ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Понятие эмоционального благополучия в психологопедагогической литературе 10
1.2. Особенности эмоционального развития детей старшего
дошкольного возраста 17
1.3. Роль театрализованной деятельности в развитии эмоционального благополучия детей дошкольного возраста 26
Выводы по Главе 1 34
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,
ОБЕСПЕЧИВАЕМОГО СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 36
2.1. Выявление уровня эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Разработка и реализация психолого-педагогических условий по обеспечению эмоционального благополучия детей старшего дошкольного
возраста средствами театрализованной деятельности 47
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 55
Выводы по Главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Понятие эмоционального благополучия в психологопедагогической литературе 10
1.2. Особенности эмоционального развития детей старшего
дошкольного возраста 17
1.3. Роль театрализованной деятельности в развитии эмоционального благополучия детей дошкольного возраста 26
Выводы по Главе 1 34
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,
ОБЕСПЕЧИВАЕМОГО СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 36
2.1. Выявление уровня эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Разработка и реализация психолого-педагогических условий по обеспечению эмоционального благополучия детей старшего дошкольного
возраста средствами театрализованной деятельности 47
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 55
Выводы по Главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Актуальность исследования. Проблема обеспечения эмоционального благополучия детей принадлежит к числу наиболее важных в педагогике детства. Известно, что нормальное развитие детей в большей степени зависит от эмоционально благоприятной обстановки в их семье, от взаимоотношений между ребенком и родителями, от создания положительных эмоций для каждого. Именно обеспечение эмоционального благополучия ребенка - это важнейшая основополагающая задача дошкольного воспитания и показатель эффективной работы детского сада, которая составляет основу психологического здоровья дошкольника.
Дошкольное детство является важнейшим периодом развития личности ребенка, именно в это время ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Ребенок обучается управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния. Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Эмоциональный опыт переживаний ребенка может быть как положительным, так и отрицательным, что непосредственно влияет на его самочувствие. Современные научные данные свидетельствуют, что положительный детский опыт, в частности доверие, открытость, готовность к сотрудничеству, является основой позитивной самореализации будущей личности. Для психического здоровья детей необходимо сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизненного поведения.
Нарушение эмоционального баланса приводит к эмоциональным расстройствам, отклонениям в развитии личности, проблемам социальных контактов. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, проявления эмоционального
неблагополучия у детей стало наиболее распространенным явлением (А.И. Захаров, О.И. Бадулина, Ю.М. Миланич, А.Д. Кошелева и др.): задержка эмоционального развития (пониженный эмоциональный интеллект), наличие аффективных вспышек, сопровождающихся агрессией, нестабильный эмоциональный фон с частыми резкими перепадами настроения, неспособность детей управлять своими эмоциями, что приводит к отсутствию адекватного общения между ребенком, сверстниками и взрослыми. Если своевременно не уделять внимания эмоциональному развитию детей, в будущем это может стать фоном для развития психосоматических заболеваний, которые являются следствием повышенного темпа жизни и увеличения эмоциональных перегрузок.
Особенно данная проблема актуальна для старших дошкольников, поскольку в это время закладываются основные личностные механизмы, эмоции и чувства подчиняют себе все сферы жизни дошкольника, оказывают влияние на становление его личности, характера, поведенческих особенностей в будущем.
Перед дошкольным образовательным учреждением стоит важнейшая задача: научить маленького ребенка управлять своими эмоциями и
способствовать обеспечению у дошкольников положительного эмоционального настроя; освобождаться от напряжения, скованности; развивать и корректировать эмоциональную сферу детей.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определяются основные требования государства к содержанию дошкольного воспитания и обучения, где дошкольные общеобразовательные программы воспитания и обучения должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка.
...
Дошкольное детство является важнейшим периодом развития личности ребенка, именно в это время ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Ребенок обучается управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния. Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Эмоциональный опыт переживаний ребенка может быть как положительным, так и отрицательным, что непосредственно влияет на его самочувствие. Современные научные данные свидетельствуют, что положительный детский опыт, в частности доверие, открытость, готовность к сотрудничеству, является основой позитивной самореализации будущей личности. Для психического здоровья детей необходимо сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизненного поведения.
Нарушение эмоционального баланса приводит к эмоциональным расстройствам, отклонениям в развитии личности, проблемам социальных контактов. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, проявления эмоционального
неблагополучия у детей стало наиболее распространенным явлением (А.И. Захаров, О.И. Бадулина, Ю.М. Миланич, А.Д. Кошелева и др.): задержка эмоционального развития (пониженный эмоциональный интеллект), наличие аффективных вспышек, сопровождающихся агрессией, нестабильный эмоциональный фон с частыми резкими перепадами настроения, неспособность детей управлять своими эмоциями, что приводит к отсутствию адекватного общения между ребенком, сверстниками и взрослыми. Если своевременно не уделять внимания эмоциональному развитию детей, в будущем это может стать фоном для развития психосоматических заболеваний, которые являются следствием повышенного темпа жизни и увеличения эмоциональных перегрузок.
Особенно данная проблема актуальна для старших дошкольников, поскольку в это время закладываются основные личностные механизмы, эмоции и чувства подчиняют себе все сферы жизни дошкольника, оказывают влияние на становление его личности, характера, поведенческих особенностей в будущем.
Перед дошкольным образовательным учреждением стоит важнейшая задача: научить маленького ребенка управлять своими эмоциями и
способствовать обеспечению у дошкольников положительного эмоционального настроя; освобождаться от напряжения, скованности; развивать и корректировать эмоциональную сферу детей.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определяются основные требования государства к содержанию дошкольного воспитания и обучения, где дошкольные общеобразовательные программы воспитания и обучения должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка.
...
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
В процессе исследования мы выяснили, что именно старший дошкольный возраст является периодом первоначального становления личности, именно в дошкольном детстве закладываются основы гуманизма, развиваются моральные представления, чувства, привычки, которые определяют дальнейшее развитие личности. В дошкольном возрасте эмоциональная сфера характеризуется расширением диапазона распознаваемых ребенком эмоций, возникновением новых эмоций и чувств - социальных, познавательных, эстетических, нравственных и пр. К новообразованиям старшего дошкольного возраста относится возникновение эмпатии и сочувствия к другим людям, становление эмоциональной регуляции общения и поведения; эмоционального взаимодействия и развития социальных эмоций. Развитие эмоциональной сферы детей, их чувств позволяет человеку приобретать собственного опыта познание социального и предметного окружения. Недооценка эмоциональной сферы ребенка ведет к преувеличенному, одностороннему развитию какого-то одного свойства, чаще всего интеллекта, что, во-первых, не дает возможности глубоко понять особенности самого мышления и управления его развитием, во-вторых, не позволяет до конца выяснить роль таких сильных регуляторов поведения ребенка, как мотивы и эмоции.
В процессе исследования мы сделали вывод, что большую роль в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста играет театрализованная деятельность. С помощью театра дети нравственно и эмоционально обогащаются, познают окружающий мир, себя и других людей, реализуют творческий потенциал, развивают чувства, глубокие переживания, приобщаются к духовным ценностям.
Опытно-экспериментальным путем изучили особенности
эмоциональной сферы дошкольников. В целом на констатирующем этапе66
эксперимента, несмотря на то, что большая часть дошкольников, контрольной и экспериментальной группы выявила средний, уровень развития эмоционального благополучия, в процессе исследования были выявлены дети с низким и высоким уровнем эмоционального благополучия. Эти дети должны быть включены в групповую непосредственно образовательную деятельность профилактически-развивающей
направленности и требуют психолого-педагогической поддержки со стороны специалистов.
На основании результатов проведенного эксперимента, мы выделили ряд психолого-педагогических условий по обеспечению эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности и разработали (а затем реализовали) педагогический проект по обеспечению эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста с использованием театрализованной деятельности. В условиях подготовительного, основного и заключительного этапов реализации проекта были реализованы психолого-педагогические условия использования театрализованной деятельности в целях обеспечению эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста:
1. Содержание педагогического проекта строилось с учетом принципа интеграции образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»), соответствует возрасту и психологопедагогическим особенностям детей, специфике и возможностям образовательных областей. Мы разработали конспекты НОД исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей, подбирали дидактические материалы эмоционально-ценностного направления по данному принципу и пр.
2. В совместной работе с детьми осуществлялась поддержка индивидуальности и инициативы детей, проводилась работа по установлению правил взаимодействия в разных ситуациях: так, в условиях реализации образовательной деятельности мы, с одной стороны, создавали условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; с другой - создавали условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в которых существуют правила поведения, развивали коммуникативные способности детей, позволяющие разрешить конфликтные ситуации со сверстниками, развивали умения детей работать в группе сверстников.
3. Мы вовлекли родителей в деятельность по обеспечению эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста: итоговым продуктом проекта стало полноценное театрализованное представление детей старшего дошкольного возраста «В мире сказочных эмоций»: дети получили предварительное задание выбрать любимую сказку и совместно с родителем разыграть сценку, в которой была бы отражена яркая эмоция.
Оценка эффективности реализации психолого-педагогических условий по обеспечению эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности показала положительную динамику, по всем методикам наблюдается положительная тенденция, снизился уровень детей с высоким уровнем агрессивности и тревожности, у обследованных детей уменьшилась степень проявления негативных психических состояний, дети стали менее импульсивными, эгоцентричными и т.д.
Таким образом, в процессе опытно-экспериментальной работы задачи исследования решены, цель достигнута.
В процессе исследования мы выяснили, что именно старший дошкольный возраст является периодом первоначального становления личности, именно в дошкольном детстве закладываются основы гуманизма, развиваются моральные представления, чувства, привычки, которые определяют дальнейшее развитие личности. В дошкольном возрасте эмоциональная сфера характеризуется расширением диапазона распознаваемых ребенком эмоций, возникновением новых эмоций и чувств - социальных, познавательных, эстетических, нравственных и пр. К новообразованиям старшего дошкольного возраста относится возникновение эмпатии и сочувствия к другим людям, становление эмоциональной регуляции общения и поведения; эмоционального взаимодействия и развития социальных эмоций. Развитие эмоциональной сферы детей, их чувств позволяет человеку приобретать собственного опыта познание социального и предметного окружения. Недооценка эмоциональной сферы ребенка ведет к преувеличенному, одностороннему развитию какого-то одного свойства, чаще всего интеллекта, что, во-первых, не дает возможности глубоко понять особенности самого мышления и управления его развитием, во-вторых, не позволяет до конца выяснить роль таких сильных регуляторов поведения ребенка, как мотивы и эмоции.
В процессе исследования мы сделали вывод, что большую роль в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста играет театрализованная деятельность. С помощью театра дети нравственно и эмоционально обогащаются, познают окружающий мир, себя и других людей, реализуют творческий потенциал, развивают чувства, глубокие переживания, приобщаются к духовным ценностям.
Опытно-экспериментальным путем изучили особенности
эмоциональной сферы дошкольников. В целом на констатирующем этапе66
эксперимента, несмотря на то, что большая часть дошкольников, контрольной и экспериментальной группы выявила средний, уровень развития эмоционального благополучия, в процессе исследования были выявлены дети с низким и высоким уровнем эмоционального благополучия. Эти дети должны быть включены в групповую непосредственно образовательную деятельность профилактически-развивающей
направленности и требуют психолого-педагогической поддержки со стороны специалистов.
На основании результатов проведенного эксперимента, мы выделили ряд психолого-педагогических условий по обеспечению эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности и разработали (а затем реализовали) педагогический проект по обеспечению эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста с использованием театрализованной деятельности. В условиях подготовительного, основного и заключительного этапов реализации проекта были реализованы психолого-педагогические условия использования театрализованной деятельности в целях обеспечению эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста:
1. Содержание педагогического проекта строилось с учетом принципа интеграции образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»), соответствует возрасту и психологопедагогическим особенностям детей, специфике и возможностям образовательных областей. Мы разработали конспекты НОД исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей, подбирали дидактические материалы эмоционально-ценностного направления по данному принципу и пр.
2. В совместной работе с детьми осуществлялась поддержка индивидуальности и инициативы детей, проводилась работа по установлению правил взаимодействия в разных ситуациях: так, в условиях реализации образовательной деятельности мы, с одной стороны, создавали условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; с другой - создавали условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в которых существуют правила поведения, развивали коммуникативные способности детей, позволяющие разрешить конфликтные ситуации со сверстниками, развивали умения детей работать в группе сверстников.
3. Мы вовлекли родителей в деятельность по обеспечению эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста: итоговым продуктом проекта стало полноценное театрализованное представление детей старшего дошкольного возраста «В мире сказочных эмоций»: дети получили предварительное задание выбрать любимую сказку и совместно с родителем разыграть сценку, в которой была бы отражена яркая эмоция.
Оценка эффективности реализации психолого-педагогических условий по обеспечению эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности показала положительную динамику, по всем методикам наблюдается положительная тенденция, снизился уровень детей с высоким уровнем агрессивности и тревожности, у обследованных детей уменьшилась степень проявления негативных психических состояний, дети стали менее импульсивными, эгоцентричными и т.д.
Таким образом, в процессе опытно-экспериментальной работы задачи исследования решены, цель достигнута.
Подобные работы
- СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Формирование здоровьесберегаюшего поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ С ИНВАЛИДНОСТЬЮУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НАПРАВЛЕННОСТИ НА МИР СЕМЬИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР) СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019





