Реферат
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Формирующее оценивание как основа развития предметных умений в области физики 8
1.1. Психолого-дидактические основы формирования предметных умений у
современных обучающихся 8
1.2. Формирующее оценивание как современная педагогическая технология 21
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 39
ГЛАВА 2. Развитие предметных умений на основе применения технологии формирующего оценивания 41
2.1. Структура и содержание системы заданий, основанных принципах формирующего оценивания 41
2.2 Экспериментальная проверка эффективности функционирования разработанной системы заданий 85
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 95
ПРИЛОЖЕНИЕ
Согласно концепции модернизации Российского образования основной задачей, стоящей перед современной школой, является формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, которые определяют качество содержания современного образования.
Под предметной компетенцией будем понимать такой набор специфических способностей, применение которых характерно для данной предметной области, а также включает в себя узконаправленные знания, умения и навыки. Большинство современных источников определяют понятие предметной компетенции через предметные умения.
Предметные умения являются ключевыми при определении качества усвоения учебного материала обучающимся. Формирование данных умений успешно только в том случае, если учитывается специфика поколения современного ученика.
Большинство исследований показывают, что современное поколение (поколение Z), рожденное в информационном обществе, имеет свои специфические отличия от предшествующих им поколений. Представители поколения Z многозадачны. Они привыкли к выполнению сложных действий путем нажатия одной кнопки, поэтому хотят достижения быстрого, максимального результата от вложенных усилий и не стремятся строить долгосрочные планы.
В настоящее время 80% представителей поколения Z обучаются в школе, поэтому при планировании образовательного процесса и формировании предметных умений необходимо учитывать, что современное поколение будет обучаться результативно только в том случае, если учащиеся будут осознавать, с какой целью им необходимы формируемые знания и умения в ближайшем будущем.
Одной из образовательных технологий, учитывающих образовательные потребности поколения Z, является формирующее оценивание, под которым мы понимаем такую технологию обучения, которая направленна на оценивание достигнутых образовательных результатов, помогающая обучающемуся самостоятельно определить «пробелы» в собственных знаниях и построить дальнейшую образовательную траекторию для их устранения.
На данный момент формирующее оценивание широко применяется в начальной школе. В качестве приемов здесь обычно выступают одноминутное эссе, отчет, интервью, синквейн и т.д. На первый взгляд, такие приемы формирующего оценивания являются продуктивными в оценивании деятельности ученика. Однако, необходимо учитывать, что составление отчетов для обучающихся основной школы является дополнительным заданием и может восприниматься им как дополнительная работа без главной награды - оценки. Поэтому анализ проделанной работы может проходит не детально.
На данный момент перед учителем остро стоит проблема, связанная с недостаточным количеством методических рекомендаций по развитию предметных умений учащихся основной школы посредством применения технологии формирующего оценивания. Существует противоречие между необходимостью формирования предметных умений обучающихся на уроке и слабой степенью адаптации механизмов и приемов формирующего оценивания для применения в основной школе.
Целью данной работы является разработка методических основ формирующего оценивания для развития предметных умений обучающихся основной школы.
Объект исследования процесс обучения физике в основной школе.
Предметом исследования является применение технологии
формирующего оценивания, направленной на развитие предметных умений в процессе обучения физике учащихся основной школе.
...
Проведенное в данной работе исследование помогает приблизится к решению актуальной проблемы, которая связана с недостаточным количеством методических рекомендаций по развитию предметных умений учащихся основной школы посредством применения технологии формирующего оценивания. Практическая ценность заключается в разработке системы заданий, направленных на формирование предметных умений.
Отправной точкой работы явилось выявление сущности содержательной характеристики понятия «предметные умения» как набор усвоенных обучающимися специфических действий, формирование которых происходит при изучении данной предметной области. Выяснено, что предметные умения являются ключевыми при определении качества усвоения учебного материала. Однако, для эффективного формирования данных умений необходимо учитывать специфику мировоззренческой и ценностной ориентации современного поколения учеников.
На основе выявленных теоретических положений была разработана система заданий, направленных на формирование предметных умений обучающихся и разработанных на основе принципов формирующего оценивания как образовательной технологии, учитывающей характерные особенности поколения Z.
Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволили сделать вывод об эффективности разработанной системы заданий. Положительная динамика развития предметных умений обучающихся, отражена на гистограммах, таблицах и доказывает эффективность разработанной системы заданий.
Таким образом, цель исследования, заключающаяся в разработке методических основ формирующего оценивания для развития предметных умений обучающихся основной школы достигнута в полном объеме. Гипотеза, сформулированная вначале исследования, подтвердилась. Результаты апробации показали, что если в процессе обучения физике применять технологию формирующего оценивания, то результативность процесса формирования предметных умений обучающихся основной школы повысится.
В заключении отметим, что разработанная система заданий имеет широкие перспективы дальнейшего развития и может быть усовершенствована и увеличена в объеме.
1. Cilliers E.J. The challenge of teaching generation Z / E.J. Cilliers URL: https://www.researchgate.net/publication/312659039 The challenge of teaching generation Z
2. Popova, Svetlana. (2017). Teaching Generation Z: Methodological problems and their possible solutions. Training Language and Culture. 1. 25-38. 10.29366/2017tlc.1.4.2.
3. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // Мат. Всерос. юбилейной науч. конф., посв. 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Том 5 «Личность и группа в условиях социальных изменений» / отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С.110-112.
4. Атаманченко, А. К. Экспериментальные задачи по физике и методы их решения / А. К. Атаманченко // Физика. Первое сентября. - 2014. - № 7-8. - С. 27-29.
5. Ахременко, Т. Г. Решение экспериментальных задач по физике (79 класс) / Т. Г. Ахременко // Проблемы учебного физического эксперимента : сборник научных трудов, Глазов, 30-31 января 2015 года. - Глазов: Институт содержания и методов обучения РАО, 2015. - С. 14-15.
6. Базарная, Е. Л. Особенности личностного развития современных школьников в свете теории поколений и рекомендации по работе с ними / Е. Л. Базарная // Образование. Наука. Карьера : Сборник научных статей Международной научно-методической конференции. В 2-х томах, Курск, 24 января 2018 года / Ответственный редактор А.А. Горохов. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2018. - С. 9-13.
7. Богачева Н. В. Мифы о «поколении Z» / Н. В. Богачева, Е. В. Сивак; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 64 с. — 200 экз. — (Современная аналитика образования. № 1 (22)).
8. Бойцова Е.Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе / Е.Г. Бойцова // Человек и образование. - 2014. - №1 (38) - С. 171 - 175
9. Варламов С. Д. Экспериментальные задачи на уроках физики и физических олимпиадах. / С. Д. Варламов, А. Р. Зильберман, В. И. Зинковский
— М.: МЦНМО, 2009. — 184 с.
10. Воробьева, М. В. Особенности и обучение I-поколения (поколения Z) / М. В. Воробьева // Педагогическое образование и наука. - 2019. - № 5. - С. 108-112.
11. Воронцов А.Б. Формирующее оценивание: подходы, содержание, эволюция : Краткое пособие по деятельностной педагогике. Часть 1 / А. Б. Воронцов. - Москва : Некоммерческое партнерство содействия научной и творческой интеллигенции в интеграции мировой культуры «Авторский Клуб», 2018. - 166 с. - (ФГОС: школьная система оценки качества обучения).
- ISBN 978-5-906778-78-9.
12. Герасимова Г. И. Характеристики паттернов коммуникативного поведения поколения Z / Г. И. Герасимова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2020. - № 4. (38) - С. 7-13
13. Дейнекина, Н. А. Компетентностно-ориентированные задания в едином государственном экзамене по физике / Н. А. Дейнекина, О. В. Кравченко // Бюллетень научных сообщений. - 2015. - № 20. - С. 26-28.
14. Землянская Е.Н. Формирующее оценивание (оценка для обучения) образовательных достижений обучающихся / Е.Н. Землянская // Современная зарубежная психология. - 2016 - № 3 - С. 50-58.
15. Концепция модернизации российского образования на период до
2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 №
393//Учительская газета - 2002. - №31.
16. Кудинов В.В. Экспериментальные задачи и задания: понятия и
классификации / В.В. Кудинов, М.Д. Даммер // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2010. №23 (199). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7eksperimentalnye-zadachi-i-zadaniya-ponyatiya-i-
klassifikatsii
17. Кулакова, А. Б. Поколение Z: теоретический аспект / А. Б. Кулакова // Вопросы территориального развития. - 2018. - № 2(42). - С. 6. - DOI 10.15838/tdi.2018.2.42.6.
... всего 32 истчоников