Реферат
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки эффективного взаимодействия в педагогическом коллективе современной образовательной
организации 10
1.1 Психолого-педагогические основы взаимодействия в
коллективе 10
1.2 Особенности взаимодействия в педагогическом коллективе 17
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Разработка организационных условий эффективного
взаимодействия в педагогическом коллективе образовательной организации 28
2.1 Коммуникативная компетентность работников образовательной организации 28
2.1. Стратегии сотрудничества и партнерства в организации взаимодействия
в образовательной организации дополнительного
образования 35
2.2. Разработка и апробация программы эффективного взаимодействия в
коллективе МБОУ ДО «Центр профессионального
самоопределения» 47
Выводы по второй главе 63
Заключение 64
Библиографический список 69
Приложения 84
Актуальность проблемы взаимодействия между людьми имеет в социальной психологии, коммуникативной педагогике сложившуюся традицию. Взаимодействие людей с непосредственной организацией их совместной деятельности можно представить, как интерактивный компонент общения.
Исследователи рассматривают школу в качестве социологической модели общества, которая воспроизводит всю систему социальных ценностей, где уровень коммуникативной компетентности педагога отражает социально-психологическую атмосферу общества, состояние общественной морали.
В педагогической теории и практике понятие «взаимодействие» рассматривается, как процесс воздействия людей друг на друга или групп людей, при этом действие обусловлено ожидаемым результатом.
Анализ современных психолого-педагогических исследований свидетельствуют о наличии некоторых предпосылок решения вопроса эффективного взаимодействия в педагогическом коллективе.
Обновление российского общества привело к смене приоритетов в деятельности педагога, к новым требованиям, касающихся его личностных характеристик. Все более значимым становится уровень общей, профессиональной и коммуникативной компетентности педагога,
расширяющий пределы его нормативной деятельности и обеспечивающий возможность создавать и передавать ценности, осуществлять личностный рост и развитие школьников. Особую значимость приобретает культура межличностных отношений педагогов, позволяющая обеспечить высокий уровень конструктивного взаимодействия педагогов внутри коллектива. Ценностные ориентиры педагога - профессионального коммуникатора: коммуникативная компетентность; самостоятельность в принятии решений; ответственность за результат; оценка деятельности со стороны партнеров; продвижение во взаимодействии, стабильность отношений с партнерами и т. д.[18 ].
Проблемы межличностного взаимодействия субъектов учебновоспитательного процесса, вопросы коммуникаций и коммуникативной компетентности личности рассматривает И.И. Барахович, которая отмечает, что коммуникативная компетентность обеспечивает управление системами ролевого межличностного взаимодействия.
Основанная на общетеоретическом фундаменте особенностей коммуникации (А.А. Бодалев, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др.), проблема общения раскрывается в психолого-педагогической науке (Б.Г. Ананьев, А.А. Добрович, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, Р.С. Немов, В.Н. Панферов, и др.).
В отечественной науке исследованы различные аспекты формирования коммуникативных умений в образовательном процессе с позиций педагогики (Л.А. Аухадеева, В.А. Сластенин и др.), и психологии (Р.А. Максимова, О.Ю. Афанасьева, A.B. Петровский и др.). Учеными выявлена сущность коммуникативных умений, определены критерии их развития, предложены способы формирования этой группы умений.
Проблема формирования культуры межличностных отношений в отечественной педагогике и психологии исследуется Л. Г. Бузуновой, К. А. Кисиным, Н. Ю. Попиковой, С. В. Тарасова.
Вместе с тем, проблема формирования эффективного взаимодействия в педагогическом коллективе современной образовательной организации остается недостаточно изученной и является актуальной. Актуальность проблемы формирования эффективного взаимодействия в педагогическом коллективе современной образовательной организации заключается в противоречии между реальной необходимостью формирования эффективного взаимодействия среди педагогов в педагогическом коллективе и недостаточной изученностью и разработанностью ее содержания.
...
Решая задачи, указанные в работе, а именно: изучить психолого- педагогические основы взаимодействия и особенности данных
взаимодействий в педагогическом коллективе, разработать и
апробировать коммуникативные практики, нами выявлено следующее:
1. Психолого-педагогическими основами взаимодействия в педагогическом коллективе являются следующие положения:
- взаимодействие рассматривается, как процесс воздействия людей друг на друга или группы людей, при этом действие обусловлено ожидаемым результатом; взаимодействие характеризуется организацией совместных действий, позволяющих людям реализовать некоторую общую для них деятельность;
- социальные основы взаимодействия в коллективе строятся на основе стратегии сотрудничества, партнерства, кооперации и ролевыми позициями субъектов коллектива;
- психологическими основами взаимодействия в педагогическом коллективе являются положения о законах и нормах построения межличностных отношений, позволяющих организовать работу в команде, анализировать собственное участие и участие партнеров в коллективных действиях, создавать благоприятный психологический климат в команде, сопереживать, адекватно воспринимать эмоциональное состояние партнера, состояние неприятия и интолерантности.
- эффективное взаимодействие обусловлено профессиональным
владением лингвистическими, паралингвистическими средствами, осознанием и владением индивидуальными экспрессивными
возможностями: речевыми, мимическими, жестикуляционными,
пантомимическими.
2. Особенности взаимодействия в педагогическом коллективе определяются спецификой отношений в данном коллективе: межличностными отношениями; коммуникативной культурой педагогов; избранной стратегией взаимодействия (сотрудничество, партнерство, кооперация); пониманием ответственности за производимые действия.
3. Особенности построения взаимодействия в педагогическом
коллективе определяются факторами:
- полифункциональностью учительской профессии: педагог выполняет одновременно несколько функций: предметник, классный руководитель, педагог дополнительного образования и пр.;
- высокой степенью самоуправляемости: основные принципиальные вопросы жизни и деятельности педагогического коллектива являются предметом обсуждения на различных уровнях управления: совет школы, педагогический совет, методические комиссии, общественные организации и др.;
- коллективным характером труда и коллективной ответственностью за результаты педагогической деятельности;
- преимущественно женский состав влияет на характер взаимоотношений. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны;
- каждый учитель находится в официальных, деловых отношениях с коллегами, руководителями школы. Отношения между учителями и администрацией школы - директором, завучами - регламентируются должностными инструкциями и распоряжениями; Существует неформальная структура коллектива, которая представляет собой сеть реально сложившихся отношений между его членами. Эти отношения возникают на основе симпатий и антипатий, уважения, любви, доверия или недоверия; желания или нежелания сотрудничества и совместного поиска;
- кроме профессионального сообщества педагог взаимодействует с обучающимися и с их родителями.
4. Коммуникативные практики в образовании - это ценностная, интенциональная, социально регламентированная, целенаправленная, деятельностная активность личности, обеспечивающая ей на знаниевой основе: определенность статусно-ролевой позиции в образовательном процессе; эффективное продвижение в развитии ее коммуникативной компетентности; осмысление и овладение конвенциональными стратегиями и тактиками в профессиональной деятельности; постоянное воспроизводство систем коммуникаций разного уровня.
...
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 208 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах/ Под редакцией A.A.Бодалева. М., 1980.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания,- Л.: ЛГУ, 1969.
4. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство споров, ведения переговоров, разрешения конфликтов, - М.: Народное образование , 1995. - 126 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980. - 416 с.
6. Андреева Г.М. Атрибутивные процессы в условиях совместной деятельности //Общение и оптимизация совместной деятельности М.: МГУ, 1987. - С. 152 - 166.
7. Андреева Г.М., Яноушек Я. Основные направления воздействия общения на совместную деятельность // Общение и оптимизация совместной деятельности-М.: МГУ, 1987. - С. 6-20.
8. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект-Пресс, 1998. - 375 с. (С. 85; с. 272; с. 101).
9. Андреева, И. Н. Психология управления: учеб.-метод. комплекс для студ. спец. "Менеджмент" / И. Н. Андреева. - Новополоцк: ПГУ, 2007. - 228с.
10. Аристотель. Метафизика. Переводы. Комментарии. Толкования / сост. и подготовка текста С.И. Еремеев.//
СПб.: Алетейа, 2002; Киев: Эльга, 2002. — 832 с.
11. Аристотель. Политика: [пер. с древнегреч.] / Аристотель. М.: АСТ; Аст Москва: Хранитель, 2006. - 348 с.
12. Афанасьева О.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: методология, теория, практика: автореф. дис... док. пед. наук. Челябинск: Ю-УГУ, 2008. - 45 с.
13. Афанасьева О.Ю. Понятийно-терминологическое поле проблемы педагогического управления коммуникативным образованием студентов вузов // Подготовка студентов вузов к осуществлению деловой коммуникации: коллектив. моногр. / под ред. Е.Ю. Никитиной. М.: ВЛАДОС, 2008. - С. 7-31.
14. Афанасьева О.Ю. Управление коммуникативным образованием студентов вузов: педагогическое сопровождение: моногр. М.: Изд-во МГОУ, 2007. - 324 с.
15. Аухадеева Л.А. Формирование коммуникативной культуры современного учителя в процессе вузовской подготовки: автореф. диссертации на соискание ученой степени д.п.н. Казань, 2008. 42 с.
16. Байденко В.И., Компетентностный подход к проектированию
государственных образовательных стандартов высшего
профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
... всего 165 источников