ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И ДОО
1.1. Особенности формирования представлений о профессиях взрослых
у детей в период дошкольного возраста 7
1.2. Содержание работы по формированию представлений о
профессиях взрослых у детей среднего дошкольного возраста в ДОО 11
1.3. Взаимодействие ДОО с родителями и его роль в процессе
формирования представлений о профессиях взрослых у детей дошкольного возраста 20
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ВЗРОСЛЫХ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ
2.1. Диагностика сформированности представлений о профессиях
взрослых у детей среднего дошкольного возраста 32
2.2. Содержание работы по реализации взаимодействия ДОО с семьями
воспитанников с целью формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых 39
2.3. Анализ эффективности реализации взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в процессе формирования представлений о профессиях взрослых у детей среднего дошкольного возраста 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
Ознакомление дошкольников с профессиями взрослых - важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если несколько лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, то на данном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования.
В настоящее время перед педагогами дошкольных образовательных организаций (ДОО) стоит задача: с одной стороны - заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые востребованы сейчас и будут востребованы в будущем, а с другой стороны - способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.
Важно обогащать представления дошкольников о самых разных профессиях, для того, чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, значению труда в жизни человека, его результатам и тем мотивам, которые ведут людей в трудовой деятельности. Вхождение в мир взрослых и созданных их трудом предметов, играет решающую роль в полноценном развитии детской личности в период дошкольного возраста [6].
ДОО играет важную роль в формировании представлений детей о различных профессиях. В процессе обучения и воспитания в ДОО дети получают первоначальные знания о мире труда и различных профессиях, которые помогают им ориентироваться в будущем выборе профессии. Педагоги ДОО используют для этого различные формы организации работы по данному направлению взаимодействия с детьми, а также наиболее эффективные методы и средства. Но только усилий воспитателей в этом вопросе недостаточно, к проблеме формирования у дошкольников представлений о мире профессий следует обязательно привлекать родителей.
Семья - это то пространство, где формируется отношение к труду, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе, как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с профессиональной деятельностью, и наоборот...
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия в плане трудового воспитания. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей. Воспитатели помогают каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принимать участие в общей работе.
Ознакомление с профессиями взрослых детей дошкольного возраста в детском саду ставит целью дать детям конкретные знания и представления, а также воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей - вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.
Основными методами по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых являются: экскурсии и встречи с людьми разных профессий, наблюдения, совместная деятельность, игра.
Ознакомление с профессиями взрослых и собственная деятельность детей должны тесно переплетаться между собой. Организуя трудовую деятельность, педагоги ДОО обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность. Воспитатели стараются так организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными.
В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что большинство детей среднего дошкольного возраста не имеют достаточно полных, исчерпывающих представлений о профессиях взрослых, особую трудность представляло выделение характерных трудовых действий, орудий и результатов труда.
Для повышения уровня сформированности представлений о профессиях взрослых у детей среднего дошкольного возраста нами был разработан комплекс соответствующих мероприятий по взаимодействию ДОО с семьями воспитанников.
Апробация разработанных материалов позволила доказать
необходимость и эффективность целенаправленной педагогической работы по формированию представлений у детей среднего дошкольного возраста о профессиях взрослых в процессе взаимодействия ДОО с семьями воспитанников. Подтверждением этому служат положительные изменения количественных и качественных показателей в уровнях сформированности представлений о профессиях взрослых у детей среднего дошкольного возраста ЭГ.
Таким образом, можно сделать вывод, что работу по формированию представлений о профессиях взрослых у дошкольников необходимо проводить последовательно, систематично, в единстве воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и деятельностно-практическую сферы личности, с последующим закреплением представлений в повседневной жизни ДОО и семьи.
1. Алешина Н.М. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. - М.: Просвещение, 2005. - 359 с.
2. Баданина Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов: практикум по общей психологии. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2012. - 264 с.
3. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: учебно-метод. пособие. - СПб., 2004. - 123 с.
4. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства. // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987. - 821 с.
5. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться: пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1983. - 115 с.
6. Бутылкина Г. Все профессии нужны все профессии важны. // Ребенок в детском саду. - 2004. - №1. - С. 64-67.
7. Веракса Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 336 с.
8. Воспитание дошкольника в труде. / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, 1999. - 192 с.
9. Выготский Л.С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка. // Дефектология. - 1996. - №6. - С. 12-15.
10. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду. - М.: Просвещение, 1997. - 694 с.
11. Гусева Т. Кем быть? // Поем, танцуем и рисуем. - 2009. - №6. - С. 73-82.
12. Евдокимова Е.С. Детский сад и семья: методика работы с родителями. / Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 347 с.
13. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М., 2006. - 320 с.
14. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2007. - 427 с.
15. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно¬методическое пособие. - Балашов: Николаев, 2004. - 495 с...32