Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В РАМКАХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО ЦЕНТРА «ЮННАТЫ»

Работа №162549

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

география

Объем работы90
Год сдачи2020
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения традиционного природопользования коренных народов Севера 5
1.1. Историко-географические особенности расселения народов Севера... 5
1.2. Сущность, содержание и особенности традиционного
природопользования 30
1.3. Законодательная база традиционного природопользования 41
Глава 2. Теоретические аспекты экологического мышления 50
2.1. Сущность понятий «мышление», «экологическое мышление» 50
2.2. Психологические особенности среднего школьного возраста 54
2.3. Способы формирования экологического мышления 58
Глава 3. Формирование экологического мышления у обучающихся в краевом научном центре «Юннаты» среднего школьного возраста на примере традиционного природопользования КНС 63
3.1. Особенности образовательной системы в краевом научном центре
«Юннаты» 63
3.2. Разработка программы на тему «Традиционное природопользование
коренных народов Севера» 67
3.3. Методические рекомендации к проведению занятий по традиционному
природопользованию КНС 77
Заключение 81
Список используемых источников 84


Актуальность.В настоящее время огромное внимание уделяется бережному отношению к природе, экологии. Важность экологического воспитания подтверждена в Концепции государственной политики Красноярского края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды до 2030 года, утвержденной Указом Губернатора Красноярского края от 25.11.2013 № 225-уг (п 3.7) и в требованиях ФГОС нового поколения. Во ФГОС, наряду с требованиями к предметным результатам, рассматриваются и требования к метапредметным результатам, среди которых исследовательская и проектная деятельность.
Традиционные отрасли хозяйствования коренных малочисленных народов Севера (эвенки, кеты, нганасаны, долганы, ненцы, энцы, эвены) - оленеводство, промысловая охота, рыболовство, сбор дикорастущего сырья и по сей день являются основой их жизни.
Актуальностьисследования определяется недостаточными знаниями в области традиционного природопользования коренных народов Севера, что, в свою очередь, не позволяет в достаточной степени использовать опыт бережного отношения к природе коренных народов Севера. Интерес к традиционному природопользованию объясняется тем, что определяющим фактором для его развития является стремление к устойчивому развитию.
Цель: разработка методических материалов по теме
«Традиционноеприродопользование коренных народов Севера».
Задачи:
1. рассмотреть теоретические аспекты традиционного
природопользования коренных народов Севера;
2. выявить особенности формирования экологического мышления у обучающихсясредних классов;
3. разработать методические материалыпо формированию экологического мышления на примере традиционного природопользования коренных народов Севера в рамкахКрасноярского краевого центра «Юннаты».
Объект исследования: процесс формирования экологического
мышления обучающихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования: формирование экологического мышления на примере традиционного природопользованиякоренных народов Севера.
На основании выделенного объекта и предмета исследования была сформулирована следующая гипотеза: познавательный интерес учащихся к природе ибережное отношение к ней возможно сформировать на примере изучения традиционного природопользования коренных народов Севера.
В процессе обучения предполагается оформление лэпбуков по коренным народам Севера, который будет наполняться на занятиях, а также изготовление личного лэпбукапо природопользованию обучающегося.
Научная новизна состоит в применение лэпбуковпри изучении традиционного природопользования коренных народов Севера; в разработке методических материалов образовательной программы для Красноярского краевого центра «Юннаты».
Методы исследования:анализ научной, методической литературы, наблюдение, беседа, анализ работ обучающихся.
Апробация исследованиябудет проведена в Красноярском краевом центре «Юннаты» после окончания режима самоизоляции».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Традиции природопользования у коренных народов Севера Красноярского края складывались в течение их многовековой истории. За это время отбирались самые экологичные и устойчивые способы, приемы и виды природопользования.
Единство рациональности и традиционности в природопользовании создало на территории Красноярского края устойчивую этно-социальную и природо-хозяйственную систему. Изучение накопленного опыта, оптимальных приемов природопользования дает возможность для определения причин появления экологических проблем и способов их решения.
Были рассмотрены виды традиционного природопользования и полно раскрыты особенности быта, хозяйства коренных народов севера Красноярского края. Традиционное природопользование является уникальным историческим опытом экологической культуры, гармоничного сосуществования человека и природы, составляющим богатство не только коренных народов, но и всего человечества.
Выявлено, что экологическое мышление является частью экологической культуры, поэтому формирование данного мышления необходимо для воспитания экологически культурного поколения.
Установлено, что сформировать экологическое мышление только на уроках невозможно, необходимы другие формы и методы работы: чтение экологической литературы, конкурсы, исследовательская, трудовая и игровая деятельность, экскурсии на природу, внеклассные мероприятия, проектные работы, так называемые «интерактивные формы образования», а также обучение в организациях дополнительного образования естественно-научной направленности, например, Красноярский краевой центр «Юннаты».
Практическая значимость работы заключается в том, что по запросу Красноярского краевого центра «Юннаты», были разработаны методические материалы для проведения образовательной программы по традиционному природопользованию коренных народов Севера.
По результатам научно-исследовательской работы была опубликована статья в сборнике материалов ХУ Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 140-летию со дня рождения геолога и краеведа В.П. Косованова, «География и геоэкология на службе науки и инновационного образования» (г. Красноярск).
Разработанные методические материалы могут быть использованы в деятельности учителя по изучению традиционного природопользования коренных народов Севера на уроках географии и экологии и будут апробированы в Красноярском краевом центре «Юннаты» после окончания режима самоизоляции.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. (с послед. изм. и доп.) № 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
3. Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. (с послед. изм. и доп.) № 82- ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.
4. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. (с послед. изм. и доп.) № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 30. Ст. 3122.
5. Федеральный закон от 7 мая 2001 г. (с послед. изм. и доп.) № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 20. Ст. 1972.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156527/ (дата обращения 21.10.2019г.)
7. Федеральный закон от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". [Электронный ресурс]. URL: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/ 273-фз.рф (дата обращения 15.09.2019г.)
8. Постановление Совета Федерации от 24 сентября 2003 г. «О мерах по образованию территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3839.
9. Концепция государственной политики Красноярского края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды до 2030 года, утвержденной Указом Губернатора Красноярского края от 25.11.2013 № 225 - уг (п 3.7).
10. Федеральный государственный стандарт основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.04.2012 г. № 413. [Электронный ресурс]. URL:http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html (дата обращения 28.10.2019 г.).
11. Абдурахманов Г.М., Гусейнова Н.О., Иванушенко Ю.Ю., Прокопчик
С.В., Кадиева Д.И., Солтанмурадова З.И. Образование в интересах устойчивого развития как основа формирования экологического мировоззрения [Электронный ресурс]// Юг России: экология, развитие. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-interesah-ustoychivogo- razvitiya-kak-osnova-formirovaniya-ekologicheskogo-mirovozzreniya (дата
обращения: 15.04.2020).
12. Андреева Н.Д., Малиновская Н.В., Стрельцов А.Н. Особенности
содержания подготовки педагога в области дополнительного экологического образования[Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2018. №190. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-soderzhaniya-
podgotovki-pedagoga-v-oblasti-dopolnitelnogo-ekologicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 15.04.2020).
13. Ашаева О. В., Севастьянов В. С. Экологическое образование и
воспитание в учреждении дополнительного образования[Электронный ресурс] // ИТС. 2000. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7ekologicheskoe- obrazovanie-i-vospitanie-v-uchrezhdenii-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата
обращения: 15.04.2020).
14. Бичеоол Владимир Кызыл-оолович. Материальная культура
кочевников Таймыра (на примере самодийских народов)[Электронный ресурс] // Вестник ЧГАКИ. 2013. №1 (33).URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/materialnaya-kultura-kochevnikov-taymyra-na- primere-samodiyskih-narodov (дата обращения: 10.12.2019).
15. Бобылева Л. О воспитании экологической культуры[Электронный
ресурс] // Высшее образование в России. 2003. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/o-vospitanii-ekologicheskoy-kultury (дата
обращения: 15.04.2020).
... всего 62 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ