Административно-правовая деятельность учреждений исполнения наказания
|
Введение 3
1. Теоретико-правовые основы организации исполнения наказаний в России... 6
1.1. Исторический опыт функционирования и развития деятельности
учреждений, исполняющих наказания 6
1.2. Понятие, функции и виды административно-правовой деятельности
учреждений, исполняющих наказания 15
1.3. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность учреждений,
исполняющих наказания 24
2. Организация деятельности учреждений, исполняющих наказания 33
2.1. Система, структура и основные направления деятельности ФСИН России 33
2.2. Реализация прав осужденных, отбывающих наказание и применение к ним мер воздействия в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения
свободы 44
2.3 Административно-правовые меры по обеспечению личной безопасности сотрудников учреждений, исполняющих наказания 54
Заключение 65
Список литературы 69
Приложения
1. Теоретико-правовые основы организации исполнения наказаний в России... 6
1.1. Исторический опыт функционирования и развития деятельности
учреждений, исполняющих наказания 6
1.2. Понятие, функции и виды административно-правовой деятельности
учреждений, исполняющих наказания 15
1.3. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность учреждений,
исполняющих наказания 24
2. Организация деятельности учреждений, исполняющих наказания 33
2.1. Система, структура и основные направления деятельности ФСИН России 33
2.2. Реализация прав осужденных, отбывающих наказание и применение к ним мер воздействия в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения
свободы 44
2.3 Административно-правовые меры по обеспечению личной безопасности сотрудников учреждений, исполняющих наказания 54
Заключение 65
Список литературы 69
Приложения
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) и ее структурные подразделения являются элементом правоохранительной системы страны и представляют собой целостную совокупность учреждений и органов, выполняющих функции по исполнению назначенных судом уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, а также судебных решений о применении меры уголовно-процессуального пресечения в виде содержания под стражей, охране и конвоированию осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Функции, выполняемые ФСИН России центральным органом управления уголовно-исполнительной системой (УИС), позволяют нам говорить не только о важности и значимости этого федерального органа исполнительной власти, но и о его сложной административно-правовой природе, раскрывающейся в том числе и в его организационно-правовом положении. Являясь одним из институтов государства, ФСИН России призвана обеспечивать исполнение уголовных наказаний и выполнять задачу по соблюдению прав и свобод человека и гражданина в местах лишения свободы.
Административно-правовая деятельность учреждений, исполняющих наказания как направление исполнительно-распорядительной деятельности государственной власти занимает центральное место в деле охраны порядка внутри УИС, обеспечения общественной и личной безопасности сотрудников учреждений, исполняющих наказания.
Коренные изменения облика УИС России, обусловленные требованиями Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, требуют пересмотра в содержательном и нормативном смысле структуры ФСИН России и ее полномочий.
Названные обстоятельства обусловили актуальность дипломного исследования по проблематике административно-правовой деятельности учреждений, исполняющих наказания.
В настоящее время различные аспекты деятельности ФСИН России получают достаточную разработку в научных исследованиях, которые направлены, прежде всего, на повышение эффективности контроля и надзора за реализацией полномочий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
В научных исследованиях рассматривались вопросы реализации подразделениями уголовно-исполнительной системы своих отраслевых и вспомогательных полномочий, с привязкой на определение функций, полномочий и применяемых мер к заключенным, а также положение сотрудников. К таким исследованиям можно отнести работы Е.А. Батищевой, А.В. Бриллиантова, А.К. Романова, В.А. Казаковой, В.И. Селиверстова, Н.В. Жезлова, К.С. Изосимовой, Е.В. Климкиной, Ю.Ш. Шухтаровой и др.
Вопросам повышения эффективности административно-правовой деятельности учреждений, исполняющих наказания, относятся, например, работы таких авторов как: С.Л. Бабаян, Д.В. Горбань, Т.Н. Дазмарова, А.П. Исиченко, С.Н. Овчинников и др.
Объектом исследования является деятельность учреждений, исполняющих наказания.
Предметом исследования является административно-правовая деятельность учреждений, исполняющих наказания.
Цель дипломного исследования - изучение проблематики административно-правовой деятельности учреждений, исполняющих наказания.
Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:
1) раскрыть исторический опыт функционирования и развития деятельности учреждений, исполняющих наказания;
2) рассмотреть понятие, функции и виды административно-правовой деятельности учреждений, исполняющих наказания;
3) проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность учреждений, исполняющих наказания;
4) охарактеризовать систему, структуру и основные направления деятельности ФСИН России;
5) дать оценку существующих прав осужденных, отбывающих наказание и, применяемых к ним мер в учреждениях, исполняющих наказания, оптимизировать применяемые меры;
6) сформировать существующие и более совершенные административно - правовые меры по обеспечению личной безопасности сотрудников учреждений, исполняющих наказания.
Методологической основой исследования послужили исторический, логико-юридический, сравнительно-правовой, сравнительно-статистический методы.
Нормативную базу исследования составили Международные документы в области исполнения наказаний, Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, закрепляющие полномочия Федеральной службы исполнения наказаний в сфере административно-правовой деятельности. Наиболее значимую долю исследований уголовного законодательства удалось собрать из нормативно-правовых источников: Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Эмпирической базой исследования являются официальные статистические сведения о деятельности ФСИН России в период с 2015 по 2017 год, характеризующие административно-правовую деятельность учреждений, исполняющих наказания.
Структура дипломного исследования состоит из следующих элементов: введение, две главы, включающие в себя шесть параграфов, заключение, список литературы, приложения.
Функции, выполняемые ФСИН России центральным органом управления уголовно-исполнительной системой (УИС), позволяют нам говорить не только о важности и значимости этого федерального органа исполнительной власти, но и о его сложной административно-правовой природе, раскрывающейся в том числе и в его организационно-правовом положении. Являясь одним из институтов государства, ФСИН России призвана обеспечивать исполнение уголовных наказаний и выполнять задачу по соблюдению прав и свобод человека и гражданина в местах лишения свободы.
Административно-правовая деятельность учреждений, исполняющих наказания как направление исполнительно-распорядительной деятельности государственной власти занимает центральное место в деле охраны порядка внутри УИС, обеспечения общественной и личной безопасности сотрудников учреждений, исполняющих наказания.
Коренные изменения облика УИС России, обусловленные требованиями Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, требуют пересмотра в содержательном и нормативном смысле структуры ФСИН России и ее полномочий.
Названные обстоятельства обусловили актуальность дипломного исследования по проблематике административно-правовой деятельности учреждений, исполняющих наказания.
В настоящее время различные аспекты деятельности ФСИН России получают достаточную разработку в научных исследованиях, которые направлены, прежде всего, на повышение эффективности контроля и надзора за реализацией полномочий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
В научных исследованиях рассматривались вопросы реализации подразделениями уголовно-исполнительной системы своих отраслевых и вспомогательных полномочий, с привязкой на определение функций, полномочий и применяемых мер к заключенным, а также положение сотрудников. К таким исследованиям можно отнести работы Е.А. Батищевой, А.В. Бриллиантова, А.К. Романова, В.А. Казаковой, В.И. Селиверстова, Н.В. Жезлова, К.С. Изосимовой, Е.В. Климкиной, Ю.Ш. Шухтаровой и др.
Вопросам повышения эффективности административно-правовой деятельности учреждений, исполняющих наказания, относятся, например, работы таких авторов как: С.Л. Бабаян, Д.В. Горбань, Т.Н. Дазмарова, А.П. Исиченко, С.Н. Овчинников и др.
Объектом исследования является деятельность учреждений, исполняющих наказания.
Предметом исследования является административно-правовая деятельность учреждений, исполняющих наказания.
Цель дипломного исследования - изучение проблематики административно-правовой деятельности учреждений, исполняющих наказания.
Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:
1) раскрыть исторический опыт функционирования и развития деятельности учреждений, исполняющих наказания;
2) рассмотреть понятие, функции и виды административно-правовой деятельности учреждений, исполняющих наказания;
3) проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность учреждений, исполняющих наказания;
4) охарактеризовать систему, структуру и основные направления деятельности ФСИН России;
5) дать оценку существующих прав осужденных, отбывающих наказание и, применяемых к ним мер в учреждениях, исполняющих наказания, оптимизировать применяемые меры;
6) сформировать существующие и более совершенные административно - правовые меры по обеспечению личной безопасности сотрудников учреждений, исполняющих наказания.
Методологической основой исследования послужили исторический, логико-юридический, сравнительно-правовой, сравнительно-статистический методы.
Нормативную базу исследования составили Международные документы в области исполнения наказаний, Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, закрепляющие полномочия Федеральной службы исполнения наказаний в сфере административно-правовой деятельности. Наиболее значимую долю исследований уголовного законодательства удалось собрать из нормативно-правовых источников: Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Эмпирической базой исследования являются официальные статистические сведения о деятельности ФСИН России в период с 2015 по 2017 год, характеризующие административно-правовую деятельность учреждений, исполняющих наказания.
Структура дипломного исследования состоит из следующих элементов: введение, две главы, включающие в себя шесть параграфов, заключение, список литературы, приложения.
В процессе написания дипломной работы были сформулированы следующие выводы.
Реформирование уголовно-исполнительной системы не может рассматриваться как внутреннее дело, поэтому при решении многих вопросов, особенно связанных с созданием рабочих мест, воспитательным процессом, социальной реабилитацией осужденных, УФСИН будет взаимодействовать с органами исполнительной и законодательной власти. Понимание общественностью проблем функционирования учреждений, исполняющих наказания и их действий, поможет достичь поставленных целей по успешному реформированию уголовно-исполнительной системы.
Под административно-правовой деятельностью учреждений, исполняющих наказания следует понимать совокупность действий, соответствующих нормативным актам, регулирующим указанную государственную деятельность, а также управленческие действия персонала, направленные на координацию и развитие деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания.
Деятельность УИС урегулирована множеством нормативных актов разной юридической силы, принятых на разном уровне, что является немаловажной проблемой. В настоящее время правовой базой деятельности ФСИН России являются следующие нормативные акты:
1) Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации;
2) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;
3) Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы
Федеральной службы исполнения наказаний»;
4) Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре государственных органов исполнительной власти»;
5) Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон № 5473-1);
6) Постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4201 -1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»;
7) Приказ Минюста России от 6 июня 2005 г. № 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».
Проект федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе» призван систематизировать имеющуюся нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность УИС. Принятие данного закона позволит решить выделенные проблемы, тем самым упростить обращение с документами, регулирующими деятельность УИС, обозначить службу в УИС как самостоятельный вид государственной службы и наконец-то закрепить правовой статус сотрудника.
ФСИН России, безусловно, относится к числу субъектов уголовно-исполнительной, а в некоторой части, и уголовно-правовой политики государства. Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, по содержанию лиц, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и лиц, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. В значительной мере деятельность ФСИН России призвана реализовывать черты политического устройства, закрепленные в законах и подзаконных актах. В этом смысле по отношению к Президенту, Правительству и Совету Федерации она является не субъектом, а объектом уголовной политики. Однако по отношению к территориальным органам ФСИН России, учреждениям, исполняющим наказания, следственным изоляторам, она сама выступает субъектом уголовной политики, издавая в лице директора приказы по вопросам обеспечения правопорядка и законности, безопасности лиц, находящихся в учреждениях УИС, безопасности объектов УИС, установленного порядка исполнения наказаний. Наиболее соответствующим профилю деятельности ФСИН России является уголовно-исполнительный сегмент уголовной политики и связанное с ним правоприменительное направление. Тем не менее, принимаемые управленческие решения и программные заявления руководителей государства позволяют сделать вывод о том, что фактически ФСИН России является также субъектом уголовно-правовой политики и соответствующей ему правоприменительной составляющей.
Институт применения мер поощрения и взыскания в отношении осужденных представляет собой группу правовых норм, регулирующих специфические общественные отношения, и включает в себя определенные элементы коррекции поведения осужденных, являясь в целом одним из средств процесса воспитательного воздействия на них.
Сегодня в условиях динамичного развития юридической науки требуется законодательно закрепить понятие безопасности в уголовно-исполнительной системе, разработать соответствующие законодательные акты, которые бы четко определили механизм действий аттестованных сотрудников ФСИН России по обеспечению безопасности в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, а также при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы. Эти нововведения будут способствовать укреплению безопасности, законности как в условиях уголовно-исполнительной системы, так и общества в целом. Итак, в связи с важностью выполняемой социально значимой функции сотрудников ИУ система средств административно-правового характера по обеспечению их безопасности включает в себя различные мероприятия, которые направлены на защиту жизненно важных интересов сотрудников УИС, а также интересов членов их семей и близких родственников.
Проведенное исследование существующей практики обеспечения личной безопасности сотрудников УИС выявило основные направления организации профилактики правонарушений со стороны осужденных: совершенствование оснащенности учреждений УИС инженерно-техническими средствами охраны и надзора; повышение качества режима; повышение качества профилактической работы с осужденными, склонными к нападению на представителей администрации; защита персональных данных сотрудников УИС и членов их семей; усиление качества специальной подготовки сотрудников УИС по обеспечению личной безопасности; повышение дисциплины личного состава.
Реформирование уголовно-исполнительной системы не может рассматриваться как внутреннее дело, поэтому при решении многих вопросов, особенно связанных с созданием рабочих мест, воспитательным процессом, социальной реабилитацией осужденных, УФСИН будет взаимодействовать с органами исполнительной и законодательной власти. Понимание общественностью проблем функционирования учреждений, исполняющих наказания и их действий, поможет достичь поставленных целей по успешному реформированию уголовно-исполнительной системы.
Под административно-правовой деятельностью учреждений, исполняющих наказания следует понимать совокупность действий, соответствующих нормативным актам, регулирующим указанную государственную деятельность, а также управленческие действия персонала, направленные на координацию и развитие деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания.
Деятельность УИС урегулирована множеством нормативных актов разной юридической силы, принятых на разном уровне, что является немаловажной проблемой. В настоящее время правовой базой деятельности ФСИН России являются следующие нормативные акты:
1) Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации;
2) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;
3) Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы
Федеральной службы исполнения наказаний»;
4) Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре государственных органов исполнительной власти»;
5) Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон № 5473-1);
6) Постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4201 -1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»;
7) Приказ Минюста России от 6 июня 2005 г. № 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».
Проект федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе» призван систематизировать имеющуюся нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность УИС. Принятие данного закона позволит решить выделенные проблемы, тем самым упростить обращение с документами, регулирующими деятельность УИС, обозначить службу в УИС как самостоятельный вид государственной службы и наконец-то закрепить правовой статус сотрудника.
ФСИН России, безусловно, относится к числу субъектов уголовно-исполнительной, а в некоторой части, и уголовно-правовой политики государства. Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний, по содержанию лиц, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и лиц, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. В значительной мере деятельность ФСИН России призвана реализовывать черты политического устройства, закрепленные в законах и подзаконных актах. В этом смысле по отношению к Президенту, Правительству и Совету Федерации она является не субъектом, а объектом уголовной политики. Однако по отношению к территориальным органам ФСИН России, учреждениям, исполняющим наказания, следственным изоляторам, она сама выступает субъектом уголовной политики, издавая в лице директора приказы по вопросам обеспечения правопорядка и законности, безопасности лиц, находящихся в учреждениях УИС, безопасности объектов УИС, установленного порядка исполнения наказаний. Наиболее соответствующим профилю деятельности ФСИН России является уголовно-исполнительный сегмент уголовной политики и связанное с ним правоприменительное направление. Тем не менее, принимаемые управленческие решения и программные заявления руководителей государства позволяют сделать вывод о том, что фактически ФСИН России является также субъектом уголовно-правовой политики и соответствующей ему правоприменительной составляющей.
Институт применения мер поощрения и взыскания в отношении осужденных представляет собой группу правовых норм, регулирующих специфические общественные отношения, и включает в себя определенные элементы коррекции поведения осужденных, являясь в целом одним из средств процесса воспитательного воздействия на них.
Сегодня в условиях динамичного развития юридической науки требуется законодательно закрепить понятие безопасности в уголовно-исполнительной системе, разработать соответствующие законодательные акты, которые бы четко определили механизм действий аттестованных сотрудников ФСИН России по обеспечению безопасности в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, а также при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы. Эти нововведения будут способствовать укреплению безопасности, законности как в условиях уголовно-исполнительной системы, так и общества в целом. Итак, в связи с важностью выполняемой социально значимой функции сотрудников ИУ система средств административно-правового характера по обеспечению их безопасности включает в себя различные мероприятия, которые направлены на защиту жизненно важных интересов сотрудников УИС, а также интересов членов их семей и близких родственников.
Проведенное исследование существующей практики обеспечения личной безопасности сотрудников УИС выявило основные направления организации профилактики правонарушений со стороны осужденных: совершенствование оснащенности учреждений УИС инженерно-техническими средствами охраны и надзора; повышение качества режима; повышение качества профилактической работы с осужденными, склонными к нападению на представителей администрации; защита персональных данных сотрудников УИС и членов их семей; усиление качества специальной подготовки сотрудников УИС по обеспечению личной безопасности; повышение дисциплины личного состава.
Подобные работы
- Административно-правовая деятельность учреждений исполнения наказания
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека учреждениями, исполняющими наказание
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Виды документации группы социальной защиты осужденных в исправительных учреждениях, технология ее ведения *Социальная защита осужденных, Амурский Гуманитарно-Педагогический Государственный Университет)
Курсовые работы, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - Контроль за деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (Владимирский юридический институт ФСИН)
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СОТРУДНИКОВ ФСИН РФ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - Методы правового регулирования и их реализация в административно-служебной деятельности подразделений безопасности ФСИН России.
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2015 - Особенности административно-правовых отношений в УИС
Курсовые работы, исследование систем управления. Язык работы: Русский. Цена: 1770 р. Год сдачи: 2011 - Административно-правовое предупреждение отдельный видов преступлений(12.00.08)
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧАСТНОГО ОХРАННИКА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



