Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ О РОДИНЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» В ПЕРВОМ КЛАССЕ

Работа №16252

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2015
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
936
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 . Теоретические основы формирования понятий о Родине в процессе изучения «Окружающего мира» в первом классе 9
1.1. Психолого-педагогические основы обучение детей 1 класса 9
1.2 . Понятие о Родине как патриотичеекое одснитгшие в содтржании
программы «Окружающего мира» 12
1.3. Государственная символика - основа понятия о Родине в первом
классе 11
Выводы по 1 главе 255
Глава 2 . Опытно-исследовательская работа при формировании понятий о Родине в процессе изучения «Окружающего мира» в первом классе 26
2.1. Выявление исходного уровня формирования понятий о Родине
у учащихся первого класса 26
2.2. Работа по совершенствованию формирования понятий о Родине
с использованием приемов поисково-исследовательского метода.. 31
2.3. Выявление эффeктиинoевн иcпoрьеовьндя приемов пoиcеооo- исследовательского метода в формировании понятия о Родине в первом
классе 47
Выводы по 2 главе 50
Заключение 51
Список использованной литературы 52
Приложения 58

Актуальность темы исследования. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовали бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Цель патриотического воспитания- привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру и т.п., то есть определенное отношение к собственной стране. В формировании понятий о Родине в процессе изучения «Окружающего мира» велика роль патриотического воспитания, ибо, патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Основной базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей Родине. Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Предмет «Окружающий мир» направлен на достижение следующих личностных результатов: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению истории и культуре других народов. [44,15]
Родиноведческие и краеведческие знания составляет значительную часть учебников «Окружающего мира» 1-4 классов. Для достижения указанных оптимальных результатов к формированию детям понятий о Родине в курсе «Окружающий мир» будут способствовать темы «Где мы живем?», «Что такое Родина?», «Что мы знаем о Родине?».
В соответствии учебной программы дети в 1 классе познакомятся знакомятся с Родиной, а также с государственными символами России (гербом и флагом); предусмотрено выполнение школьниками учебных проектов: «Родное село», «Родной город» и другие. [36,20]
Эти знания закладывают условие для формирования у детей понятий о многообразии и единства национальных культур народов России, содействуют развитию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культура» народов других стран мира. Родина предстаёт перед учеником не только как часть России, а также как часть многообразного и целостного мира, а её граждане — одновременно и как жители Земли, как часть человечества, как участники мирового развития.
Все эти знания направлены на утверждение в сознании ребёнка ценностей согласия, сотрудничества, взаимопонимания, на формирование толерантности как важнейшего личностного качества, которые имеют исключительно важное значение в условиях глобализации и «стирания» государственных границ они способствуют возможности общения и межкультурной коммуникации. В этом контексте, окружающий мир сориентирован, прежде всего, на развитие у ребёнка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, способности сопереживать, готовности помогать другому.
Для эффективности достижения указанных результатов велика роль использование межпредметной связи. Так как в основе содержания программ всех учебных предметов и модулей лежат концептуальные понятия «мы — российский народ», «мы разные и мы вместе». Так, в курсе «Литературное чтение» имеется разделы: «Устное народное творчество», «Летописи, былины, жития», «Природа и мы» и другие, а также тексты и задания о традициях и обычаях народов и о многообразии природы и необходимости бережного к ней отношения. Система таких заданий позволит учащимся осознавать себя гражданами страны, формировать общечеловеческую идентичность.
В курсах иностранных языков предусматриваются тексты и диалоги о селе, городе о средствах связи, о музее своего места жительства. В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» для всех 6 модулей есть темы: «Моя Родина», «Россия — наша Родина», «Любовь и уважение к Отчеству». Таким образом, у обучающихся складывается целостный образ культурно-исторического мира России на основе понятия о Родине.
Однако все представленные информации общие являются общими направлениями для формирования детям понятий о Родине.
Фактическую информацию о Родине дети сами собирают, совместно работая со взрослыми по руководством учителя. Сбор информации тесно связан с внеурочными занятиями, домашними заданиями, выполнением детского проекта. Информации о Родине, добытые детьми, будут направлены на выполнение культуросозидающей роли окружающего мира.
Изучение Родины проходит в процессе реализации системно¬деятельностного подхода. Немаловажным для сбора и обобщеиия полученных информаций является и освоение основ компьютерной грамотности, основ осознанного чтения, письма, правильной речи. Таким образом, сбор информаций о Родине способствует формированию способности самостоятельно усваивать новые знания, умение учиться самостоятельно.
При всей широте диапазона возможностей иcпoльбваения разнообразных методов учителем в данной ситуации ведущая! роль отводится проблемно-поисковому методу. Он предусматривает поиск и отбор необходимой информации о Родине, формулирование доказательств, выводов, сопоставление результатов с эталоном, что способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Реализация темы о Родине средствами проблемно-поискового метода усиливает мотивацию обучения, способствует развитию способности ребёнка понимать и принимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать её результат, осуществлять рефлексию, то есть формирует регулятивные универсальные учебные действия. [25,192]
Проблемно-поисковый метод позволяет формировать и познавательные универсальные учебные действия учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачами формирования личностных универсальных учебных действий.
В целом, система заданий учителя будут направлены на формирование универсальных учебных действий учащихся с целью достижения ими личностных, метапредметных и предметных результатов освоения понятий о Родине.
С другой стороны, изучение Родины в практике учителя дает использование широкого спектра современных образовательных технологий, методов, форм обучения, педагогических приемов в процессе урочной и внеурочной деятельности. В частности, методы, направленные для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества, использования информационно-коммуникационных технологий и электронных
образовательных ресурсов; возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной.
Констатируя выше сказанного можно сделать вывод, что выбранная нами тема является актуальной для исследования.
Проблема исследования: поисково-исследовательский метод
способствует ли эффективному формированию понятий о Родине в процессе изучения «Окружающего мира» в первом классе?
Цель исследования: формировать понятие о Родине в процессе изучения «Окружающего мира» с использованием приемов поисково¬исследовательского метода.
Область исследования: методика преподавания интегрированного курса «Окружающий мир».
Объект исследования: методы обучения.
Предмет исследования: формирование понятий о Родине в процессе изучения «Окружающего мира» в первом классе.
Гипотеза исследования: эффективное формирование понятия о Родине в процессе изучения «Окружающего мира» у учащихся первого класса можно достичь, если целенаправленно использовать приемы поисково-исследовательского метода на уроках и во внеурочных занятиях.
Задачи исследования:
— изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
— выявить уровень формирования понятий о Родине у учащихся первого класса;
— разработать пробные уроки, направленные на формирование понятий о Родине и провести апробацию в первом классе;
— проверить эффективность использования приемов поисково-исследовательского метода.
Основные методы, используемые в настоящей работе: анализ использованной литературы, наблюдение, тестирование, беседа, педагогический эксперимент, статистическая обработка, обобщение.
Организация исследования: МБОУ Кызыл-Чыраанская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Тес-Хемский кожуун». В эксперименте принимали участие 14 детей.
Методическую основу исследования составили работы по теории и методике интегрированного курса «Окружающий мир» автора А.А.Плешакова, соответствующие по образовательной линии к учебно¬методическому комплексу «Школа России» и психологические исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав сведения из использованной литературы, пришли к выводу, что в формировании понятий о Родине в процессе изучения «Окружающего мира» велика роль патриотического воспитания, ибо, патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Основной базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей Родине. Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Проведенные поисковые элементарные исследования детей , сбор соответствующей информации о малой Родине, о Москве и другие информации по теме нашего исследования способствовали успешному формированию понятий о Родине.
Цели и задачи работы выполнены, гипотеза подтверждена: эффективное формирование понятия о Родине в процессе изучения «Окружающего мира» у учащихся первого класса можно достичь, если целенаправленно использовать приемы поисково-исследовательского метода на уроках и во внеурочных занятиях.



1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учебник для средн. спец. учеб, заведений. / Г.Н. Аквилева, З^.Клепинина. - М.: «Владос», 2007.-240 с.
2. Астафьева, Л. С. Педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. С. Астафьева, Л. М. Астафьев. - М.: Российский университет дружбы народов, 2010. - 123 с. // Университетская библиотека онлайн. Режим доступа: ЬИрУ/ЫЫюсШЬ.ги
3. Брыкина, Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4класс [Текст] / Н.Т. Брыкина, О. Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. — М. :ВАКО, 2004.-320 с.
4. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир [Текст]: методика обучения: 1-4 классы. — М.: Вентана-Граф, 2005. - 240 с.
5. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир [Текст]: программно-методический материал. Окружающий мир. Начальная школа / Н. Ф. Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. - М.: Дрофа, 2000. - 147 с.
6. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания [Текст] : учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Е.В.Григорьева. — М.: Гуманитар, изд. центр BJI АД ОС, 2008. — 253 с.
7. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Текст]: учеб, пособие для студ.вузов, обучающихся по специальности 031999 «Педагогика и психология / О. Б. Дарвиш; под ред. В. Е. Клочко.- М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2005.-264 с.
8. Доптан, А.А. Формирование понятий о Родине в процессе изучения «Окружающего мира» // VI республиканской научно - практической конференции «Актуальные проблемы преподавание на современном этапе». 20 марта 2015 г Кызыл [Текст] /А.А.Доптан.- Кызыл :МОИНРФ ФГБОУ ТГУ КПИ, 2015.
9. Захарова, О.В. Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе. // Начальная школа: плюс-минус. № 4., М. - 2002.
10. Интернет-ресурсы УМК «Школа России» — l^ttр://8сlкд2-Rlssiа.pl'оsY,l'еЛ
11. Казакова, О.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». Универсальное планирование.1 класс/ О.В. Казакова, Н.А. Сбоева, Н.Г. Гаврилкина -М.: «ВАКО», 2005.
12. Клепинина, З.А. Природа и люди [Текст]: программно-методические материалы. Окружающий мир. Начальная школа / З.А.Клепинина. - М.: Дрофа, 2000. - 152 с.
13. Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учеб., пособие для студ. пед. вузов / З.А.Клепинина, Г. Н. Аквилева. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 288 с.
14. Ковинько, Л.В. Комплект «Зеленый дом» для начальных классов [Текст] / Л.В.Ковинько // Начальная школа. - 2006. - № 9. - С. 41-45.
15. Козина, Е. Ф. Методика преподавания естествознания / Е. Ф. Козина, Е.Н.Степанян. - М., 2004.
16. Козина, Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в
предшкольном возрасте [Текст]: учеб, пособие для студентов вузов [Электронный ресурс] / Е. Ф. Козина. - М.: Прометей, 2011. - 488 с. // Университетская библиотека онлайн. Режим
доступа: httDв//bib2iдс2UbIIUiIкdexlPhУ?Pвge=bддk&id=205797
14. Кульневич С.В. Анализ урока в начальной школе [Текст] / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. — Ростов.: «Учитель», 2006.-254 с.
18. Кульневич, С. В. Современный урок. Инновационный урок [Текст]: научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед.заведений, слушателей ИПК / С.В. Кульневич, Т.П.Лакоценина. Часть I. - Ростов.: «Учитель», 2004.- 288 с.
19. Лаконецина, Т.П. Современный урок. Инновационный урок. Часть 5: [Текст]: научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед.заведений, слушателей
ИПК. Часть 4/ Т. П. Лаконецина, Е.Е. Алимова , Л.М. Оганезова. Ростов: «Учитель», 2007.- 256 с.
20. Лаконецина, Т.П. Современный урок. Альтернативные уроки [Текст] / Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед.заведений, слушателей ИПК. Часть 4 /
Т. П. Лаконецина, Е.Е. Алимова , Л.М. Оганезова. - Ростов.: «Учитель», 2007.- 240 с.
21. Ляшова, Н. Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы [Текст] / Н.Н. Ляшова. - Ростов.: Феникс, 2003. - 448 с.
22. Леонтьев, А.А. Патриотическое воспитание и национальное образование. // Начальная школа: плюс-минус. № 4, М. - 2002.
23. Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов / А.В. Миронов. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 360 с.
24. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. -М.: «Академия» , 2003. - 456 с.
25. Мылова, И.Б. Использование программных средств на уроках естествознания в начальной школе [Текст] / И.Б. Мылова // Информатика и образование. - 2007. - №4. - С. 74-81.
26. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России. М.: АРКТИ. - 2005.
27. Никитишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов [Текст] / И. В. Никитишина. - Волгоград: Учитель, 2007.- 91 с.
28. Пакулова, В. М. Методика преподавания природоведения [Текст]: учеб, для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач.
обучения» / В.М. Пакулова, В.И. Кузнецова . — М.: Просвещение, 1990.— 192 с.
29. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологического воспитания в начальной школе [Текст]: учеб, пособие для студентов средних пед. учеб, заведений / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
30. Паешаков, А.А- Зеленый дом [Текст]: программно-методические
материалы. Окружающий мир. Начальная школа / А.А.1 клешаков. — М.: Дрофа, 2000. - 152 с.
31. Плешаков, А. А. 10 0 заданий по дани0 доо eдоиою. Редония Г СТГРОЧН яля третьего класса четырехлетней начальной школы [Текст] / А.А. Плешаков. - М.: Вита-Пресс, 2001.
32. Плешаков, А.А. 100 и еще 14 заданий по природоведению. Рабочая тетрадь для четвертого класса четырехлетней начальной школы. [Текст] / А.А. Плешаков. - М.: Вита-Пресс, 2002. (и последующие издания);
33. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики [Текст]: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков, А.А. Румянцева. — М.: Просвещение, 2010.
34. Плешаков, А. А. От земли до неба [Текст]: атлас- определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков. — М.: Просвещение, 2010.
35. ПлешаковП А. А- Окружающий мию. Тесмы. 1 естыс |Текст| /
А.А.Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2010.
36. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики [Текст]: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков, А.А. Румянцева. — М.: Просвещение, 2010.
37. Плешаков, А. А. Зелёные страницы [Текст]: книга для учащихся начальных классов / А.А.Плешаков. — М.: Просвещение, 2010.
38. Плешаков, А. А. Окружающий мир. [Текст]: рабочая тетрадь в 2 ч. 1 класс / А.А.Плешаков. — М.: Просвещение, 2010.
39. Плешаков, А. А. Таблицы по окружающему миру [Текст] / А.А.Плешаков. — М.: Просвещение, 2010.
40. Плешаков, А.А. Окружающий мир. [Текст]: учебник. 1 класс. В 2 ч. / А.А. Плешаков .— М.: Просвещение, 2011.
41. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 1 класс [Текст]: учеб, для
общеобркБOват. организаций с прил.на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2. / А.А.Плешаков. —М.: Просвещение, 2013. —175 с.
42. Плешаков, А.А. Окружающий жир. Райочир тeаобдь 1 ОТТКО [Текст]: пособие, для учащихся общеобраБOват. учреждений. В 2 ч. Ч.2. / А.А Плешаков. —М.: Просвещение, 2013. —100 с.
43. Плешаков, А. А. Окружающий мир
44.
44. [Текст]: рабочие программы. 1—4 классы / А.А.Плешаков. — М.: Просвещение, 2013.
45. ПоглкБOва, О.Т. Методические рекомендации к учебнику-тетради "Окружающий мир" 1 класс. [Текст] : пособие для учителя / О. Т. ПоглаБOвa.: Смоленск : Изд-во «Ассоциация XXI век», 2003.
46. ПоглкБOва, О.Т. Программы «Окружающий мир» для 1-4 классов [Текст]: учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «ГАРМОНИЯ» / О.Т. ПоглаБOва. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. - 48 с.
47. Подласый, И.П. Педагогика. 100 ответов [Текст] : учеб. пособие для студ. / И.П. Подласый.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- 368 с.
48. Практикум по методике преподавания природоведения: организационные формы обучения. Материальное обеспечение преподавания природоведения. Природоохранительная работа с младшими школьниками [Текст]: учебно-методическое пособие / сост. Филоненко- Алексеева. - Вып.4.- М.: Просвещение, 2010.
49. Российская Федерация. Законы. Об образовании [Текст]: федер. закон: [принят Гос. думой 21 декабря 2012г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г.: распоряжение Правительства РФ от 29.12.2012 № 273].
50. Сулейманова, Ф.А. Использование знаково-символических средств представления информации при изучении окружающего мира[Текст]/ Ф.А. Сулейманова. - Начальная школа, 2013.-№5.-С.33-38.
51. Тихомирова, Е.Н. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» А. А. Плешакова [Текст] / Е.Н. Тихомирова. - М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2005.
52. Узорова, О.В. ДиДидгичиские тарточои - задания ио ьсорс/ч7 «Окружа1ощий мир» [Текст] / О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. - М.: Астрель, 2009. - 160 с.
53. Федотова, О.Н. Наш мир [Текст]: учебник. 1 бтасс в 2лД О. Н. ФеООтова, Г.В. Трафимова, Л.А. Краснова. - М.: Академкнига, 2005. - с.108-123.
54. Федотова, О.Н. Наш мир знакомый и загадочный [Текст]: хрестоматия. 1 кл. / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова. - М.: Академкнига, 2005. -с. 133 -138.
55. Фефилова, Е.П. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1класс. [Текст] / Е.А. Поторочина, О.И. Дмитриева. - М.: «ВАКО», 2007.
56. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ [Электронный ресурс]: режим доступа:
http: /Лууу./ако1иТ in 1Ь/акоп-оЬ-оЬга/оуапп-у-г1/ .
57. Чернова, Г.А., Методика преподавания обществознания в начальной школе [Текст]: учебное пособие для СПО / Чернова Г.А., Жукова Л.Г. Митюкова И.В.- М.: Академия, 2008.- 240 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ