На сегодняшний день к уровню подготовки школьного учителя предъявляются достаточно высокие требования. Учитель должен использовать образовательные технологии, исходя из возрастных, интеллектуальных и межличностных особенностей класса. Эффективность образовательного процесса достигается педагогом посредством широкого применения всего арсенала дидактических средств обучения посредством разумной комбинации различных педагогических форм, методов, способов, средств, приемов, режимов и алгоритмов обучения. В современном образовании для эффективного процесса обучения используется понятие «функциональная грамотность».
По словам ведущего эксперта Московского центра качества образования Елены Пономаревой под функциональной грамотностью понимается способность применять приобретённые знания, умения и навыки всех предметных знаний для решения жизненных задач в различных сферах .
Понятие функциональной грамотности очень обширно. В данное понятие включает в себя 3 вида: коммуникативная грамотность, информационная грамотность и деятельностная грамотность.
Под коммуникативной грамотностью понимается способность человека эффективно общаться с окружающими, используя различные каналы коммуникации (устную речь, письмо, жесты и т. д.). Она включает в себя умение ясно выражать свои мысли, слушать и понимать других людей, а также эффективно взаимодействовать с ними в различных ситуациях. Коммуникативная грамотность является важным навыком для успешной социализации, профессиональной деятельности и личной жизни.
Информационная грамотность - это умение эффективно работать с информацией, находить, анализировать, оценивать и использовать ее для принятия решений и достижения поставленных целей. Она включает в себя навыки работы с различными источниками информации, такими как книги, журналы, интернет, телевидение и радио, а также умение критически оценивать полученную информацию и применять ее в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Информационная грамотность является компонентом функциональной грамотности и способствует развитию личности и общества в целом.
Под деятельностной грамотностью понимается способность человека к самостоятельной деятельности, саморазвитию, самообразованию, принятию ответственности за свои поступки. Она включает в себя умения планировать свою деятельность, ставить цели, выбирать адекватные способы их достижения, контролировать выполнение и оценивать результаты работы. Деятельностная грамотность предполагает готовность к непрерывному обучению и развитию, к работе в команде, ответственность за результаты своего труда.
Особое место в представлении о функциональной грамотности занимает именно деятельностная грамотность, которая включает в себя помимо задач описанных выше - реализацию простейших актов деятельности в ситуации неопределенности, применяя при этом, в том числе химическую грамотность.
Впервые понятие «химическая грамотность» в официальном документе появляется в 1998 году в государственном образовательном стандарте. В течение времени формулировка понятия модифицировалась. Так в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте 2010 года одной из задач химии, в образовании обучающихся 8-9 класс является овладение основами химической грамотности. Под изучением химической грамотностью, в данном ФГОС понимается способность анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды.
...
1. В результате работы были выявлено, что особенностью химической
грамотности учащихся является: выраженная направленность на
жизнедеятельность, безопасную для здоровья человека и окружающей среды при использовании веществ и химических явлений, а так же осознание учащимися ценности знаний и умений по химии для осуществления безопасной жизнедеятельности.
Несмотря на данные особенности, у химической грамотности есть собственные условия формирования. Сущностью процесса формирования химической грамотности учащихся является освоение учащимися соответствующего опыта (усвоение химических знаний и приобретение предметных умений) для осуществления жизнедеятельности, безопасной для здоровья человека и окружающей среды при использовании веществ и химических явлений.
В структуру химической грамотности учащихся общеобразовательных школ входят гносеологический (система знаний), праксиологический (умения, учебный опыт) и мотивационный (мотивы учебной деятельности, отношение к учению) компоненты.
2. Химическая грамотность должна формироваться в процессе всего обучения школьников, но, к сожалению, на уроках химии это не всегда удается сделать. Для более качественного изучения химической грамотности необходимо проведение внеучебных мероприятий по формированию. Такими мероприятиями могут являться:
• Разные вариации квестов.
• Интеллектуальные игры.
• Эстафеты (как физические, так и химические).
• Просмотр кинофильма или спектаклей.
• Квизы.
• Экскурсии в лаборатории или музеи.
• Пикник.
• Фотоконкурсы.
• Конкурсы рисунков.
• Ситуационные задачи.
• Командные испытания.
3. Проведение вводного и итогового контрольного измерения показало, что экспериментальной группе показатель качества знаний увеличился на 19,7% и стал составлять 66,95%, в контрольной группе показатель увеличился на 9,09% и составил 60,6%.
В школьном курсе химии на изучение тем химической грамотности отводится немного времени. Сформировать более обширное представление школьников о применении химии и всех её аспектов в жизни возможно проведением внеклассных мероприятий 1-2 раза в месяц. Данные мероприятия не только разовьют в обучающихся умение использования химической науки, но и будут способствовать повышению успеваемости обучающихся.
1. Московский центр качества образования: [Электронный ресурс]. URL: https://mcko.ru/articles/2622. (Дата обращения: 11.03.2023)
2. Макарова А.С., Кудрявцева Е.И. Химическая грамотность школьника// Химия. М: Первое сентября 2016. С. 21-24.
3. Паршуков В. Г. Командообразование в формировании функциональной грамотности обучающихся в процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования // Образование Ямала. 2020. № 23. С. 18-21.
4. Государственные образовательные стандарты, примерные учебные
планы: [Электронный ресурс]. URL:
https: //web .archive.org/web/20180615175519/http: //www.edu.ru/db/portal/spe /index.htm (Дата обращения: 11.03.2023)
5. ФГОС Основное общее образование. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (Дата обращения:14.04.2023).
6. ФГОС Основное общее образование. Приказ Минобрнауки России от
31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс]. URL:
https: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (Дата
обращения: 14.04.2023).
7. Нурмуратова К.А. Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях // Педагогическая наука и практика. 2019. №23. С. 14-18.
8. A Framework for K-12 Science Education: Practices, Crosscutting Concepts, and Core Ideas. DC: The National Academies Press. 2012. 400 р.
9. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 7 мая 2018г. №204. // Собрание законодательства Российской федерации. 2018. №20. С.2817.
10. Конституция Российской Федерации: текст с изменениями, одобренными
в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Текст:непосредственный // Российская газета. 2020.
11. Хачатарян Э.А. Экологическое образование и экологизация образования // Учёные записи Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2015. Т.221. №1. С.232-234
12. Перминова Л.М. Самоидентификация учителя: опыт дидактической рефлексии // Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. СПб. 2004. 387 с.
13.Shifi S. F., Indriyanti N.Y., Setyowati W.A.E. и др. Dimension of Chemical Literacy and its Influence in Chemistry Learning // J. Phys.: Conf. Ser. 2019.
1. Ямщикова Д.С, Киселев Ю.П. Естественно-научная грамотность.
Химические системы. Издательство Просвещение. 2022. С. 104.
2. Конспект урока: Химическая грамотность как компонент общей
культуры человека [Электронный ресурс]. URL: https://app.onlineschool- 1 .ru/11 -klass/himiya/himicheskaya-gramotnost-kak-kom/article (Дата
обращения: 18.04.2023).
... всего 34 источника