Формирования понятия о народах родного края в процессе внеурочной деятельности младших школьников
|
Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогическая характеристика проблемы исследования
1.1 Формирование готовности младших школьников к изучению
народов родного края 7
1.2 Внеурочная деятельность в процессе организации работы с
младшими школьниками 12
1.3 Вариативность ознакомления младших школьников с понятием
народы родного края в курсе «Окружающий мир» 24
Глава 2 Внеурочная деятельность как условие развития антропологических понятий обучающихся
2.1 Констатирующий этап эксперимента 27
2.2 Формирующий этап эксперимента 29
2.3 Контрольный этап эксперимента 45
Заключение 48
Список литературы 50
Приложения
Глава 1 Психолого-педагогическая характеристика проблемы исследования
1.1 Формирование готовности младших школьников к изучению
народов родного края 7
1.2 Внеурочная деятельность в процессе организации работы с
младшими школьниками 12
1.3 Вариативность ознакомления младших школьников с понятием
народы родного края в курсе «Окружающий мир» 24
Глава 2 Внеурочная деятельность как условие развития антропологических понятий обучающихся
2.1 Констатирующий этап эксперимента 27
2.2 Формирующий этап эксперимента 29
2.3 Контрольный этап эксперимента 45
Заключение 48
Список литературы 50
Приложения
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса - внеурочная работа. Внеурочная работа в образовательном учреждении давно уже стала нормой деятельности любого педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Проблема построения процесса обучения на основе культурного наследия и многовековых традиций русского народа в настоящее время обусловлена стремлением общества к самосохранению, поэтому на нее устремлены взгляды многих исследователей: Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, С.В. Лурье, С.А. Токарева и др. Научные основы и возможность использования народного творчества в образовательной деятельности раскрываются в исследованиях Н.А. Бердяева, С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева, В.С. Соловьева и др. Идеи реализации этнических традиций и теоретические основы процесса воспитания в народной педагогике раскрываются в трудах В.Ф. Афанасьева, Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, М.Т. Картавцевой, И.С. Кона, В.С. Кукушина, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.
Особый интерес вызывают научные материалы, в которых рассматриваются разнообразные аспекты включения народной культуры в образовательный процесс, в том числе внеклассную работу (М.А. Алдошина, Т.С. Комарова, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова и др.). В требованиях ФГОС НОО особая роль отведена формированию у младшего школьника любви к народу родного края, но чтобы сформировать любовь, необходимо сформировать понятия и знания о народах, проживающих рядом.
Объект исследования - формирование понятия о народах родного края у младшего школьника.
Предмет исследования - внеурочная деятельность в процессе формирования понятия о народах родного края
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование внеурочной деятельности будет способствовать формированию системных понятий о народах родного края у младших школьников.
Цель исследования - выявление продуктивных способов, способствующих формированию у младших школьников понятий о народах родного края во внеурочной деятельности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по проблеме исследования
2) определить уровень сформированности понятий о народах родного края у младших школьников;
3) разработать и апробировать методический материал во внеурочной деятельности младших школьников;
4) оценить эффективность проведенной работы по формированию у младших школьников понятий о народах родного края
Для решения поставленных задач использовались теоретические, эмпирические и социологические методы исследования.
• Изучение методической литературы по проблеме исследования
• Наблюдение за деятельностью обучающихся
• Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование естественнонаучных понятий учащихся в процессе внеурочной деятельности
Новизна и практическая значимость полученных результатов:
Разработаны методические рекомендации по организации и проведению внеурочной деятельности обучающихся.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения
Особый интерес вызывают научные материалы, в которых рассматриваются разнообразные аспекты включения народной культуры в образовательный процесс, в том числе внеклассную работу (М.А. Алдошина, Т.С. Комарова, М.А. Некрасова, Т.Я. Шпикалова и др.). В требованиях ФГОС НОО особая роль отведена формированию у младшего школьника любви к народу родного края, но чтобы сформировать любовь, необходимо сформировать понятия и знания о народах, проживающих рядом.
Объект исследования - формирование понятия о народах родного края у младшего школьника.
Предмет исследования - внеурочная деятельность в процессе формирования понятия о народах родного края
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование внеурочной деятельности будет способствовать формированию системных понятий о народах родного края у младших школьников.
Цель исследования - выявление продуктивных способов, способствующих формированию у младших школьников понятий о народах родного края во внеурочной деятельности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по проблеме исследования
2) определить уровень сформированности понятий о народах родного края у младших школьников;
3) разработать и апробировать методический материал во внеурочной деятельности младших школьников;
4) оценить эффективность проведенной работы по формированию у младших школьников понятий о народах родного края
Для решения поставленных задач использовались теоретические, эмпирические и социологические методы исследования.
• Изучение методической литературы по проблеме исследования
• Наблюдение за деятельностью обучающихся
• Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование естественнонаучных понятий учащихся в процессе внеурочной деятельности
Новизна и практическая значимость полученных результатов:
Разработаны методические рекомендации по организации и проведению внеурочной деятельности обучающихся.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения
Концепции модернизации российского образования отражены новые требования к системе образования. Потенциал образования России должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления национальной напряженности, социальных конфликтов на началах приоритета личности, равноправия национальных культур. В настоящее время остро ощущается необходимость патриотического воспитания школьников, изучения истории народа, восстановления духовности. Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства. История родного края воспитывает любовь к малой Родине - той части России, где мы живем, где родились и выросли. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет, каждый обязан принимать посильное участие в сохранении истории, экологии, духовных ценностей родного края. Человек воспитывается в окружающей его среде незаметно для себя. Он начинает учиться нравственной ответственности перед людьми прошлого и будущего. Поэтому потребность знать край, в котором живешь, рано или поздно, возникает у каждого.
Развитие регионального образования является одним из источников обогащения обучающихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданской позиции и поведения. Программа «Окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленного на достижение оптимального общего развития школьников. Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественнонаучные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. Благодаря культурологической установке программа «Окружающий мир» может выполнять интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников.
Интерес к родному краю формируется в разных курсах в начальной школе, но наиболее продуктивно знакомство детей с понятием народы родного края происходит в процессе внеурочной деятельности, при реализации программы краеведческого направления. Новизна программы «Краеведческая азбука» состоит в интеграции природоведческих и социальных знаний, формирует целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории народов. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.
Проведенное педагогическое исследование показало результативность реализации программы, формированию знаний детей о народах родного края. Результаты исследования могут быть использованы для обогащения педагогического процесса образовательных учреждений, повышения квалификации педагогических кадров.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о продуктивности разработанных методических рекомендаций и результативности проделанной работы.
Развитие регионального образования является одним из источников обогащения обучающихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданской позиции и поведения. Программа «Окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленного на достижение оптимального общего развития школьников. Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественнонаучные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. Благодаря культурологической установке программа «Окружающий мир» может выполнять интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников.
Интерес к родному краю формируется в разных курсах в начальной школе, но наиболее продуктивно знакомство детей с понятием народы родного края происходит в процессе внеурочной деятельности, при реализации программы краеведческого направления. Новизна программы «Краеведческая азбука» состоит в интеграции природоведческих и социальных знаний, формирует целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории народов. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.
Проведенное педагогическое исследование показало результативность реализации программы, формированию знаний детей о народах родного края. Результаты исследования могут быть использованы для обогащения педагогического процесса образовательных учреждений, повышения квалификации педагогических кадров.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о продуктивности разработанных методических рекомендаций и результативности проделанной работы.
Подобные работы
- «Формирования понятия о народах родного края в процессе внеурочной
деятельности младших школьников»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О РОДНОМ КРАЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - Методика формирования универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности при изучении природы родного края (Курганский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Патриотическое воспитание младших школьников
на материале декоративно-прикладного искусства России
Главы к дипломным работам, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание патриотизма у младших школьников 4 класса на примере жизни детей Великой отечественной войны (Московский педагогический государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Спортивная жизнь города Красноярска в первой половине века. Потенциал применения темы во внеурочной деятельности старших
школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Организация процесса формирования уважительного отношения младших школьников к родному краю
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016



