ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РИСОВАНИЯ ПО ПАМЯТИ 7
1.1. Сущность понятия «художественная наблюдательность» 7
1.2. Особенности формирования художественной наблюдательности у
младших школьников 13
1.3. Возможности рисования по памяти в формировании художественной
наблюдательности у младших школьников 17
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РИСОВАНИЯ ПО ПАМЯТИ 23
2.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента,
направленного на выявление актуального уровня художественной наблюдательности у младших школьников 23
2.2. Серия упражнений и методические рекомендации к ним, направленные на формирование художественной наблюдательности младших школьников 33
Выводы по главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Развитие современного мира с каждым годом необычайно ускоряется. Эта гонка огромного потока информации и технологий диктует для взрослого человека свои непривычные новые правила и условия человеческой жизни, к которым, порой, сложно адаптироваться человеку уже с устоявшимся укладом жизни. Возникает вопрос: какого человека будущего должны подготавливать педагоги для успешной самореализации в современном мире? Система образования нашего государства помогает учителям в решении этой задачи.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника как - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир. За познание мира отвечает наша наблюдательность. То, с каким рвением обучающийся изучает всё на своём пути, определяет его дальнейший уровень наблюдения и восприятия в целом.
Так как именно педагоги в школе ответственны за развитие и поддержание этого уровня у учащихся, необходимо рассмотреть данную проблему, изучением которой занимались такие исследователи как И. Потерин, Г.Т. Овсепян, А.Р. Лурия, В.И. Кириенко.
Не стоит забывать, что сегодня каждый современный ребёнок подвержен влиянию гаджетов. В условиях школы данное влияние проявляется так же отчётливо и ясно, как и во внешкольной жизнедеятельности обучающегося.
Работа с огромным количеством доступной информации влечёт за собой как положительные, так и негативные последствия. Каждый раз при взаимодействии с какой-либо информацией, особенно через Интернет, нужно помнить о том, что её правдивость, достоверность, а главное значимость, не всегда может являться такой, какой она кажется на первый взгляд. Можно легко ошибиться в определении её нужности. Возможно она неполная, не актуальная для решения поставленной задачи. Чтобы не запутаться во огромном потоке информации, без которой сложно обойтись сегодня, важно и целесообразно развивать ещё в детском возрасте такую способность как наблюдательность. Именно она поможет людям правильно находить, воспринимать и фильтровать информацию в целом.
Нельзя уверенно заявлять, что человек любого возраста готов следить за информацией, и теми изменениями, которые она обуславливает, и всегда готов к ним быстро адаптироваться во всех сферах своей жизни. Но можно с уверенностью сказать, что именно детей научить делать это легче, в силу их возраста ум гораздо пытливей и податливей.
Развивая наблюдательность, мы не только помогаем обучающимся работать с информацией, но и предупреждаем кризис восприятия действительности будущего поколения, ведь информационно-технический прогресс будет стремительно расти и развиваться и дальше.
В школе процесс определения и различения важного от второстепенного происходит на многих уроках, но в особенности это проявляется в изобразительной деятельности. Целенаправленное наблюдение является неотъемлемым компонентом в развитии художественных навыков. Ещё Б.М. Теплов утверждал, что художественная деятельность в любых ее формах требует развития наблюдательности. Именно поэтому формирование художественной наблюдательности остаётся по сей день важным и актуальным.
Цель данной работы: составить серию упражнений и методических рекомендаций к ним по формированию художественной наблюдательности у младших школьников посредством рисования по памяти.
Объект исследования: процесс формирования художественной
наблюдательности у младших школьников посредством рисования по памяти.
Предмет исследования: серия упражнений как средство по
формированию художественной наблюдательности у младших школьников.
Гипотеза исследования: серия упражнений будет способствовать формированию художественной наблюдательности у младших школьников, при условии их систематического выполнения.
Задачи:
1) на основе изученной научной литературы раскрыть сущность понятия «художественная наблюдательность»;
2) изучить особенности формирования художественной
наблюдательности у младших школьников;
...
Наше время - время творческих людей. Разнообразие профессий с каждым годом увеличивается. С привнесением специфических технологий это количество будет соответствующе расти. Для того, чтобы вырастить творческих детей, необходимо развивать и формировать творческие способности ещё в детском возрасте. Для решения этой задачи, мы рассмотрели и изучили одну из них.
На основе проанализированной литературы мы сформулировали её определение: художественная наблюдательность - творческая способность, позволяющая оперировать зрительными образами, а также подмечать характерные и главные черты натурного предмета, на основе которых формируется будущий художественный образ в соответствии с правилами изобразительной грамоты. Также мы изучили её основные свойства и компоненты.
Нами были рассмотрены особенности проявления художественной наблюдательности у младших школьников, основные проявления особенностей младшего школьного возраста и связи этих проявлений между собой.
Во время изучения трудов художников-педагогов были выявлены возможности и значимость рисования по памяти. В школьной среде рисование по памяти производится через рисование на темы. Этот вид является своеобразным венцом всей предшествующей изобразительной деятельности учащихся. Выполнение тематических композиций требует не только наличия определенных умений и навыков в рисовании предметов быта, интерьера, пейзажа, животных, фигур человека, но и хорошей зрительной памяти. Эти качества развиваются в процессе самого композиционного рисования.
В экспериментально-исследовательской части нашей работы, после анализа методической литературы, мы выявили критерии и уровни художественной наблюдательности у младших школьников. Разработали тематический урок и, на его основе, провели констатирующий эксперимент, который показал доминирующий средний и низкий уровень сформированности рассматриваемой способности.
Эти результаты стали основанием для последующей работы, подразумевающая под собой создание серии упражнений по формированию художественной наблюдательности.
Разработав серию упражнений, мы также приложили к ним методические рекомендации, которые помогут наиболее эффективно их проводить.
Подводя итог проведённой работы, можно утверждать, сформулированная нами гипотеза данного педагогического исследования оказалась подтверждена на практике.
1. Аксенов Ю.; Левидов М. Цвет и линия. Практическое руководство по рисунку и живописи. Издательство: М.: Советский художник; Издание 2-е, испр. и доп., 1986. 326 с. URL: https://www.studmed.ru/view/aksenov-yu-levidov- m-cvet-i-liniya_f67a27c1e08.html (дата обращения: 15.01.2018).
2. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьников. Л.: Лениздат, 1940. 64 с.
3. Ананьев Б.Г. Воспитание наблюдательности школьников. Л.: Лениздат, 1940. 64 с.
4. Арнхейм Р. Визуальное мышление. // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981. С. 98.
5. Бакиева О.А. Методика преподавания изобразительного искусства: учебное пособие. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. 200 с.
6. Башилов Я.А. Как научиться рисовать. Издательство: Искусство, 1938. 91 с.
7. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся / Т.Ф. Беляев. — М.: Просвещение, 1987. - 143 с.
8. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. 320 с.
9. Вельянинова Л.А. Рисунок: учеб.-метод. пособие по выполнению
расчетно-графических работ / Л. А. Вельянинова, С. И. Вельянинов; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. - Гомель: БелГУТ, 2007. 117 с. URL: https://www.bsut.by/images/MainMenuFiles/Obrazovanie/Kafe dry/Grafika/dlay_stud_prep/uch_mater/vel_ris_rgr.pdf (дата обращения
30.01.2018).
10. Вермель В. Активное наблюдение процесс творческий // Художник. 1964. - №6. С. 52-56.
11. Ветлугина Н. А. Художественный образ и детское творчество // Художественное творчество и ребенок. - М., 1972. С. 22-36.
12. Вишняков А.И. Особенности изобразительной деятельности
учащихся младших классов общеобразовательной школы [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология, 2019, -№5. - 11 с. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/43PSMN519.pdf (дата обращения
30.01.2018).
13. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
14. Галкина О.И. Воспитывайте наблюдательность // Семья и школа. 1949. -№9. С. 8-10.
15. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. М., 1914. 342 с. URL: http://detective.gumer.info/etc/hildebrand.pdf (дата обращения 15.01.2018).
... всего 54 источников