Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: общеобразовательная школа №50 (г. Екатеринбург).
Выборка: 25 учеников 7 класса, возраста от 13 до 14 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ……6
1.1. Лингводидактические основы обучения синтаксису и пунктуации обучающихся 7-8 классов….6
1.2. Причастный оборот. Простые предложения с причастными оборотами…9
1.3. Анализ заданий, представленных в УМК по изучению простого предложения с причастным оборотом 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ 22
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента ...
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента..................23
2.3 Упражнения, направленные на изучение простого предложения с причастным оборотом в 7 классе…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 40
В курсе обучения русскому языку в общеобразовательной школе важное место принадлежит синтаксису, поскольку в синтаксическом ярусе языковой системы (предложении как наименьшей коммуникативной единицы) находят наиболее полное выражение все языковые единицы других уровней, отдельно фонетического, словообразовательного, семантического, морфологического, стилистического, приобретают функциональное совершенство и логической оценки средства речи. В организации непрерывного речевого образования синтаксис имеет вершинный характер, подчиняясь определяющим функциям речи-коммуникативной и когнитивной. Изучать предложения обучающиеся начинают в начальной школе, к 5-му классу материал усложняется, добавляется пунктуация. С оборотами речи и особенностями их выделения в тексте школьники знакомятся в 7 классе. Однако эта тема достаточно сложная, поэтому у педагога должна быть выработана система работы по изучению простого предложения с причастным оборотом на уроках русского языка.
Актуальность исследования. Как показывает педагогический опыт, а также результаты мониторинга учителей-словесников и школьников (анкетирование, диагностирование, письменные творческие работы, результаты констатирующих срезов и др.), устные высказывания обучающихся 7-8 классов свидетельствуют о несовершенстве синтаксического строения их речи, отмечаются нарушения синтаксической структуры простых предложений с причастным оборотом, выявлено значительное количество типичных ошибок пунктуации в письменной работе и т. д. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, при изучении простого предложения с причастным оборотом в школьном курсе обучения русского языка отсутствуют преемственность и перспективность при изучении синтаксических тем, неполной степени реализуемый на практике принцип внутриуровневых связей между синтаксисом и пунктуацией, другими структурными уровнями речевой системы. Во-вторых, за отведенное школьной программой время для систематического изучения простого предложения с причастным оборотом синтаксические и пунктуационные умения и навыки у обучающихся не успевают сформироваться. В-третьих, для ознакомления учащихся 7-х классов с данной темой подбор методов и форм учебно-воспитательного процесса, методических средств, организационных форм (диагностика, планирование, регламент, коррекция и др.), не всегда соответствует особенностям их сенситивного периода (подростковый). Актуальность подчеркивается требованиями современного общества и системы образования: Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования содержит требования к планируемым предметных результатам, именно в них подчеркивается актуальность овладения обучающимися основными нормами литературного языка, в том числе грамматическими.
Тема вписывается в русло современных лингвистических исследований, связанных с изучением причастных оборотов, что свидетельствует о её актуальности.
Объект исследования – процесс изучения простого предложения с причастным оборотом на уроках русского языка.
Предмет исследования – методы и приемы изучения простого предложения с причастным оборотом на уроках русского языка.
Цель исследования – построение системы работы по изучению простого предложения с причастным оборотом.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1) проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
2) изучить задания, представленные в УМК по изучению простого предложения с причастным оборотом;
3) провести диагностику обучающихся в рамках объекта исследования, проанализировать результаты.
4) предложить систему упражнений для изучения простого предложения с причастным оборотом.
Методы исследования:
1) теоретический: анализ литературных источников и педагогического опыта.
2) эмпирический: опрос педагогов, анализ письменных работ учащихся.
Методологические и теоретические основы исследования:
В области методики обучения русскому языку в школе: современные подходы в обучении русскому языку в основной общей школе (Е. С. Антонова, Е. И. Литневская, В. И. Блинов, М. Ю. Барабанова и др.); основные положения методики обучения синтаксису и пунктуации в школе (М. Т. Баранов, Г. И. Блинов, Е. И. Литневская и др.).
Практическая заключается в методической разработке системы упражнений для изучения простого предложения с причастным оборотом. Данная разработка может быть использована педагогами на уроках русского языка.
В ходе проведения исследования нами была проанализирована научно-методическая литература по теме изучение причастного оборота в простом предложении, а также проведены опрос и педагогическое исследование, среди учащихся 7-х классов в общеобразовательной школе.
Целью исследования являлось выявление уровня знаний по теме «Причастный оборот в простом предложении» путём экспериментального исследования.
На основе данных научно-методической литературы, нами была проведена диагностическая работа среди обучающихся 7-х классов в общеобразовательной школе №50 в г. Екатеринбург, в котором приняли участие 60 юношей и девушек среднего школьного возраста (13-14 лет). В ходе эксперимента, испытуемые экспериментальной группы, в течение 3-х недель занимались углубленным изучением правил употребления в предложениях причастий и причастных оборотом по 30 минут в день, после основных занятий в школе.
Опрос педагогов показал, что при изучении темы «Причастный оборот в простом предложении» они подбирают варианты творческих упражнений для каждого этапа урока и учитывают поэтапное усложнение заданий и дидактического материала. Содержание урока при изучении данной темы демонстрирует возможность использования таких творческих упражнений и заданий, как конструирование предложений с причастным оборотом по схемам и концовки, оформленной в текста в виде простых предложений с причастным оборотом. Данные задания и упражнения способствуют активизации учебной деятельности, облегчают процесс запоминания нового учебного материала, развивают креативные способности школьников.
Таким образом, после проведенного исследования, мы пришли к выводу, что для эффективного усвоения темы причастный оборот в простом предложении нужно систематически связывать занятия по пунктуации с изучением различных вопросов курса языка, проводить наблюдения над принятыми в данном языке знаками препинания, объяснять их использование, выполнять тренировочные упражнения по пунктуации, в том числе связанные с выразительным чтением предложений и текстов.
1) Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка как наука / Е. С. Антонова // Методика обучения русскому языку : учебник для студ. учреждений высш. образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М. : Издательский центр «Академия», 2015. – С. 6–95. Текст: непосредственный.
2) Архипова, Е. В. Методика русского языка как педагогическая наука / Е. В. Архипова // Теория и практика обучения русскому языку :учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, А. Д. Дейкина и др.; под ред. Р. Б. Сабаткоева. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – С. 4–12. Текст: непосредственный.
3) Быстрова, Е. А. Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках / Е. А. Быстрова // Обучение русскому языку в школе :учеб. пособие для студ. педагогических вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. Е. А. Быстровой. - М. : Дрофа, 2004. – С. 20–39. Текст: непосредственный.
4) Методика преподавания русского языка: таблицы, схемы, комментарии :учеб.-метод. пособие / М. Ю. Барабанова. – Тула : ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014. – 62 с. Текст: непосредственный.
5) Баранов, М. Т. Методика пунктуации / М. Т. Баранов // Методика преподавания русского языка в школе: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. – М. : Академия, 2000. – С. 187–226.
6) Блинов, В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие / В. И. Блинов, И. С. Сергеев. – М. : АРКТИ, 2007. – 129 с. Текст: непосредственный.
7) Блинов, Г. И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации / Г. И. Блинов. – Калуга : Институт усовершенствования учителей, 1994. – 116 с. Текст: непосредственный.
8) Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. – М. : ИЦ «Академия», 2002. – 320 с. Текст: непосредственный
9) Булохов, В. Я. Сто разновидностей диктанта: учебно-методическое пособие / В. Я. Булохов. – Красноярск : Изд-во Красноярского ун-та, 1994. - 72 с. Текст: непосредственный.
10) Валгина, Н. С. Русская пунктуация: принципы и назначение: пособие для учителей / Н. С. Валгина. – М. : Просвещение, 1979. – 125 с. Текст: непосредственный
11) Иванова, В. Ф. История и принципы русской пунктуации: учеб. пособие / В. Ф. Иванова. – Л. : Издательство Ленинградского университета, 1962. – 64 с. Текст: непосредственный.
12) Литневская, Е. И. Цели и принципы обучения русскому языку в средней школе / Е. И. Литневская // Методика преподавания русского зыка в средней школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева; под ред. Е. И. Литневской. – М. : Академический проект, 2006. – С. 37–45. Текст: непосредственный.
13) Ломизов, А. Ф. Основные виды упражнений, используемые при обучении пунктуации [Текст] / А. Ф. Ломизов // Основы методики русского языка в 4–8 классах : пос. для учителей / под ред. А. В. Текучёва, М. М. Разумовской, Т. А. Ладыженской. – М. : Просвещение, 1978. – С. 237– 247. Текст: непосредственный.
14) Львов, М. Р. Школа творческого мышления: учеб. пособие по рус. языку для обучения в начальных классах / М. Р. Львов. – М. :Дидакт, 1993.
15) 183 с. Текст: непосредственный.
16) Матейко, А. Условия творческого труда / А. Матейко. – М. : Мир, 1970. – 303 с. Текст: непосредственный.
17) Острикова, Т. А. Методика изучения орфографии, пунктуации и иных разделов русского языка. История, теория и практика диктанта] : учебно-методический комплекс по дисциплине : учебное пособие монографического характера / Т. А. Острикова. – Абакан : Издательство ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2016. – 176 с. Текст: непосредственный.
18) Острикова, Т. А. Орфография в школе: полувековой опыт обучения / Т. А. Острикова. – М. :Вербум-М, 2008. – 222 с.
19) Почтенная, Т. Г. Основы пунктуации / Т. Г. Почтенная // Современный русский язык :учеб. для вузов. В 2 ч. Ч. 2. Синтаксис / В. П. Вомперский, М. С. Панюшева, Т. Г. Почтенная, Г. Я. Солганик, Н. И. Формановская; под ред. Д. Э. Розенталя. – 3-е изд., испр. – М. : Высшая школа, 1979. – С. 246–251. Текст: непосредственный.
20) Практическая методика непрерывного обучения пунктуации в школе и вузе: практикум / сост. Н. В. Кудряшова; науч. редактор проф. Т. А. Острикова. – Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2015. – 56 с.
21) Розенталь, Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно / Д. Э. Розенталь. – М. : Айрис-пресс, 2017. – 256 с. Текст: непосредственный.
22) Сологуб, А. И. Дидактика профильного креативного образования / А. И. Сологуб. – Кривой Рог : Ирида, 2004. – 65 с. Текст: непосредственный.
23) Ульченко, З. Ф. Диктанты с изменением текста: пособие для учителей / З. Ф. Ульченко. – М. : Просвещение, 1982. – 144 с. Текст: непосредственный.
24) Шапиро, А. Б. Современный русский язык. Пунктуация: учеб. пособие для пед. ин-тов / А. Б. Шапиро. – М. : Просвещение, 1966. – 296 с. Текст: непосредственный.
25) Шубина, Н. Л. Пунктуация современного русского языка: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Н. Л. Шубина. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с. Текст: непосредственный.