Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Работа №162470

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы74
Год сдачи2022
Стоимость4730 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы состояния фонематического слуха у детей дошкольного возраста
1.1. Понятие фонематического слуха в современной литературе 6
1.2. Развитие фонематического слуха в онтогенезе 10
1.3. Особенности фонематического слуха у детей с нарушениями речи 15
1.4. Современные методы, приёмы, подходы в коррекции фонематического слуха 18
Глава II. Изучение состояния фонематического слуха у детей с нарушениями речи и в норме
2.1. Организация экспериментального изучения 22
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 28
Глава III. Логопедическая работа по развитию фонематического слуха у дошкольников с нарушениями речи
3.1. Организация экспериментального обучения 32
3.2. Содержание коррекционной работы по развитию фонематического слуха 35
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 53
Заключение 57
Список литературы 60
Приложения

Благополучное формирование всех сторон речи у детей является основным условием успешного обучения. Поэтому главным критерием в дошкольном возрасте является предотвращение всех недостатков речи путем логопедической коррекционной работы.
В настоящее время можно наблюдать, как увеличивается количество детей с различными нарушениями речи. Причинами этого являются: внутриутробная патология, наследственная предрасположенность, неблагоприятные роды и их последствия, инфекции матери в период беременности токсикозы, заболевания, перенесенные ребенком в первый год жизни. Все вышеперечисленное, и не только, могут негативно повлиять на речевое развитие малыша.
Проанализировав реальную ситуацию, которая сложилась в настоящее время в системе дошкольного образования, можно констатировать, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, постоянно растет. Среди них существенную часть составляют дети дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, который является одним наиболее распространенным речевым дефектом.
Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха [10].
Ребёнок с хорошим фонематическим слухом даже при наличии нарушения звукопроизношения, то есть при неумении правильно произносить какой-нибудь звук, в чужой речи правильно его узнаёт, связывает с соответствующей буквой, и ошибок в письме не делает.
Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Н. Богоявленского, А.Р. Лурия, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка - на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
Развитие правильной речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение и т.д., одна из основных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения позволяют не только исправить первичный дефект, предупредить вторичный, но и полностью подготовить их к обучению в школе [12]. Весьма важно, чтобы дети, прибывшие в школу, владели грамотной и правильной речью, объемом умений, знаний и представлений для успешного дальнейшего обучения.
Из вышесказанного следует, что состояние фонематического слуха у детей с нарушениями речи является одной из важнейших и актуальных проблем в логопедии.
Объект исследования: состояние фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Предмет исследования: дидактические игры, задания и упражнения как средство коррекция фонематического слуха у дошкольников с нарушениями речи.
Цель исследования: подобрать систему игр и упражнений для проведения коррекционной работы по развитию фонематического слуха для дошкольников с речевыми нарушениями....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В наше время из первостепенных задач логопедической работы является развитие фонематических процессов у детей. Даже если у ребенка звукопроизношение в норме, но нет способности различения фонем на слух, в дальнейшем это может привести к трудностям в освоении чтения и письма. Изучением проблемы состояния и развития фонематических процессов занимались многие ученые (Л.С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин, Л.С. Волкова и др.). Поэтапное и последовательное развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста формирует у них представление о звуковом составе слова. Но неумение узнавать неречевой звук, воспроизвести поставленный ритм, различить слова, близкие по звучанию, дифференцировать звуки, иметь представление о навыке анализа и синтеза затрудняет понимание окружающих и тормозит развитие собственной правильной речи. Тем самым необходимо способствовать развитию фонематического слуха, подбирая речевые игры и упражнения, с помощью которых данное нарушение можно преодолеть.
Проанализировав литературу в I главе, можно сказать, что развитие фонематических процессов и самого фонематического слуха формируется на самых ранних этапах жизни человека. Но недоразвитие фонематических процессов приводят к нарушению звукопроизношения. Дети сравнительно хуже запоминают речевой материал, чем дети с нормой речевого развития и допускают значительное количество ошибок в речи. Поэтому, важно преодолеть это все в дошкольном возрасте, перед поступлением в школу, так как именно в школе ребенок не сможет самостоятельно дифференцировать и воспринимать фонемы, проводить звуковой и слоговой анализ слов, что в дальнейшем приведет к появлению стойких ошибок при овладении чтения и письма.
В ходе изучения научной литературы, выяснилось, что понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятия» не являются равными. Фонематический слух таит в себе способность слышать и узнавать фонемы. В свою очередь фонематическое восприятие позволяет различать фонемы и определять звуковой состав слова.
Помочь ребенку преодолеть фонематические нарушения можно средством игровой деятельности, основой которой являются различные методики авторов (Т.А. Ткаченко, Н.И. Дьякова, Г.А. Волкова). Делая акцент на их трудах, был составлен комплекс дидактических заданий по развитию фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
Именно это рассматривалось во II главе. Результаты эксперимента показали, что у детей с нарушениями речи недоразвитие фонематических процессов является актуальной в детском саду. Отсутствие полноценного восприятия фонем формирует неправильное звукопроизношение. Кроме этого, нарушение фонематического слуха и восприятия не даёт возможности овладеть в полной мере словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Результаты же контрольной группы дали положительную динамику, но все же дети допускали некоторые ошибки. Проведение составленных дидактических заданий значительно повлияло на развитие фонематических процессов....


1. Бабина, Г.В. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. Бабина, Г.В. Грассе, Н.А. / М. - Воронеж. 2001. - С. 174-192.
2. Баженова, Ю.А. Особенности навыков словообразования дошкольников с общим недоразвитием речи / Ю.А. Баженова, Ю.С. Мохова. Вестник Мининского университета. - 2020. - Том 8, № 2. - С. 165-188.
3. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И Бельтюков. - М.: Педагогика, 1977. - 176 с.
4. Бельтюков, В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе [Электронный ресурс] / В.И. Бельтюков. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5765355/
5. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. - М. 1987. - 342 с.
6. Волкова, Г.А. Энциклопедический словарь логопеда / Г.А. Волкова. - Спб. 2014 г. - 256 с.
7. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Т.В. Волосовец. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
8. Выготский, Л. С. Детская речь. [Текст]: / Л.С. Выготский. - М., 1996. - 420 с.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М. 2007. - 472 с.
10. Генинг, М.Г. Обучение дошкольников правильной речи [Текст]: пособие для воспитателей детских садов / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. - 4-е издание - Чебоксары. 1980. - 134 с.
11. Горелов, И.Н. Основы психолингвитики: учебное пособие. Третье, переработанное и дополненное издание / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. - М. 2001. - 304 с.
12. Гризик, В.И. Обучение детей грамоте. Методическое руководство к пр. «Радуга» / В.И. Гризик. - М.,1991. - 145 с.
13. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников [Текст] / Н.И. Дьякова. - М.: 2010. - 115 с.
14. Елфимова, Е.М. Анализ структуры и динамики речевого дефекта у старших дошкольников с ФФН / Е.М. Елфимова. - М. - 2018. - 122 с.
15. Ефименкова, Л. Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте [Текст]: / Л. Н. Ефименкова, Г.Г. Миссаренко. - М.: 1991. - 78 с....(42)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ