Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности взаимоотношений сиблингов в двухдетных и многодетных семьях

Работа №162660

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
46
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ внутрисемейных отношений в психологии 6
1.1 Феномен сиблинговых отношений в психологической науке 6
1.2 Зарубежный и российский опыт изучения психологии
сиблинговых отношений 16
Выводы по 1 главе 28
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей
взаимоотношений сиблингов в двухдетных и многодетных семьях 30
2.1 Описание процедуры исследования 30
2.2 Анализ и интерпритация импирических данных 32
Выводы по 2 главе 62
Заключение 65
Приложения 71

Структура взаимоотношений в семье уже давно является одной из основных проблем психологии. Семья представляет собой сложную систему, в которой каждый ее член выполняет определенную роль, функции, поддерживает взаимоотношения. В структуре семьи выделяется две подсистемы: супружеские и детско-родительские отношения, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если в семье воспитываются несколько детей, то выделяется также детская подсистема сиблинговых отношений. Однако вопрос сиблинговых отношений в семье недостаточно изучен в современной психологии. Поэтому данная проблема является актуальной и нуждается во всестороннем исследовании.
«Сиблингами» психологи называют всех братьев-сестер в семье, и они - зона особого внимания специалистов. Между детьми в семье могут зачастую складываться совершенно разные взаимоотношения, дети могут бороться между собой за пространство, вещи, родительское внимание. При отсутствии конкретных воспитательных действий взаимное неприятие сиблингов может доходить до ненависти со всеми вытекающими и часто серьезными последствиями.
Формирование сиблинговых отношений начинается с момента появления в семье второго ребенка. Исходя из определения М. Раттера, под сиблинговыми отношениями мы понимаем межличностные отношения между детьми одних родителей [12].
Первые исследования сиблинговых отношений акцентировали свое внимание на учете факторов порядка рождения, размера семьи, разницы в возрасте между сиблингами. Более поздние исследования по этой проблеме все больше обращают внимание на динамику развития сиблинговых отношений, их связь с другими социальными отношениями, влияние сиблинговых и других семейных взаимоотношений на индивидуальное, социальное и когнитивное развитие, генетические и средовые факторы, которые определят сходство и различие сиблинговых пар.
В зарубежной семейной психологии учеными в первую очередь рассматривался порядок рождения ребенка, что, по их мнению, в большей степени влияло на его развитие. Основоположниками такого подхода стали З. Фрейд и А. Адлер. У. Тоумен в своих работах рассматривал особенности развития личности и ее взаимоотношений с окружающими, в зависимости от сиблинговой позиции. Согласно учению, У. Тоумена, сиблинговая позиция определяет конкретные стратегии поведения индивида по отношению к его братьям и/или сестрам [22].
Цель исследования: выявление особенностей взаимоотношений сиблингов в двухдетных и многодетных семьях для использования эмпирических данных в консультативной практике психолога.
Объект исследования: взаимоотношения сиблингов.
Предмет исследования: специфика взаимоотношений сиблингов в двухдетных и многодетных семьях.
Гипотеза: У сиблингов из многодетных семей чаще, чем у сиблингов из двухдетных семей, фиксируются такие особенности взаимоотношений как «эмпатия», «легкость общения», «психотерапевтичность общения», «мы- чувство».
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблемам психологии семейных отношений.
2. Провести психодиагностическое исследование специфики взаимоотношений сиблингов в двухдетных и многодетных семьях.
3. Проанализировать и интерпретировать полученные эмпирические данные.
4. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
Методы исследования:
1. Диагностический эксперимент с использованием следующих методик:
Братско-сестринский опросник (авторы. A. Graham-Bermann, S.E. Culter)
• Методика диагностики сиблингового общения (Модификация М.В. Кравцовой)
• Сиблинговый опросник (О.С. Алексеева, И.Е. Козлова).
2. Методы обработки данных:
• t-критерий Стьюдента
Организационная база исследования.
В исследовании приняло участие 40 семей, где присутствуют два или три сиблинга, рожденные от общих родителей и проживающие в г. Пенза и Пензенской области. Исследование проводилось с участием сиблингов в возрасте от 14 до 30 лет.
Положения, выносимые на защиту:
1. У сиблингов из многодетных семей чаще фиксируются такие особенности взаимоотношений как «эмпатия», «легкость общения между сиблингами», «психотерапевтичность общения», «мы-чувство».
2. У сиблингов из двухдетных семей обнаруживаются более высокие показатели по параметрам «взаимопонимание», «доверительность общения», «сходство», «поддержание границ».
3. Характер взаимоотношений сиблингов и в двухдетных, и в многодетных семьях связан с их половой и возрастной гомогенностью.
Научная новизна исследования состоит в том, что: определены основные формы взаимодействия, которые характерны для сиблингов подросткового и старшего возрастов; выявлены основные факторы, влияющие на развитие отношений сиблингов в двухдетных и многодетных семьях.
Практическая значимость исследования заключается в получении диагностических данных об особенностях взаимоотношений сиблингов в двухдетных и многодетных семьях, которые могут быть использованы в консультативной практике педагога-психолога;


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ, проведенный в работе, показывает, что проблема сиблинговых отношений занимает значительное место в психологической науке. В любой семье, где больше одного ребенка, складываются сиблинговые отношения. Разработкой проблематики сиблинговых отношений ученые занялись еще в конце XIX века. Ранние исследования сиблинговых отношений были преимущественно сосредоточены на учете факторов порядка рождения, размера семьи, интервала рождения между сиблингами. Более поздние исследования в этой области все больше обращают внимание на динамику развития сиблинговых отношений, их связь с другими социальными отношениями, влияние сиблинговых и других семейных взаимоотношений на индивидуальное, социальное и когнитивное развитие, генетические и средовые факторы, определяющие сходство и различие сиблинговых пар. Исследователи, занимающиеся сиблинговыми отношениями, зачастую указывают на взаимозависимость таких переменных, как характер отношений между родителями, общий эмоциональный климат в семье, темперамент и характер детей в сиблинговой паре.
Цель нашего исследования - изучение особенностей взаимоотношений сиблингов в двухдетных и многодетных семьях для использования данных в консультативной практике психолога была достигнута.
Все задачи, заявленные в работе выполнены: был проанализирован зарубежный и отечественный опыт изучения проблематики психологии семейных отношений, сиблинговых взаимоотношений в частности; раскрыто содержания понятия «сиблинг»; изучена специфика отношений сиблингов, их аспекты, факторы, влияющие на формирование; проведено психологическое исследование специфики взаимоотношений сиблингов в двухдетных и многодетных семьях.
Положение о том, у сиблингов из двухдетных семей более высокие показатели по параметрам «взаимопонимание», «доверительность общения», «сходство», «поддержание границ» подтверждается частично на основе результатов исследования, все заявленные параметры действительно характерны для сиблингов из двухдетных семей, за исключением параметра «сходство». Мы выяснили, что сходство взглядов сиблингов зависит их от разницы в возрасте и от пола, а не от количества детей в семье.
Второе положение, которое было вынесено на защиту о том, что у сиблингов из многодетных семей чаще фиксируются такие особенности взаимоотношений как «эмпатия», «легкость общения между сиблингами», «психотерапевтичность общения», «мы-чувство», не нашло своего подтверждения. Психотерапевтичность, легкость общения, «мы - чувство» согласно результатам исследования, присуща больше сиблингам из двухдетных семей. Уровень эмпатии в семейных отношениях зависит от пола сиблингов.
Третье положение о том, что характер взаимоотношений и в двухдетных, и в многодетных семьях связан с половой и возрастной гомогенностью подтверждается на основании полученных результатов.
Таким образом, положение, которые были вынесены на защиту подтвердились по большей части.



1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов: пер. с англ. Ростов-на-Дону: Феникс, -1998. - 448 с.
2. Алексеева О.С., Козлова И.Е. Опросник сиблинговых отношений. 2009. URL: http://psystudy.ru(дата обращения: 09.10.2018).
3. Алмазова О. В. Типология взаимоотношений взрослых сиблингов // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2013. - № 2. - С. 134 -146.
4. Алмазова О.В. Особенности образа взрослого сиблинга // Психологические исследования. - 2013. Т.6, - №29. - 3с. URL: http://psystudy.ru(дата обращения: 13.08.2018).
5. Алмазова О.В. Эмоциональные связи сиблингов и привязанность к матери во взрослом возрасте. // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 3(11). - С. 96-102.
6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - 2-е издание. - Санкт-Петербург: - Питер, - 2011. - 172с.
7. Андреева Т.В. Семейная психология. - СПб.: Речь, - 2008. - 244 с.
8. Бажин Ф.Е., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М.: Смысл, - 1993. - 15 с.
9. Белкина, В.Н. Психология и педагогика социальных контактов детей. Учебное пособие / В.Н. Белкина; Ярославль: Изд-во ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, - 2004.
10. Валитова, И.Е. Взаимоотношения в семье между сиблингами, один из которых - ребенок с особенностями в развитии / Мир психологии. - 2006. - № 4. - С. 55-67.
11. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. - Москва: Харвест, - 2005. - 976 с.
12. Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, - 1987. - 240 с.
13. Громилина С.А. Оценка взаимоотношений между сиблингами в зависимости от позиции при рождении / С.А. Громилина, П.А. Полозова, А.Г. Бердникова // Весенний школьный марафон : материалы II Междунар. науч.- практ. конф. школьников (Чебоксары, 31 мая 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», - 2015. - С. 99.
14. Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. - 2004. - №3. - С.20-25.
15. Добсон, Дж. Непослушный ребенок: Пер. с англ. - 5-е изд./Дж. Добсон; СПб.: Мирт, - 2000. - 220 с.
16. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин; Екатеринбург: Деловая книга, - 2000.
17. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов //Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С.135-142.
18. Думитрашку Т.А. Стуктура семьи и когнитивное развитие детей //Вопросы психологии. - 1996. -№3. - С.104-112
19. Егорова М.С., Баскаева О. В. Самооценки и взаимные оценки сиблингов // Сборник Семья брак и родительство в современной России. -М.: Когито-Центр, - 2014. - С.27
20. Егорова М.С., Пьянкова С.Д. Поиск ощущений и особенности личностной сферы // Актуальные проблемы психологической службы: Теория и практика: мат. междунар. конф. (Одесса, 8-9 сентября, 1992). Одесса, - 1992. -140 с.
21. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров; М.: ЭКСМО - Пресс, - 2000.
22. Зырянова Н.М. Ранние сиблинговые исследования [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2008. N 2(2). URL: http://psystudy.ru(дата обращения 10.09.2018).
23. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.:Гардарики, - 2008.
24. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, - 1988. - 208 с.
25. Козлова И.Е. Особенности сиблинговых отношений в двухдетных семьях [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2010. N 4(12). URL: http://psystudy.ru(дата обращения: 14.09.18)
26. Крайг, Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, - 2006. - 992 с.
27. Кричевец, А.Н. Математическая статистика для психологов: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.Н. Кричевец, А.А. Корнеев, Е.И. Рассказова. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 400 с.
28. Кузьмина М. Сиблинги, или Каин и Авель в одной квартире / М. Кузьмина // Школьный психолог. - 2000. - № 17. - [Электронный ресурс] URL http://www.psy.1september.ru(дата обращения 10.09.2018).
29. Кузьмишина, Т.Л. Поведение дошкольников в ситуациях детско- родительского конфликта. / Вопросы психологии. - 2006. - № 6. - С. 38-45.
30. Леман, К. Идеальная пара. Пер. с англ. / К. Леман; СПб.: МРО ХВЕП «Христианская Миссия», - 2007. - 256 с.
31. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учебное пособие-практикум для студентов вузов. - 2-е изд.-М:Академия, - 2007. - 432с.
32. Макдональд, Г. Мудрый отец. Пер. с англ. - 3-е изд. / Г. Макдональд; СПб.: Мирт, - 2001. - 249 с.
33. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, - 2006. - 150 с.
34. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. - М.: ВЛАДОС, - 2008. - 608 с.
35. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, - 2006. - 440 с.
36. Психология:словарь./Под. ред. А.В. Петровского. - М., - 2001. - 549 с
37. Русалов В.М. Модифицированный личностный опросник Айзенка. - М.: Смысл, - 1992. - 21 с.
38. Руфо М. Братья и сестры, болезнь любви / М. Руфо. - Екатеринбург: У-Фактория, - 2006. - 288 с.
39. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина; научн.-исслед. Инт-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР. -М.№ Педагогика, - 1989. - 208 с.
40. Сидорова Ю.П. Особенности взаимоотношений сиблингов в двухдетных и многодетных семьях. «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №1(28) 2019 Alley-science.ru
41. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, - 1989. - 448 с.
42. Фромм А. Азбука для родителей. - М.: Знание, - 1994. -150с.
43. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка. / Г.Т. Хоментаускас; М.: Педагогика, - 1989. - 160 с.
44. Шёнбек Э. Старший, средний, младший... - Москва:
«ЛомоносовЪ», - 2010.
45. Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научны представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье // Практическая психология и психоанализ, - 2013, - № 4. - с.56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ