Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование музыкального вкуса у младших школьников, занимающихся эстрадным вокалом в детской студии

Работа №162473

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2023
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 3
ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 14
1.1. Историко-культурные основы формирования музыкального вкуса 14
1.2. Специфика формирования музыкального вкуса у младших школьников
на занятиях по эстрадному вокалу в детской студии 25
1.3. Методика формирования музыкального вкуса у младших школьников,
занимающихся эстрадным вокалом в детской студии 33
Выводы по главе 1 37
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ЗАНЯТИЙ ПО ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ В ДЕТСКОЙ СТУДИИ 39
2.1 Изучение сформированности музыкального вкуса у младших школьников
в процессе вокальных занятий 39
2.2 Программа занятий по эстрадному вокалу «Мой музыкальный багаж» для младших школьников, направленная на формирование музыкального вкуса 51
2.1. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию
музыкального вкуса у младших школьников на занятиях по эстрадному
вокалу в детской студии 61
Выводы по главе 2 70
Заключение 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 84


В связи с ценностью эстетического, духовно -нравственного воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день особенно актуальным является изучение влияния музыкального образования на восприятие и понимание прекрасного детьми.
Музыка по-своему формирует ценностные ориентиры общества, его отношение к миру, учит людей бескорыстно наслаждаться красотой, восхищаться богатством духовных сил и возможностей человека. В этом заключается суть ее эстетической функции.
Однако, следует отметить, что музыка, как вид искусства, в проявлении своей эстетической функции становится менее значимой, поскольку в современном мире прогрессирует ее развлекательный характер. Как следствие, наблюдается все большая стандартизация и усреднение музыкальных вкусов общества. Музыка распространяется в гигантских масштабах посредством радио, телевидения, интернета, она стала настолько обязательной, что превратилась в заметный фактор социальной жизни.
Современная образовательная политика, отраженная в ключевых официальных документах («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Концепция развития дополнительного образования детей», Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования), предписывает осуществление активных мер по стимулированию развития музыкального вкуса у представителей молодого поколения. Важной задачей является формирование у них представлений об эстетических идеалах и ценностях, которые обеспечат развитие сознательного и целенаправленного отношения к музыке.
Тема развития музыкального вкуса у молодого поколения России рассматривается в Программе развития системы музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы. Особое внимание уделяется тому факту, что музыкальный вкус не является врожденным свойством личности, а приобретается и формируется в процессе воспитания и образования.
Исследование специфики формирования музыкального вкуса направлено на выявление психолого-педагогических, личностных, методологических условий возможности развития способности детей избирать и понимать музыку. Данное исследование открывает возможности для учащихся младшей ступени развивать собственные навыки восприятия музыки более осознанно и художественно, при этом, развиваясь эстетически, интеллектуально и эмоционально.
В специальной литературе категория «вкус» определяется как совокупность представлений о красоте, компетентное оперирование критериями отличия прекрасного от безобразного. В отношении музыкальной эстетики феномен «вкуса» в узком смысле предполагает возможности адекватного восприятия произведений музыкального искусства, а в более широком смысле рассматривается как система музыкально-эстетических рецепций, предпочтений, оценок в сфере музыкальной эстетики, в центре которой находится взаимодействие эмоционального и рационального, чувств прекрасного и возвышенного, а также представления об идеале и действительности, формирующиеся на протяжении всей жизни [22].
Исследование современных методов и технологий в образовательных учреждениях является актуальной задачей, которая поможет обеспечить качественное музыкальное развитие учащихся и формирование их общекультурной компетенции в полной мере. В этом смысле весьма важна проблема формирования музыкального вкуса в системе музыкального и вокального образования детей младшего школьного возраста. Музыкальный вкус ребенка является фундаментальной способностью дифференциации чувственных звуковых данных и связан с музыкальной грамотностью. Значимость этой связи заключается в том, что музыкальный вкус играет ключевую роль в формировании сознания и интеллекта, а также является основой для восприятия, представления, мышления, воображения и памяти ребенка. Основы музыкального вкуса формируются во всех сферах творческой музыкальной деятельности, включая слушание музыки, пение, инструментальное исполнение, музыкально-ритмические движения, хореографию, а также музыкально-дидактические и подвижные игры, музыкально-театральную деятельность.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе теоретической и опытно-экспериментальной работы был проведен анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования, позволивший рассмотреть различные подходы к обоснованию понятия «музыкальный вкус», выявить критерии музыкального вкуса и методы их формирования.
При выполнении констатирующего эксперимента с помощью диагностических методик мы определили критерии и уровни сформированности музыкального вкуса младших школьников, основанные на трудах Л.Н. Гродзенской: широта музыкального кругозора, понимание музыкальных произведений, избирательность музыкальных произведений. Диагностика на данном этапе показала средний уровень сформированности музыкального вкуса обучающихся.
Для одной из групп исследования была разработана программа занятий эстрадного вокала с целью формирования музыкального вкуса у обучающихся младшего школьного возраста, в которую входило усвоение теоретических знаний и практических навыков, а также ряд выездных мероприятий для расширения музыкального кругозора, приобретения практического опыта исполнения музыкально-художественных произведений, понимания значения музыки и ее влияние на творчество состоявшихся артистов и исполнителей, создания эмоционально-ценностного отношения к музыке, ее слушанию и изучению.
Разработанная одногодичная программа формирующего эксперимента «Мой музыкальный багаж», пройдя контрольный этап, подтвердила свою эффективность: проведенный анализ актуального уровня сформированности музыкального вкуса младших школьников и диагностика критериев после реализации программы формирующего эксперимента позволяют утверждать, что изначально выдвинутая гипотеза подтвердилась, цель и задачи исследования были достигнуты.
Проведенное исследование имеет теоретическое и практическое значение, но не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы.
Полученные материалы могут быть полезны в работе с детьми, обучающимися эстрадному вокалу в детских музыкальных школах искусств, а также в условиях дополнительного образования и при работе с детьми в студиях вокала.



1. Абдуллин Е. Б., Крицкая Е. Д., Сергеева Г. П. и др. Программы общеобразовательных учреждений «Музыка» 1-8 кл. / Под научным руководством Д. Б. Кабалевского. 4-е изд. - М.: Просвещение, 2019. - 205 с.
2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
3. Адорно Т.В. Избранное: Социология музыки. / Пер. с нем. - М.; СПб: Университетская книга, 1998. - 218 с.
4. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания: Очерки / Д.Б. Кабалевский, Л.В. Горюнова и др. - М.: Флинта, 2021. - 253 с.
5. Алексеенко Н.В. Музыкально-музыкальный вкус младших школьников: определение, понятие, пути развития. / Н.В. Алексеенко. // Проблемы современного педагогического образования, 2023, № 78. С. 21-24.
6. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. / Ю.Б. Алиев. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 336 с.:
7. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение». / О.А. Апраксина, - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
8. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. - Л.: Искусство, 1973. - 56 с.
9. Астафьев П.Е. Понятие психического ритма как научное основание психологии полов / П.Е. Астафьев. - М: Университетская типография (М. Катков), 1882. - 60 с.
10. Безбородова Л.А. Теория и методика музыкального образования: учебное пособие для детей. - М.: Флинта, 2013. - 254 с.
11. Безбородова Л.А. Теория и методика музыкального образования: учебное пособие / Л.А. Безбородова. - М: Флинта, 2018. - 240 с.
12. Бодина Е. А. Музыкальное образование в новых социальных реалиях. / Е.А. Бодина. // Педагогика искусства, 2021, № 1. С. 17-22.
13. Выготский Л.С. Основы дефектологии: пособие для вузов. / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2018. - 656 с.
14. Гаджиева Р.И. Формирование музыкального вкуса молодежи на материале песенного фольклора. / Р.И. Гаджиева. // Общество: социология, психология, педагогика, 2022. №6 (98).
15. Галушкина, Н.В. Историко-педагогический анализ проблемы формирования музыкальной культуры у младших школьников / Н.В. Галушкина, Н.В. Ипполитова // Мир науки. Педагогика и психология, 2020, № 3. С. 113-118.
... всего 75 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ