Введение 3
1. Формирование учебно-познавательной компетенции как современная цель
иноязычного образования 7
1.1 Характеристика компетентностного подхода 7
1.2 Иерархия образовательных компетенций 15
1.3 Проблема измерения уровня учебно-познавательной компетенции 20
1.4 Дискуссия как способ формирования учебно-познавательной
компетенции 23
Выводы по главе 1 28
2. Описание практической работы 30
2.1 Самостоятельная работа обучающихся с электронно-образовательным
ресурсом 30
2.2 Описание и структура дискуссии 32
2.3 Анализ и оценка практической работы 34
Выводы по главе 2 37
Заключение 39
Библиографический список 41
Приложение А 45
Приложение Б 47
Приложение В 51
В настоящее время характер образования изменился и теперь образование, ориентированное только на получение знаний, устарело. В современном мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм, конструктивность и умение учиться, т.е. способность саморазвиваться и самосовершенствоваться путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Задачи школы состоят в том, чтобы не просто дать знания обучающимся, но и пробудить в них личностный мотив, привить интерес к учению, тягу к самосовершенствованию, развить когнитивные, креативные, коммуникативные качества, а самое главное - научить учиться.
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами .
Образовательный стандарт ориентирован на формирование универсальных учебных действий, включение в контекст обучения решения значимых жизненных задач, создание индивидуальных образовательных программ и признание решающей роли учебного сотрудничества. Заложенные в ФГОС результаты усвоения основной общеобразовательной программы основного общего образования позволяют сделать вывод, что для достижения поставленных образовательных результатов необходимо перестроить работу системы основного общего образования на основе компетентностного подхода.
В наше время образование ориентировано на компетентность в различных сферах жизнедеятельности, мотивацию к обучению, к профессиональному и личностному росту. Формирование компетенций учащихся является одной из наиболее важных проблем образовании .
Основное внимание в данной выпускной квалификационной работе направлено на формирование у обучающихся в ходе работы на уроке английского языка учебно-познавательной компетенции. Самостоятельная работа с электронным образовательным ресурсом и последующее проведение дискуссии выступает в качестве способа формирования данной компетенции.
Проблема данного исследования: как эффективно организовать работу учащихся для формирования учебно-познавательной компетенции.
...
В связи с развитием компетентностного подхода в образовании, перед учителем предстают огромные возможности для внедрения различных форм и методов работы с обучающимися для развития уровня их учебно-познавательной компетенции. Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания обучающимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, развить когнитивные, креативные, коммуникативные качества, "научить учиться". В современной педагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на методы и технологии, позволяющие обеспечить формирование компетенций, способствующих общему развитию личности обучающегося и смелому вхождению в самостоятельную взрослую жизнь.
В данной выпускной квалификационной работе был охарактеризован компетентностный подход в обучении иностранным языкам и раскрыто содержание понятия "учебно-познавательная компетенция".
Были изучены способы и пути формирования учебно-познавательной компетенции через включение обучающихся в различные виды деятельности. Такими видами деятельности оказались: самостоятельная работа обучающихся с электронно-образовательным ресурсом и дискуссионное общение на уроке иностранного языка.
В практической части исследования была организована самостоятельная работа обучающихся 9 класса с электронным образовательным ресурсом и дискуссионное общение в рамках самостоятельно проработанной темы с целью формирования учебно-познавательной компетенции.
В ходе проведения урока в 9 классе Гимназии №9 города Красноярска были достигнуты определённые результаты, которые были проанализированы и послужили базой для проведения исследования и написания данной выпускной квалификационной работы.
Следует отметить, что формирование учебно-познавательной компетенции должно быть непрерывным, как основа для дальнейшего самообразования. При условии регулярного использования форм работы, стимулирующих самостоятельную активность обучающихся, можно добиться высокого уровня учебно-познавательной компетенции.
По итогам проделанной работы можно сделать вывод о том, что уровень вовлеченности после самостоятельной подготовки был достаточно высоким. Обучающиеся готовы участвовать в такой работе. Также они справились с заданиями и были заинтересованы в результатах своей деятельности.
Опрос и лист наблюдений, по которым производился анализ уровня развития учебно-познавательной компетенции, показал нам достаточно высокий уровень сформированности учебно-познавательной компетенции, что говорит нам о том, что компетентностный подход является эффективным инструментом для развития различных УУД у обучающихся.