Введение 3
Глава 1. Развитие лексического навыка на начальном этапе обучения 7
1.1. Характеристика начального этапа обучения 7
1.2. Методические основы обучения лексике 10
1.3.Особенности развития лексического навыка 12
1.4. Игра в обучении иностранному языку и её функции 19
Глава 2. Разработка комплекса лексических игр, направленных на развитие лексического навыка на уроках английского языка в начальной школе 25
2.1. Комплекс лексических игр для развития лексического навыка на начальном
этапе обучения 25
2.2. Проверка эффективности использования комплекса лексических
игр 31
Заключение 39
Список литературы 41
Приложение 45
Изучение иностранных языков с каждым годом становится популярнее. Это связано с расширением международной коммуникации. У людей есть возможности путешествовать, сотрудничать с международными компаниями, жить, учиться и познавать культуру других стран. Сотрудничество между странами вызывает необходимость в специалистах, владеющими знаниями иностранных языков.
В мировом образовательном пространстве очень важно создать условия для формирования межкультурной компетенции. Для повышения мотивации к изучению иностранных языков важно понимать роль и место иностранных языков в современном мире.
В настоящее время существует немало методик для изучения иностранного языка в школе. Вопрос о возможности использования лексических игр на уроках английского языка как средства развития лексического навыка чрезвычайно важен для его глубокого изучения. Преподаватели имеют возможности внедрения в образовательный процесс новых технологий и методик обучения.
Новое время требует от учителей нового подхода к проблеме обучения младших школьников иностранному языку. Раннее обучение актуально в наше время, но чтобы оно было успешным, учителю необходимо иметь в своей «педагогической копилке» разные методические приемы.
Очень часто учителя могут видеть незаинтересованность детей в их предмете. Обучающиеся могут быть невнимательными, могут не слушать учителя или разговаривать с одноклассниками. Дети, придя в школу, еще не понимают, зачем им нужны те или иные предметы. Не исключением становятся и иностранные языки. Школьники могут задавать себе вопрос, зачем им учить еще какой-то язык, если они и так знают свой родной. Очень важно с самых первых занятий показать детям значимость иностранных языков, чтобы они знали, как в дальнейшем смогут распоряжаться полученными знаниями. Но не стоит забывать, что на протяжении всего обучения нужно поддерживать интерес ребенка к предмету. Это особенно важно на начальном этапе обучения.
Игра занимает важное место в жизни человека. Через игры мы познаем окружающий мир, учимся как вести себя в той или иной ситуации, знакомимся с правилами поведения в социальной группе, примеряем на себя разные роли и взаимодействуем с другими участниками игры. Как известно, мотивация к учебной деятельности формируется в младших классах, поэтому очень важно особенно на начальном этапе преподавания иностранного языка организовать учебный процесс таким образом, чтобы не просто развить познавательный интерес ученика, но и творческую активность. На начальном этапе обучения через игры дети погружаются в процесс обучения. Игры вызывают интерес и желание изучать предмет. Через них учитель показывает, что все не так страшно и учеба не только сплошная зубрежка...
Изучение лексики - одна из наиболее важных проблем в обучении иностранному языку. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях. Лексика придает высказыванию конкретный смысл. Слова постоянно находятся в динамичном состоянии и постепенно пополняют язык. Технологии, наука, культуры других народов очень влияют на лексику, и в настоящее время информационные технологии способствуют развитию лексического запаса.
Игра безусловно эффективное средство в преподавании иностранного языка, но учителю необходимо соблюдать чувство меры, иначе она утратит свою эффективность и привлекательность для учащихся. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако, все зависит от конкретных условий работы учителя.
Особенно важно использование игры в младших классах, так как именно в этом возрасте происходит переход от игровой к учебной ведущей деятельности. Игра для ребенка наиболее понятный способ взаимодействия с учителем и сверстниками, но тем не менее нельзя забывать, что в первую очередь это не просто игра, а обучающая игра. Каждая игра должна иметь свою цель, задачи и приводить к результату.
Подготовка к игре немало важный момент. Если это театрализованная игра, то учителю необходимо заранее продумать все необходимые декорации и костюмы, что может понадобиться в ходе игры. Необходимо продумать с какими сложностями может столкнуться ученик или предугадать конфликтную ситуацию, если игра на соревнование. В конечном итоге эффективность игры, как уже говорилось ранее, будет зависеть не только от внешнего содержания, а в большей степени от эмоционального состояния, как учеников, так и учителя.
На начальном этапе обучения английскому языку очень важно использование игры, потому что ведущий вид деятельности у детей 8-10 лет только начинает переходить от игры к учебе. Особенно у современных детей 39
есть проблема с мотивацией к учебе. Их внимание привлекает больше компьютерные игры, социальные сети, телевизор и многое другое, все то, что транслирует информацию, не требующую анализа или умственной работы. Педагогу сложно создать учебную атмосферу и «конкурировать» с подобными явлениями. Игра в данном случае хороший помощник. На начальном этапе она раскрепощает учеников и располагает их к учебному процессу. Снимает языковой барьер и делает эффективнее усвоение материала, потому что он становится эмоционально значим для учащихся.
Проанализировав теоретическую часть работы и практическую, можно смело сказать, что игра выполняет все задачи учебной деятельности: обучающую, развивающую и воспитательную. Кроме того, что мы используем ее для введения, закрепления и контроля материала. Она помогает развивать общие способности учащихся, то есть их память, внимание, восприятие, воображение.
Результаты эксперимента показали эффективность использования лексических игр на уроках английского языка в четвертом классе. У учащихся лучше усваивались лексические единицы, повысился уровень сформированности лексического навыка. Все учащиеся были активно включены в работу. Так как использование игр на уроках английского языка не предусматривается в рабочей программе, у учащихся наблюдался повышенный интерес к урокам с использование комплекса игр.
Использование различных игр обеспечивает постоянный интерес детей к иноязычной речевой деятельности, к предмету «иностранный язык», позволяет подчинить процесс овладения иноязычным материалом решению внеязыковых задач общения.
1. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 208 с.
2. Ануфриева Р.А. Игры как средство развития интереса к изучаемому языку // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 9. - С. 22-25.
3. Артамонова Л.Н. Игры на уроке Английского языка и во внеклассной работы. - М.: Просвещение, 2008. - 363 с.
4. Бим И.Л. Личностно ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 2. - С. 11-15.
5. Борисов Е.А. Влияние ролевой, коммуникативой игры на обучение английскому языку // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 3. - С. 29-31.
6. Бухбиндер В. А. Вопросы обучения лексике // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 6. - С. 19-21.
7. Верещагина И.Н. Английский язык. УМК 3 класс / И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина. - М., 2009.
8. Верещагина И.Н. Английский язык. Учебник для третьих классов школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий. - в двух частях. - часть 2 / И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина. - М.: Просвещение, 2008. - 175 с.
9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. - М.: Просвещение, 1966. - 45 с.
10. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
11. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. / Н.И. Гез, М. В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. - М.: Высшая школа, 1982. - 316 с.
12. Голышкина И.В. Изучаем английский играя / И.В. Голышкина, З.А.Ефанова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 128 с.
13. Калимулина О. В. Ролевые игры в обучении диалогической речи // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 3. - С. 17-20.
14. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 1989. - №4. С. 73-74.
15. Конышевой А.В. Современные методы обучения английскому языку. - М.: ТетраСистемс, 2004. - 148 с...44