ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНИЯ СДЕЛОК
СЛИЯНИЯ И ПОГЛОШЕНИЯ 8
1.1 Теоретические подходы к определению термина «слияния и
поглощения» в России и за рубежом 8
1.2 Общая характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих
сделки слияния и поглощения 14
2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ
СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ ПУБЛИЧНЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ В РФ 18
2.1 Процедуры, используемые при слиянии и поглощении публичных
обществ. Реорганизация публичного общества и покупка активов 18
2.2 Приобретение акций публичного общества в рамках сделок слияния
и поглощения 23
3 ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ОТ НЕДРУЖЕСТВЕННЫХ
ПОГЛОЩЕНИЙ 38
3.1 Сущность недружественных поглощений как составной части
системы сделок слияния и поглощения 38
3.2 Правовые способы защиты юридических лиц от недружественных
поглощений 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Необходимость изучения механизма нормативно-правового регулирования того или иного института предпринимательского права чаще всего обусловлена его реальной ролью в развитии экономической системы в целом. Современная экономика весьма динамична, и в определенный момент почти любая компания сталкивается с необходимостью внести определенные изменения в организацию своего бизнеса, чтобы подстроиться под изменения среды ее функционирования. Одним из широко используемых путей реорганизации бизнеса сегодня является осуществление сделки по слиянию или поглощению с другой компанией (mergers and acquisions - англ., сокращенно - M&A).
Процесс слияний и поглощений выступает неотделимым индикатором развития современной рыночной экономики. За счет слияний и поглощений происходит привлечение свободных денежных средств инвесторов, обеспечивается повышение стоимости бизнеса, осуществляется противодействие давлению конкурентов. По данным Информационного агентства АК&М , на российском рынке М&А суммарная стоимость сделок в первом полугодии 2019 г выросла в 1,9 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув $33,85 млрд. против $17,6 млрд. Средняя цена сделки в первом полугодии 2019 г. на 17% выше, чем 2018 г., — $68,8 млн. против $58,8 млн. соответственно. По предварительным итогам 2019 года рынок показал увеличение объема сделок до 4,5 трлн. руб.
Современная тенденция объединения активов и концентрации бизнеса среди российских компаний обуславливает возрастающее внимание к вопросам правовой регламентации сделок слияний и поглощений в российском законодательстве. Учитывая, что формирование рыночной экономики в России началось лишь в конце XX в., а выход российских компаний на внешний рынок лишь набирает свои обороты, исследование и поиск оптимальных путей легальной регламентации сделок слияний и поглощений приобретает в настоящее время особую актуальность. С одной стороны, на чаше весов стоит вопрос развития рынка, с другой - охрана прав и интересов участников экономической деятельности...
Слияние и поглощение коммерческих организаций в целом и публичных обществ в частности, является эффективным способ концентрации капитала в руках наиболее крупных компаний на рынке, что способствует его устойчивому развитию и наращиванию экономического потенциала в условиях конкурентной борьбы.
На основании проведенных исследований были рассмотрены определения слияний и поглощений, проанализированы позиции представителей западной и отечественной доктрин, выявлены общие характеристики, определены широкое и узкое понимание данных терминов.
Главная специфика исследуемого объекта заключается в том, что базовая терминология в сфере слияний и поглощений не отвечает одному из важнейших требований, предъявляемых ко всякой терминологии, - требованию определенности: не существует единого целостного
теоретического понимания сделок по слиянию и поглощению ни в западной доктрине, ни в отечественной. Тем не менее, можно выделить комплексное регулирование данного института в законодательстве некоторых государств, что свидетельствует о возможности унификации несмотря на отсутствие единой теоретической базы.
Во второй главе проведен анализ способов слияний и поглощений публичных акционерных обществ, проанализированы правовые проблемы, которые создают препятствия для развития эффективного регулирования корпоративных отношений. Особое внимание уделено наиболее распространенному, но наиболее проблематичному способу «поглощения» компании - путем покупки крупного пакета акции. В рамках второй главы также проанализирована судебная практика на предмет того, каким образом суды определяют баланс интересов миноритарных акционеров и преобладающих акционеров в ходе разрешения корпоративных споров относительно выкупной цены и при решении вопросов об обоснованности требований о возмещении убытков в пользу миноритарных акционеров.
Вследствие пробелов в законодательной базе России за рамками правового регулирования остается множество вариантов для реализации социально-негативных поглощений, которые по нормам закона рассматриваются как правомерные. Необходимо законодательно закрепить основные механизмы обеспечения прав акционеров, установить процедуру своевременного и полного информирования акционеров о намерениях и действиях возможного приобретателя, установить усложненную процедуру принятия решения о защите при сделках слияния и поглощения в целях предоставления акционерам права выбора более эффективного собственника, создание механизма реализации права миноритарных акционеров.
Таким образом, на сегодняшний день можно говорить о наличии ряда проблем, связанных с правовым обеспечением механизмов слияния и поглощения публичных акционерных обществ. Данные проблемы вызваны, прежде всего, недостаточно эффективной законодательной базой, регламентирующей указанные правовые проблемы, что приводит к затягиванию сделок по слияниям и поглощениям, ограничению прав и свобод субъектов хозяйственной деятельности, а также нарушению прав акционеров и иных лиц, заинтересованных в сделках по слияниям и поглощениям публичных акционерных обществ.
1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2014. -
- № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ.
- 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 04.11.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №1. - Ст. 1.
4. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1996.
- № 17. - Ст. 1918.
5. Федеральный закон от 08 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об
обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 04.11.2019) //
Собрание законодательства РФ. - 1998. - №7. - Ст. 785.
6. Федеральный закон от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 26.11.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33 (Часть I). - Ст. 3431.
7. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ред. от 04.11.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 4. - Ст. 251.
8. Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 04.11.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 2. - Ст. 172.
9. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2006 г. - № 31 (часть I). - Ст. 3434.
10. Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 (ред. от 26.03.2003) «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» (вместе с «Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества») // Российская газета. - 1992. - 20 нояб. - № 251.
11. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 20. - Ст. 2902.
12. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 17 февраля 1993 г. N 138 «Об учреждении Российского акционерного общества "Газпром"» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1993 г. - № 9. - Ст. 748.
13. Распоряжение Правительства РФ от 08 декабря 2011 г. N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (ред. от 18.10.2018) // Документ опубликован не был. Доступ из справочно -правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Определение Конституционного Суда РФ от 3 июля 2007 г. N 714-О-П «По жалобе гражданина Петрова Александра Федоровича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 84.8 Федерального закона "Об акционерных обществах» // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2007. - № 2.
15. Определение Конституционного Суда РФ от 03 июля 2007 г. N 713-О-П "По жалобе гражданина Цуркина Михаила Юрьевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 84.8 Федерального закона "Об акционерных обществах" во взаимосвязи с частью 5 статьи 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2007. - № 2...43