательной патологии. Был выявлен ряд особенностей словарного запаса в данной группе детей. Ведущими особенностями являются недоразвитие активного словаря при относительно сохранном пассивном, резкое недоразвитие словаря прилагательных и наречий, а также крайне ограниченное количество антонимов и синонимов в активном словаре.
Можно сделать вывод о том, что преимущественно дети с ДЦП пользуются словами, имеющими конкретное значение, в их речи крайне мало слов с абстрактным значением, к которым относятся большинство глаголов, прилагательные, наречия. На наш взгляд, перечисленные особенности словаря детей базируются на некотором недоразвитии познавательной деятельности, обусловленном в том числе и дефицитарным развитием опорно-двигательной системы
Следовательно, логопедическая работа с данной категорией детей специфическая и комплексная, дифференцированная и многосторонняя. В таких условиях возрастает компенсаторная роль речи и обеспечивается более прочная база для подготовки детей к школьному обучению.
В третьей части нашего исследования представлена система упражнений, направленных на формирование абстрактной лексики детей дошкольного возраста с ДЦП. Большое внимание уделялось упражнениям с применением подвижных игр, что способствовало закреплению двигательных навыков и целенаправленных движений, которые часто страдают у детей с ДЦП. В ней также раскрываются основные направления работы и описываются этапы формирования абстрактного словаря.
1. Формирование словаря глаголов, прилагательных и наречий, обозначающих качественные характеристики предметов и явлений, действий.
2. Формирование словаря абстрактной лексики, связанной с эмоциональными проявлениями.
3. Формирование многозначной лексики.
4. Активизация усвоенной лексики в речи детей посредством составления рассказов, описания сюжетных картин и пр.
Путем проведения контрольного эксперимента подтвердилась целесообразность использования вышеописанной системы упражнений в работе по развитию словаря у детей с нарушением речи, что подтвердило выдвинутую в начале исследования гипотезу.
Из теоретического обзора литературы мы отметили, что нарушения речи обширно представлены у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, причем для большинства из них эти нарушения затрагивают не столько отдельные, сколько все или почти все компоненты речевой структуры как целостной системы, что связано с органическим поражением различных участков нервной системы.
Во второй части нашей работы мы провели обследование словарного запаса детей с ДЦП и провели сравнительный анализ показателей с группой детей без двигательной патологии. Был выявлен ряд особенностей словарного запаса в данной группе детей. Ведущими особенностями являются недоразвитие активного словаря при относительно сохранном пассивном, резкое недоразвитие словаря прилагательных и наречий, а также крайне ограниченное количество антонимов и синонимов в активном словаре.
Можно сделать вывод о том, что преимущественно дети с ДЦП пользуются словами, имеющими конкретное значение, в их речи крайне мало слов с абстрактным значением, к которым относятся большинство глаголов, прилагательные, наречия. На наш взгляд, перечисленные особенности словаря детей базируются на некотором недоразвитии познавательной деятельности, обусловленном в том числе и дефицитарным развитием опорно-двигательной системы
Следовательно, логопедическая работа с данной категорией детей специфическая и комплексная, дифференцированная и многосторонняя. В таких условиях возрастает компенсаторная роль речи и обеспечивается более прочная база для подготовки детей к школьному обучению.
В третьей части нашего исследования представлена система упражнений, направленных на формирование абстрактной лексики детей дошкольного возраста с ДЦП. Большое внимание уделялось упражнениям с применением подвижных игр, что способствовало закреплению двигательных навыков и целенаправленных движений, которые часто страдают у детей с ДЦП. В ней также раскрываются основные направления работы и описываются этапы формирования абстрактного словаря.
1. Формирование словаря глаголов, прилагательных и наречий, обозначающих качественные характеристики предметов и явлений, действий.
2. Формирование словаря абстрактной лексики, связанной с эмоциональными проявлениями.
3. Формирование многозначной лексики.
4. Активизация усвоенной лексики в речи детей посредством составления рассказов, описания сюжетных картин и пр.
Путем проведения контрольного эксперимента подтвердилась целесообразность использования вышеописанной системы упражнений в работе по развитию словаря у детей с нарушением речи, что подтвердило выдвинутую в начале исследования гипотезу.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВОГО НЕДОРАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУИРОВАНИЯ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2021 - Формирование наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2020



