ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
|
Введение 3
Глава 1. Функциональная грамотность в образовательном процессе 7
1.1. Функциональная грамотность: понятие, сущность и особенности 7
1.2. Понятие и характеристика читательской грамотности 12
1.3. Педагогические технологии и методы формирования читательской
грамотности обучающихся 24
1.4. Влияние географии как учебного предмета на читательскую
грамотность 29
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование повышения читательской грамотности у школьников в образовательном процессе 39
2.1. Анализ уровня читательской грамотности обучающихся 7 класса 39
2.2. Повышение читательской грамотности обучающихся в
образовательном процессе по географии у 7 класса 44
2.3. Результаты исследования по повышению читательской грамотности у
обучающихся 7 класса на уроках географии 46
2.4. Методические рекомендации по формированию читательской
грамотности в предмете «География» 49
Заключение 51
Список используемых источников 53
Глава 1. Функциональная грамотность в образовательном процессе 7
1.1. Функциональная грамотность: понятие, сущность и особенности 7
1.2. Понятие и характеристика читательской грамотности 12
1.3. Педагогические технологии и методы формирования читательской
грамотности обучающихся 24
1.4. Влияние географии как учебного предмета на читательскую
грамотность 29
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование повышения читательской грамотности у школьников в образовательном процессе 39
2.1. Анализ уровня читательской грамотности обучающихся 7 класса 39
2.2. Повышение читательской грамотности обучающихся в
образовательном процессе по географии у 7 класса 44
2.3. Результаты исследования по повышению читательской грамотности у
обучающихся 7 класса на уроках географии 46
2.4. Методические рекомендации по формированию читательской
грамотности в предмете «География» 49
Заключение 51
Список используемых источников 53
Одним из важнейших показателей образовательных достижений обучающихся является уровень владения функциональной грамотностью, проверяемый отечественными и международными оценочными процедурами. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») указано, что в целях обеспечения реализации программы основного общего образования в образовательных организациях должны создаваться условия, обеспечивающие возможность «формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий» .
В исследовании PISA в качестве основных содержательных составляющих функциональной грамотности выделены шесть: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление . Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Важнейшим направлением является читательская грамотность, в которой проявляется способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» .
Проблема формирования у обучающихся потребности в систематическом чтении и читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной, ведь именно «читательский багаж» обучающегося является базой для написания качественного текста в успешной сдаче экзаменов. В условиях введения ФГОС основного общего образования актуальность проблемы низкой читательской грамотности обучающихся также нельзя недооценивать. От того, как понимают информацию и умеют с ней работать обучающиеся, зависит формирование основ их читательской компетенции.
Умение читательской грамотности является метапредметным умением и оно считается важным для обучения на всех предметах, представляет собой способность читать и понимать учебные тексты, извлекать информацию, осмысливать её и применять для решения различных учебных и практических задач. Поэтому на формирование читательской грамотности должны быть направлены усилия каждого учителя-предметника, в том числе и учителя географии.
В процессе изучения географии ученики развивают свою читательскую грамотность, закрепляя умение обрабатывать информацию, представленную как в текстовой, так и в графической форме. На уроках географии возникает проблема: многие ученики не проявляют интереса к чтению и не умеют анализировать прочитанное. Это влияет на успешность выполнения заданий при сдаче ОГЭ, ЕГЭ и ВПР, так как они часто недостаточно внимательно читают условия и инструкции, упуская важные подсказки в текстах заданий.
Цель исследования - разработка заданий по формированию читательской грамотности у обучающихся 7 классов в рамках учебного предмета «География».
Задачи:
1. Проанализировать теоретические основы формирования читательской грамотности у обучающихся 7 класса.
2. Рассмотреть формирования читательской грамотности в учебном предмете «География»
3. Провести экспериментальное исследование процесса формирования читательской грамотности у обучающихся 7 класса.
4. Разработать рекомендации по формированию читательской грамотности по географии.
...
В исследовании PISA в качестве основных содержательных составляющих функциональной грамотности выделены шесть: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление . Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Важнейшим направлением является читательская грамотность, в которой проявляется способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» .
Проблема формирования у обучающихся потребности в систематическом чтении и читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной, ведь именно «читательский багаж» обучающегося является базой для написания качественного текста в успешной сдаче экзаменов. В условиях введения ФГОС основного общего образования актуальность проблемы низкой читательской грамотности обучающихся также нельзя недооценивать. От того, как понимают информацию и умеют с ней работать обучающиеся, зависит формирование основ их читательской компетенции.
Умение читательской грамотности является метапредметным умением и оно считается важным для обучения на всех предметах, представляет собой способность читать и понимать учебные тексты, извлекать информацию, осмысливать её и применять для решения различных учебных и практических задач. Поэтому на формирование читательской грамотности должны быть направлены усилия каждого учителя-предметника, в том числе и учителя географии.
В процессе изучения географии ученики развивают свою читательскую грамотность, закрепляя умение обрабатывать информацию, представленную как в текстовой, так и в графической форме. На уроках географии возникает проблема: многие ученики не проявляют интереса к чтению и не умеют анализировать прочитанное. Это влияет на успешность выполнения заданий при сдаче ОГЭ, ЕГЭ и ВПР, так как они часто недостаточно внимательно читают условия и инструкции, упуская важные подсказки в текстах заданий.
Цель исследования - разработка заданий по формированию читательской грамотности у обучающихся 7 классов в рамках учебного предмета «География».
Задачи:
1. Проанализировать теоретические основы формирования читательской грамотности у обучающихся 7 класса.
2. Рассмотреть формирования читательской грамотности в учебном предмете «География»
3. Провести экспериментальное исследование процесса формирования читательской грамотности у обучающихся 7 класса.
4. Разработать рекомендации по формированию читательской грамотности по географии.
...
Согласно PISA «читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Педагогическое исследование было проведено на базе МАОУ «Средняя школа №55» г. Красноярска среди обучающихся 7 класса. В эксперименте приняли участие 26 обучающихся. Исследование проходило в четыре этапа: 1 этап - начальная диагностика; 2 этап - занятия с использованием заданий по формированию читательской грамотности; 3 этап - контрольная диагностика; 4 этап - обработка полученных результатов. Для проведения занятий было разработано 5 комплексов (текст и 6 заданий) по темам: «Мировой океан - основная часть гидросферы», «Географическая зональность и высотная поясность», «Сейсмические пояса Земли», «Климатообразующие факторы: географическое положение, океанические течения, особенности циркуляции атмосферы», «Главные закономерности природы Земли». Из них, два комплекса используются для диагностики читательских умений у обучающихся 7 класса.
Проанализировав проведенные диагностики, заметили улучшение по уровням сформированности читательской грамотности. После проведения начальной диагностики уровни распределились следующим образом: недостаточный: 1 человек, пониженный: 13, базовый: 12 и повышенный уровень: 0 человек. Было проведено три урока с комплексом заданий по темам: «Географическая зональность и высотная поясность», «Сейсмические пояса Земли», «Климатообразующие факторы: географическое положение, океанические течения, особенности циркуляции атмосферы». После проведения контрольной диагностики изменились уровни сформированности: в недостаточном с 1 человека уменьшилось до 0 человек, в пониженном - с 13 до 4 человек, в базовом повысились с 12 до 16 обучающихся, в повышенном уровне с 0 до 6 человек.
Методические рекомендации направлены на эффективное формирование у обучающихся навыков работы с географической информацией, анализа текста и критического мышления. Обучающиеся, которые обладают навыками работы с географической информацией и критического мышления, становятся более грамотными гражданами
...
Педагогическое исследование было проведено на базе МАОУ «Средняя школа №55» г. Красноярска среди обучающихся 7 класса. В эксперименте приняли участие 26 обучающихся. Исследование проходило в четыре этапа: 1 этап - начальная диагностика; 2 этап - занятия с использованием заданий по формированию читательской грамотности; 3 этап - контрольная диагностика; 4 этап - обработка полученных результатов. Для проведения занятий было разработано 5 комплексов (текст и 6 заданий) по темам: «Мировой океан - основная часть гидросферы», «Географическая зональность и высотная поясность», «Сейсмические пояса Земли», «Климатообразующие факторы: географическое положение, океанические течения, особенности циркуляции атмосферы», «Главные закономерности природы Земли». Из них, два комплекса используются для диагностики читательских умений у обучающихся 7 класса.
Проанализировав проведенные диагностики, заметили улучшение по уровням сформированности читательской грамотности. После проведения начальной диагностики уровни распределились следующим образом: недостаточный: 1 человек, пониженный: 13, базовый: 12 и повышенный уровень: 0 человек. Было проведено три урока с комплексом заданий по темам: «Географическая зональность и высотная поясность», «Сейсмические пояса Земли», «Климатообразующие факторы: географическое положение, океанические течения, особенности циркуляции атмосферы». После проведения контрольной диагностики изменились уровни сформированности: в недостаточном с 1 человека уменьшилось до 0 человек, в пониженном - с 13 до 4 человек, в базовом повысились с 12 до 16 обучающихся, в повышенном уровне с 0 до 6 человек.
Методические рекомендации направлены на эффективное формирование у обучающихся навыков работы с географической информацией, анализа текста и критического мышления. Обучающиеся, которые обладают навыками работы с географической информацией и критического мышления, становятся более грамотными гражданами
...
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Формирование естественнонаучной грамотности учащихся 5-9 классов
при изучении экологической составляющей географического
образования методом кейсов.
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Кейс-метод как средство формирования финансовой грамотности обучающихся при изучении хозяйства России
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Проблемы формирования картографических умений на уроках истории 5-7 кл
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - Клубная деятельность по географии в 9 классе с целью изучения рекреационных ресурсов Ирбейского района
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2023





