Введение 3
ГЛАВА I. Биологические экскурсии и методика их проведения 6
1.1. Образовательное значение экскурсий 6
1.2. Особенности организации экскурсий в зоологическом музее 7
1.3. Показ экскурсионных объектов 11
1.4. Средства показа экскурсионных объектов 13
1.5. Рассказ на экскурсии и его основные приемы 14
ГЛАВА II. Характеристика адаптаций представителей Класса Птиц (Aves) 15
2.1. Классификации адаптаций представителей Класса H^^Aves) 15
2.2. По месту обитания 16
2.3. По способу питания 21
2.4. Морфофизиологические адаптации 26
2.5. Черный коршун (Milvus migrans) - типичный представитель дневных
хищников 35
ГЛАВА III. Обзор тем зоологических экскурсий 41
3.1. Темы зоологических экскурсий по программе биологии 41
Экскурсия №1. Разнообразие клювов птиц в связи со способами добывания
пищи 43
Экскурсия №2. Разнообразие окраски у птиц по месту обитания 48
Экскурсия №3. Приспособления птиц к месту обитания 52
Заключение 57
Список используемых источников 58
Приложение 63
Федеральный государственный образовательный стандарт
устанавливает такие требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по биологии:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных
представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в
решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Для того, чтобы обучающиеся могли объединить учебный процесс с жизнью, познакомиться с реальными объектами, проверить свои теоретические знания и перевести их в умения и навыки, развивать исследовательский подход к изучению конкретных объектов, явлений, процессов, помимо иллюстративного организовывать активную познавательную деятельность, учителя в своей программе используют такой вид деятельности как экскурсия.
Педагогическое значение экскурсий очень велико. Следует, прежде всего, отметить ее огромное общеобразовательное значение. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и укрепляет знания учащихся.
На экскурсиях, как и на практических занятиях, у учащихся формируются навыки самостоятельной работы. Они знакомятся со сбором материалов и с сохранением сборов, а также с обработкой экскурсионного материала (на занятиях в классе после экскурсии). Планомерное проведение экскурсий развивает у учащихся навыки изучения своего края.
Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Это так называемая эмоциональная сторона экскурсий. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся. Кроме того, экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и
привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке,
сообразительность в различных затруднительных положениях. Таким образом. Экскурсии имеют немаловажное значение для воспитания коллективистских навыков.
...
1. Сходства экскурсий в естественные и искусственные условия заключаются в их подготовке и организации. Составляется план проведения, прописываются цели и задачи экскурсий.Отличия экскурсий в искусственно созданные условия от экскурсий в естественные условия заключаются в: А) изучение объектов и явлений в специально созданной обстановке;Б) Экспонаты неподвижны, возможно, детальное изучение объекта; В) возможность организации учебных экскурсии, включающих самостоятельную, познавательную деятельность учащихся не зависимо от погодных условий.
2. В основе выделения типов и видов адаптаций у представителей класса птиц (Aves) лежат 3 признака: местообитание, тип питания и морфофизиологические адаптации. Хищные птицы характеризуются местообитанием, питанием, внешним видом, распространением, размножением, образом жизни .Данный материал лег в основу разработки содержания и методики проведения учебных экскурсий.
3. Разработаны триэкскурсиипо орнитологическому залу зоологического музея Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.
1. Алексеев С.В. Теория и практика профессиональной экологической подготовки учителя XXI века // Экологическое образование (материалы международного семинара). СПб., 1997. С. 26-28.
2. Артюхин Ю.Б. Морские птицы и млекопитающие Дальнего Востока России: полевой определитель/ Ю.Б. Артюхин, В.Н. Бурканов. М.: АСТ, 1999. 215 с.
3. Афанасьева, Л.А. Птицы СССР. Библиографический указатель / Л.А. Афанасьева. Л.: Наука. 1972. 196 с.
4. Балакиев А.С. Экскурсионное и культурное наследие. Русская экскурсионная школа. Музейное дело выпуск №26/ А.С., Балакиев, Л.Н. Годунова, Г.К. Ольшевская, Т.Г. Шумная. М.: 2001.
5. Батурин, С.А. Полный определитель птиц СССР. Кулики, чайки, чистяки, рябки и голуби / М Л., 1935. 254 с.
6. Беме Л.Б. Жизнь птиц у нас дома/ Л.Б. БемеМ,: Лесная промышленность, 1987 152 с.
7. Бёме, Р.Л. птицы открытых и околоводных пространств СССР / Р.Л. Бёме, А.А. Кузнецов. М.: Просвещение. 1983. 175 с.
8. Бим-Бад Б.М., Образование в контексте социализации Б.М Бим-Бад, А.В. Петровский // Педагогика. 1996. № 1. С. 3.
9. Биологический энциклопедический словарь/ гл. ред. М. С. Гиляров;Редкол.: А. А. Баев, Г. Г.Винберг, Г. А. Заварзин и др. 2-е изд., исправл. М.: Советская энциклопедия, 1989 - 864 с., ил.
10. Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия/ гл. ред.Ботякова, О.О. О музейной экскурсии [Текст] / Ольга Ботякова. - (Музейная педагогика) // Музей. 2009. - № 6. С. 22-28.
11. Брем, А. Жизнь животных / А. Бёме. М.: Изд-во Эксмо, 2002. 960 с.
12. Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь/Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.Т.Х1 (21) :Домиции Евреинова. Спб.: Типо-Литография И.А. Ефрона 1893. 476 с.
13. Брэм А.Э./ Жизнь животных. Птицы. Том II М.,: Молодая гвардия, 1930 512 с.
14. Верзилин Н.М.,. Система и развитие методов преподавания биологии // Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская /Известия АПН РСФСР. Вып. 87. М., 1957. С. 21-27.
15. Верзилин, Н.М. Н.М. общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. М.: Просвещение, 1976.
... всего 51 источник