Формирование функциональной грамотности обучающихся 7 класса на уроках алгебры
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования функциональной грамотности обучающихся 7 класса на уроках алгебры 7
1.1 Функциональная грамотность как новый образовательный результат 7
1.2 Дидактические условия формирования функциональной грамотности
обучающихся 7 класса на уроках алгебры 14
Глава 2. Организация обучения алгебре, направленного на формирование функциональной грамотности обучающихся 7 класса 18
2.1 Методические приемы, способствующее формированию функциональной
грамотности обучающихся 7 класса на уроках алгебры 18
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы 32
Заключение 37
Список литературы 39
Приложения 44
Глава 1. Теоретические основы формирования функциональной грамотности обучающихся 7 класса на уроках алгебры 7
1.1 Функциональная грамотность как новый образовательный результат 7
1.2 Дидактические условия формирования функциональной грамотности
обучающихся 7 класса на уроках алгебры 14
Глава 2. Организация обучения алгебре, направленного на формирование функциональной грамотности обучающихся 7 класса 18
2.1 Методические приемы, способствующее формированию функциональной
грамотности обучающихся 7 класса на уроках алгебры 18
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы 32
Заключение 37
Список литературы 39
Приложения 44
Воздействие глобализации и реформы образования на экономику, изменения в технологиях, коммуникациях и педагогической науке привели к возникновению информационного общества, в котором информация и знания являются основными продуктами производства.
Если учащийся, является развитой и сформированной личностью, у него формируется функциональная грамотность, которая содержит в себе ряд правил, позволяет свободно функционировать в обществе и развиваться вместе с ним. Функциональная грамотность позволяет ученику определить в какой сфере ему необходимо совершенствоваться в дальнейшем и где именно реализовать себя.
Из вышесказанного, следует, что нашему обществу нужны люди, которые будут функционально развиты, чтобы в дальнейшем они сами могли выбирать себе специальность, ставить перед собой цели и идти к ним, действуя на благо себя и общества.
С середины прошлого века произошла эволюция понятия «грамотность», которое на протяжении веков оставалось практически неизменным и понималось как навыки чтения и письма для удовлетворения собственных потребностей. В настоящее время это понятие постепенно сменилось понятием «функциональная грамотность». Существует несколько подходов к его интерпретации. Назовем их прагматический, социально-ориентированный и культурологический. На наш взгляд каждый подход расширяет понятие «функциональная грамотность».
Последователи прагматического подхода (И. Кирша, Дж. Гутри, С. А. Тангян и др.) понимают функциональную грамотность как результат образования, представленный совокупностью знаний и умений, необходимых для жизни в человеческом обществе. Социально ориентированный подход (О.Е.
Лебедев, В. Мацкевич и С. Крупник, Г. Ключарев и Е. Огарев С.Г. Вершловский и М.Д. Матюшкина и др.) рассматривают это понятие как ключевой навык, гарантирующий способность личности социализироваться и успешно функционировать в обществе. В рамках культурологического подхода (Б.С. Гершунский, Т.А. Иванова, О.В. Симонова и др.) - главным является духовное развитие человека, а главный результат образования - менталитет.
Поэтому, функциональную грамотность можно определить, как способность действовать и решать задачи, взаимодействовать с социумом и внешним миром, чтобы быть успешным в обществе. Для достижения требуемых образовательных результатов в основной школе необходимо целенаправленно обучать и развивать с 5-6 класса.
Все вышеперечисленное определяет актуальность темы исследования «Формирование функциональной грамотности обучающихся 7 классов на уроках алгебры».
На международном уровне исследование функциональной грамотности осуществляется организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений обучающихся (англ. Programme for Internatio nal Student Assessment, PISA). Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг. нацелена на повышение позиций РФ в вышеупомянутых международных исследованиях. Функционально грамотного человека можно охарактеризовать, как способного использовать знания, умения и навыки для решения разнообразных задач в различных сферах человеческой деятельности. Развитие функциональной грамотности основывается, непосредственно, на овладении предметными знаниями, понятиями, ведущими идеями. Поиск результативных методик, способствующих формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся, на сегодня остается одной из актуальных проблем школьного математического образования. Тема выпускной квалификационной работы посвящена методике обучения алгебре, способствующей повышению уровня функциональной грамотности обучающихся 7 класса.
Гипотеза исследования: если в содержание курса алгебры включить комплекс нестандартных задач, то это будет способствовать формированию функциональной грамотности обучающихся 7 класса.
...
Если учащийся, является развитой и сформированной личностью, у него формируется функциональная грамотность, которая содержит в себе ряд правил, позволяет свободно функционировать в обществе и развиваться вместе с ним. Функциональная грамотность позволяет ученику определить в какой сфере ему необходимо совершенствоваться в дальнейшем и где именно реализовать себя.
Из вышесказанного, следует, что нашему обществу нужны люди, которые будут функционально развиты, чтобы в дальнейшем они сами могли выбирать себе специальность, ставить перед собой цели и идти к ним, действуя на благо себя и общества.
С середины прошлого века произошла эволюция понятия «грамотность», которое на протяжении веков оставалось практически неизменным и понималось как навыки чтения и письма для удовлетворения собственных потребностей. В настоящее время это понятие постепенно сменилось понятием «функциональная грамотность». Существует несколько подходов к его интерпретации. Назовем их прагматический, социально-ориентированный и культурологический. На наш взгляд каждый подход расширяет понятие «функциональная грамотность».
Последователи прагматического подхода (И. Кирша, Дж. Гутри, С. А. Тангян и др.) понимают функциональную грамотность как результат образования, представленный совокупностью знаний и умений, необходимых для жизни в человеческом обществе. Социально ориентированный подход (О.Е.
Лебедев, В. Мацкевич и С. Крупник, Г. Ключарев и Е. Огарев С.Г. Вершловский и М.Д. Матюшкина и др.) рассматривают это понятие как ключевой навык, гарантирующий способность личности социализироваться и успешно функционировать в обществе. В рамках культурологического подхода (Б.С. Гершунский, Т.А. Иванова, О.В. Симонова и др.) - главным является духовное развитие человека, а главный результат образования - менталитет.
Поэтому, функциональную грамотность можно определить, как способность действовать и решать задачи, взаимодействовать с социумом и внешним миром, чтобы быть успешным в обществе. Для достижения требуемых образовательных результатов в основной школе необходимо целенаправленно обучать и развивать с 5-6 класса.
Все вышеперечисленное определяет актуальность темы исследования «Формирование функциональной грамотности обучающихся 7 классов на уроках алгебры».
На международном уровне исследование функциональной грамотности осуществляется организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений обучающихся (англ. Programme for Internatio nal Student Assessment, PISA). Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг. нацелена на повышение позиций РФ в вышеупомянутых международных исследованиях. Функционально грамотного человека можно охарактеризовать, как способного использовать знания, умения и навыки для решения разнообразных задач в различных сферах человеческой деятельности. Развитие функциональной грамотности основывается, непосредственно, на овладении предметными знаниями, понятиями, ведущими идеями. Поиск результативных методик, способствующих формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся, на сегодня остается одной из актуальных проблем школьного математического образования. Тема выпускной квалификационной работы посвящена методике обучения алгебре, способствующей повышению уровня функциональной грамотности обучающихся 7 класса.
Гипотеза исследования: если в содержание курса алгебры включить комплекс нестандартных задач, то это будет способствовать формированию функциональной грамотности обучающихся 7 класса.
...
Способность эффективно действовать и применять, полученные предметные знания и навыки для успешной реализации в обществе - это ключевая компетенция, отражающая уровень функциональной грамотности человека. Данное понятие возникло в прошлом веке и связано с эволюциейпонятия«грамотность»,онохарактеризуетуровеньразвитияобществаи качество образования.
В российской дидактике появился ряд исследований, направленных наразработкудидактическихиметодическихаспектовфункциональнойграмотнос ти в общеобразовательной школе (Л.О. Рослова, К.А. Краснянская, Е.С. Квитко и др.). Однако в настоящее время нет адекватного
методическогообеспечениядлярешенияобозначеннойметодическойзадачивпроц ессеобученияматематике.Учителяматематикииспытываютопределенныезатруд нения,связанныесформированиемфункциональнойиматематической грамотности в образовательном процессе. Таким образом, наблюдается нарастающее противоречие между значимостью в современной школе такого образовательного результата как функциональная грамотность и отсутствие методик обучения математике, направленных на формирование данного качества обучающихся.
Для повышения и оценки уровня функциональной грамотности министерством просвещения РФ запущен проект «Мониторинг функциональной грамотности». Одна из целей данного проекта создание национального инструментария (банка заданий, диагностических работ и т.п.).
Существуют разные виды заданий -это контекстно-ориентированные задачи, проектные задачи, ситуационные задачи, биконтекстные задачи и т.д.
Если использовать подобные задания в сочетании с методами и приемами обучения, характерными для системно-деятельностного и компетентностного подходов, то качество образования (а, значит, и конкурентоспособность наших школьников в международных исследованиях) должно вырасти.
Наиболее подходящими методам и приемами обучения, направленными на формирование функциональной грамотности, являются проблемное обучение, методы и приемы активного и интерактивного обучения, исследовательская и проектная деятельность.
Нужно отметить, что наличие интересного и качественного предметного материала ещё не гарантирует получение высокого уровня развития функциональной грамотности. Есть моменты, которые зависят от формы предъявления материала, от способностей и опыта педагога.
Таким образом, в данной работе проанализированы и обобщены основные компоненты инструментария, необходимого педагогу для успешного формирования функциональной грамотности обучающихся 7 класса в процессе обучения математике. Обозначены основные этапы деятельности учителя для достижения данной цели, а также сложности и проблемы, которые могут возникать.
В российской дидактике появился ряд исследований, направленных наразработкудидактическихиметодическихаспектовфункциональнойграмотнос ти в общеобразовательной школе (Л.О. Рослова, К.А. Краснянская, Е.С. Квитко и др.). Однако в настоящее время нет адекватного
методическогообеспечениядлярешенияобозначеннойметодическойзадачивпроц ессеобученияматематике.Учителяматематикииспытываютопределенныезатруд нения,связанныесформированиемфункциональнойиматематической грамотности в образовательном процессе. Таким образом, наблюдается нарастающее противоречие между значимостью в современной школе такого образовательного результата как функциональная грамотность и отсутствие методик обучения математике, направленных на формирование данного качества обучающихся.
Для повышения и оценки уровня функциональной грамотности министерством просвещения РФ запущен проект «Мониторинг функциональной грамотности». Одна из целей данного проекта создание национального инструментария (банка заданий, диагностических работ и т.п.).
Существуют разные виды заданий -это контекстно-ориентированные задачи, проектные задачи, ситуационные задачи, биконтекстные задачи и т.д.
Если использовать подобные задания в сочетании с методами и приемами обучения, характерными для системно-деятельностного и компетентностного подходов, то качество образования (а, значит, и конкурентоспособность наших школьников в международных исследованиях) должно вырасти.
Наиболее подходящими методам и приемами обучения, направленными на формирование функциональной грамотности, являются проблемное обучение, методы и приемы активного и интерактивного обучения, исследовательская и проектная деятельность.
Нужно отметить, что наличие интересного и качественного предметного материала ещё не гарантирует получение высокого уровня развития функциональной грамотности. Есть моменты, которые зависят от формы предъявления материала, от способностей и опыта педагога.
Таким образом, в данной работе проанализированы и обобщены основные компоненты инструментария, необходимого педагогу для успешного формирования функциональной грамотности обучающихся 7 класса в процессе обучения математике. Обозначены основные этапы деятельности учителя для достижения данной цели, а также сложности и проблемы, которые могут возникать.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
9 КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2024 - Упражнения на готовых чертежах как средство формирования функциональной культуры обучающихся в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ» В 9 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Формирование математической грамотности обучающихся 7 классов
при изучении темы “Многочлены”
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Формирование математической грамотности обучающихся 10-11 классов в процессе изучения темы «Производная и её применение»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ ПРОИЗВОДНОЙ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2022 - Диагностика и развитие финансовой грамотности обучающихся 7-8 классов в процессе обучения математике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2024 - Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики в 7-9 классах
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023





