Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Синтаксическая структура англоязычных газетных заголовков и лидов

Работа №126758

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы67
Год сдачи2021
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы исследования структурных особенностей заголовочных комплексов англоязычных газет 5
1.1 Определение и особенности газетного заголовка англоязычной прессы 5
1.1.2 Структурно-стилистические особенности заголовка в современной
лингвистике 7
1.1.3 Проблемы функционально-прагматического анализа заголовка 9
1.1.4 Доминантная функция газетного заголовка и понятие «кликбейта»
11
1.2. Лид как часть заголовочного комплекса 13
1.3 Жанровые особенности интернет-изданий 14
1.4 Структурно-семантический анализ и событийность 15
Выводы по 1 главе: 19
ГЛАВА 2 Опыт комплексного представления синтаксической структуры заголовка и лида современного английского интернет-издания 20
2.1 Заголовки группы предиката-действия 20
2.2. Заголовки группы предиката-процесса 34
2. 3. Заголовки группы предиката действие-процесс 42
Выводы по 2 главе: 58
Заключение 60
Список использованной литературы: 62


Сейчас как никогда заметно смещение фокуса с печатных средств массовой информации к онлайн-формату информационных ресурсов. Учитывая непрерывный рост количества публикуемых онлайн новостных текстов, усиливается необходимость их описания.
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что оно выполнено в русле современного направления лингвистической науки и посвящено семантико-синтаксическому анализу одного из видов газетного дискурса.
Цель исследования: определить семантико-семантические характеристики заголовков и лидов английских газет.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи:
1. Определить положение заголовка внутри системы текста
2. Обозначить структурно-стилистические, грамматические, функциональные и прагматические характеристики заголовка и лида
3. Классифицировать семантические комплексы заголовка
4. Провести анализ поверхностной и семантической структуры заголовка и лида;
5. Сопоставить заголовок и лид в семантико-синтаксическом аспекте.
6. Выявить стереотипные структурные единицы заголовка и лида
Объект исследования. Тексты газетных заголовков и лидов британского интернет-издания BBC.
Предмет исследования. Поверхностные структуры и семантические пропозиции заголовков и лидов современных британских онлайн-газет.
Материалом для исследования послужило 60 примеров заголовков и лидов, собранных из интернет-газеты BBC в период между 2020-2021 годами.
Методы исследования. Метод сплошной выборки, семантико-синтаксический анализ, синтаксический анализ.
Методологические источники. Исследование опирается на работы, рассматривающие феномены газетного заголовка в системе текста Э. А. Лазаревой, Т. ван Дейка; событийности В.З. Демьянкова; семантического синтаксиса У. Чейфа, В.В. Богданова;


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Заголовок может рассматриваться как компонент текста, однако, является самостоятельной внетекстовой единицей, функционирующей внутри системы макротекста. Заголовок всегда занимает прагматически и стилистически сильную позицию по отношению к газетному тексту. В данной работе заголовок рассматривался с позиции предложения. Исследователями выделяется полифункциональность заголовков - способность выполнять одновременно несколько функций. В качестве основных функций заголовка были выделены номинативная (назывная), графически-выделительная и воздействующая (рекламная). Заголовок также обладает значительным прагматическим потенциалом. Он может привлекать внимание читателя не только невербальными средствами выражения, но и посредством такого способа написания как кликбейт, апеллируя к эмоциям и любопытству. Заголовок также может оказывать воздействие, запуская целый ряд когнитивных процессов на этапе прочтения, восприятия и запоминания текста.
С тех же подходов в работе исследуется явление лида. Лид или первый абзац текста содержит основную информацию относительно содержания статьи и выделяется определенным шрифтом, кеглем, абзацем, а иногда и цветом. В отличии от заголовка лид представлен полным высказыванием. На сегодняшний день наблюдается сближение заголовка и лида. Следовательно, их функции и структурные особенности несут схожий характер.
Интернет-издания как жанр могут иметь свои характеристики, в связи с которыми изучается явление событийности. Описание новостных событий в заголовочных комплексах носит стереотипный характер, в следствии чего их заголовочный комплекс может быть рассмотрен в рамках семантико-синтаксической теории У.Чейфа.
Семантико-синтаксический анализ выборки настоящего исследования показал, что поверхностная и семантическая структуры заголовка и лида в большинстве случаев не эквивалентны. Поверхностная структура заголовка может представлена простыми двусоставными, сложноподчинёнными и сложносочиненными предложениями. Кроме того, рассматриваются заголовки, представленные вопросительными предложениями и безглагольными высказываниями. Поверхностная структура лида может быть выражена сложноподчинёнными и сложносочиненными предложениями, а также простыми двусоставными предложениями с различными второстепенными членами. Кроме того, лиды, представленные простыми двусоставными предложениями могут осложняться придаточными предложениями или причастными оборотами.
Семантические структуры заголовка и лида во многих случаях не тождественны. Заголовок характеризуется различными типами предикации. В настоящем исследовании они представлены тремя группами: действие - процесс, действие, процесс. Пропозиции лидов могут сохранять тип предикации заголовка, дополнять или заменять его другими типами. Семантическая организация лида также может отличаться от таковой в заголовке, ее компоненты могут подвергаться различным трансформациям и процессу экспликации.
Изучение заголовка и лида в структурно-синтаксическом аспекте остается востребованным направлением исследования дискурса СМИ. Дальнейшие научные изыскания могут быть сосредоточены вокруг прагматического аспекта заголовка и лида, способов его реализации в структурно-семантической плоскости.



1. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб. пособие для студентов фак. иностр. яз. вузов. М.: Академия, 2003. 128 с.
2. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. Л.: Просвещение, 1981.
3. Арутюнова Н. Д. Синтаксис //Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990. — С. 449-451.
4. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М., 1976. — 383 с.
5. Белова Ю. А. Стратегии интерпретации смысла газетных заголовков британских медиа-текстов: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.04 / [Место защиты: Башкир. гос. ун-т] - Уфа, 2008.
6. Бессонов, А. П. Газетный заголовок. — Л.: Наука, 1958. — 62 с.
7. Богданов В.В. Семантико-синтаксическая организация предложения. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. 204 с.
8. Богданов, В.В. Текст и текстовое общение: учебное пособие / В.В. Богданов. - СПб.: СПбГУ, 1993. - 67 с.
9. Богданова О. Ю. Заголовок как элемент текста // Вестник КГУ. 2007. №1. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/zagolovok-kak-element-teksta (дата обращения:
21.02.2021).
10. Богданова О. Ю. Заголовок как элемент текста // Вестник КГУ. 2007. №1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/zagolovok-kak-element-teksta (дата обращения: 21.02.2021).
11. Боярская Е.Л. Концептуализация события: интегрированный подход к анализу событийного фрейма // Репрезентатация события. Интегрированный подход с позиции когнитивных наук: коллективная монография / отв. ред. В.И. Заботкина. М., 2017. С. 237-251.
12. Валгина Н.С. Современный русский язык: Синтаксис. М.: Высш. шк., 2003. 416
с.
13. Ван Валин, Р.Д. Референционально-ролевая грамматика Текст. / Р.Д. Ван Валин, У. Фоли // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1982.-Вып. И.-С. 13¬32.
14. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
15. Вахтель Н. М. Заголовок - слово главное / Н. М. Вахтель, И. А Стернин // Известия Уральского государственного университета. — 2006. — № 40. — С. 214-215.
16. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М.: 1996.
17. Верещинская Ю.В. Заголовки газетных статей в аспекте медиалингвистики (на материале испанского языка) / Ю.В.Верещинская // Филологические науки в МГИМО: Сборник научных трудов. No 28 (43). - М.: МГИМО (У)МИД России, 2007. - С. 17-25.
18. Вомперский В.А. К изучению синтаксической структуры газетного заголовка // Искусство публицистики (проблемы теории и мастерства) / В.А. Вомперский // Тез. докл. на республикан. науч. конф.-семинаре. - Алма-Ата, 1966. - С. 82-85.
19. Воротникова Ю. С.. Реализация новостного дискурса в электронных
англоязычных СМИ: Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 СПб., 2005 С. 212
20. Гак В. Г. Номинализация сказуемого и устранение субъекта // Языковые преобразования. М., 1998. С. 395—408.
21. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
22. Гуськова С.В. Рекламная функция заголовков медиатекстов (на примере
материалов журнала «Русский репортер») // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2010. №2 (10). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/reklamnaya-funktsiya-zagolovkov-mediatekstov-na- primere-materialov-zhurnala-russkiy-reporter (дата обращения: 24.02.2021).
23. Демьянков, В. З. Событие как предмет гуманитарных наук / В. З. Демьянков // Репрезентация событий : интегрированный подход с позиции когнитивных наук : Коллективная монография / Языки славянской культуры. - 2-е издание. - Москва: Языки славянской культуры, 2017. - С. 21-27.
24. Демьянков, В.З. Семиотика событийности в СМИ / Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. - М., Изд-во Моск. ун-та, 2004. - С. 68-83.
25. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика. Системный подход к изучению языка СМИ (Современная английская медиаречь). - М.: Флинта: Наука, 2008. - 264 с.
26. Добросклонская, Т. Г. Политический медиадискурс в контексте дискурсивных исследований / Т. Г. Добросклонская // Язык и социальная динамика. - 2014. - № 14-1. - С. 106-115.
27. Иванова И. П., Бурлакова В. В.. Почепцов Г. Г. Теоретическая грамма- тика современного английского языка. М.: Высш. шк., 1981. 285 с.
28. Ковальчукова М. А. Анонс как речевой жанр (на материале интернет-дискурса //
Вестник ЧелГУ. 2008. №30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/anons-kak-
rechevoy-zhanr-na-materiale-internet-diskursa (дата обращения: 14.03.2021).
29. Кожина Н. А. Заглавие художественного произведения: онтология, функции, типология // Проблемы структурной лингвистики. 1984. - М.: Наука, 1986.
30. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. Текст / В. Г. Костомаров, - СПб.: Златоуст, 1999. - 174 c.
31. Кравченко, О.Ф. Структурно-функциональные особенности заголовков [Электронный ресурс]/ О.Ф. Кравченко // Университетские чтения - 2010: материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Часть VII. - Пятигорск: ПГЛУ. - 2010.
32. Кубрякова Е.С., Панкрац Ю. Г. Падежная грамматика // Современные зарубежные грамматические теории. - М., 1985
33. Лазарева Э. А. Заголовочный комплекс текста - средство организации и оптимизации восприятия / Э. А. Лазарева // Известия Уральского государственного университета. — 2006. — № 40. — С. 158-166.
34. Лазарева, Э. А. Заголовок в газете. — Изд-во Урал. ун-та, 1989. — 96 с.
35. Ломакина А.С. «Особенности функционирования заголовков газетно-публицистических текстов как носителей прагматики сильных позиций», Конференция «Ломоносов 2015»
36. Лукин, В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории. Аналитический минимум/В.А.Лукин. - М.: Ось-89, 2005. - 559с.
37. Манькова Л. А. Речевое воздействие газетных заголовков (на материале крымской прессы) // Л. А. Манькова / Культура народов Причерноморья. - Симферополь, 1998. - No 3. - С. 192-195.
38. Манькова Л.А. Специфика заголовков в различных газетных текстах. // Ученые записки ТНУ. - 2005. - №4. - С. 1-4.
39. Милованова С. О. Газетный заголовок как средство актуализации смысла //
Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2010. №1. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/gazetnyy-zagolovok-kak-sredstvo-aktualizatsii-smysla (дата обращения: 11.01.2021).
40. Николаева М. Н. Лингвистические особенности англоязычных газетных
заголовков с ономастическим фразеологизмом // Вестник Московской международной академии. 2016. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/lingvisticheskie-osobennosti-angloyazychnyh- gazetnyh-zagolovkov-s-onomasticheskim-frazeologizmom (дата обращения:
27.11.2020).
41. Ноздрина Л.А. Заглавие текста // Грамматика и смысловые категории текста: - М.: Сб. науч. тр. им. М. Тореза, 1982. - Вып. 189. - С. 183-200
42. Ноздрина Л.А. Современная стилистика. - М.: Академия, 2008. - 336 с.
43. Пантина О.А., Третьякова Т.П. Современный формат британского новостного газетного онлайн- медиатекста // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. №3 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-format-britanskogo-novostnogo- gazetnogo-onlayn-mediateksta (дата обращения: 12.02.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ