ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ
САДУ 7
1.1 . Характеристика дефиниций изучаемой проблемы 7
1.2 . Культурно-досуговая деятельность в детском саду 11
1.3 . Формирование чувства гражданской принадлежности через
культурно-досуговую деятельность в детском саду 18
Выводы по 1 главе 22
ГЛАВА 2 . ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧУВСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ 24
2 .1 . Выявление исходного уровня формирования чувства гражданской принадлежности у старших дошкольников 24
2.2. Совершенствование формирования чувства гражданской
принадлежности у старших дошкольников через культурно¬досуговую деятельность в детском саду 30
2.3. Определение эффективности культурно-досуговой деятельности в формировании чувства гражданской принадлежности у
старших дошкольников 37
Выводы по 2 главе 42
'ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ
САДУ 7
1.1 . Характеристика дефиниций изучаемой проблемы 7
1.2 . Культурно-досуговая деятельность в детском саду 11
1.3 . Формирование чувства гражданской принадлежности через
культурно-досуговую деятельность в детском саду 18
Выводы по 1 главе 22
ГЛАВА 2 . ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧУВСТВА ГРАЖДАНСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ 24
2 .1 . Выявление исходного уровня формирования чувства гражданской принадлежности у старших дошкольников 24
2.2. Совершенствование формирования чувства гражданской
принадлежности у старших дошкольников через культурно¬досуговую деятельность в детском саду 30
2.3. Определение эффективности культурно-досуговой деятельности в формировании чувства гражданской принадлежности у
старших дошкольников 37
Выводы по 2 главе 42
'ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Актуальность исследования. Формирование чувства гражданской принадлежности является ключевым фактором развития страны, ибо темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека.
Получая свидетельство о рождении, ребенок уже становится членом государства, достойным для предоставления ему всех льгот на обеспечение необходимыми условиями для роста и развития в соответствии нормативам Конституции России и Конвенции о правах ребенка [3, с. 6]. Поэтому федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) предполагает формирование у детей первичных представлений о себе, других людях, малой родине и Отчизне, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля - как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира [1]. Формирование таких чувств станет первым, самым важным шагом на пути воспитания гражданина. На реализацию работы по формированию чувства гражданской принадлежности детей направлена культурно-досуговая деятельность, в которых дети принимают непосредственное участие, и которые эффективно воздействуют на эмоциональную и нравственную сферы [8, с. 245].
Теоретико-методологические аспекты воспитания гражданственности отражены в исследованиях многих педагогов и психологов (Е.А. Казаева,
Э.К. Суслова, М.В. Цыбанова и другие). Однако, все эти работы являются общепедагогическими направлениями процесса воспитания личности и гражданственности. Непосредственно на формирование чувства гражданской принадлежности у детей старшего дошкольного возраста в исследованных работах явно недостаточно.
В связи с вышесказанным, тема, выбранная нами особо актуально. На основании актуальности проблемы сформулирована тема нашего исследования «Формирование чувства гражданской принадлежности у старших дошкольников через культурно-досуговую деятельность в детском саду».
Проблема исследования: культурно-досуговая деятельность в детском саду способствует ли формированию чувства гражданской принадлежности у старших дошкольников?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить роль культурно-досуговой деятельности в детском саду для формирования чувства гражданской принадлежности у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования чувства гражданской принадлежности у старших дошкольников.
Предмет исследования: культурно-досуговая деятельность в детском саду, направленная на формирование чувства гражданской принадлежности у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: процесс формирования чувства гражданской принадлежности у старших дошкольников будет эффективным, если совершенствовать формы и методы организации и проведения культурно¬досуговой деятельности в детском саду.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить исходный уровень сформированности чувства гражданской принадлежности у старших дошкольников.
3. Разработать и апробировать культурно-досуговые мероприятия, направленные на формирование чувства гражданской принадлежности в группе детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить эффективность использования культурно-досуговых мероприятий в формировании чувства гражданской принадлежности у детей.
Методы исследования: анализ литературы, беседа, наблюдение, анкетирование, обобщение, математическая и графическая обработка.
Методическую основу исследования составляют анализ основных теоретических аспектов воспитания гражданственности известных педагогов (Т.Н. Доронова, Е.С. Евдокимова, А.Д. Жариков, Е.А. Казаева, Н.Г. Зеленова, И.В. Богачева); анализ исследования отечественных психологов о высокой восприимчивости детей старшего дошкольного возраста к социально-педагогическим воздействиям (Н.Е. Веракса, Б.С. Волков, Н.В. Волкова).
Теоретическая и практическая значимость исследования. Настоящее исследование вносит определенный вклад в развитие теории и практики формирования чувства гражданской принадлежности у старших дошкольников через культурно-досуговую деятельность в детском саду. Работа может использована студентами при прохождении педагогической практики в детском саду, в процессе выполнения учебных исследований. Будет полезна и педагогам дошкольных образовательных организаций.
Апробация работы: основные направления содержания работы доложены в научно-практической конференции студентов ТувГУ, посвященной Году Добровольца (волонтера) в России и Году развития малых сел в Туве на секции «Экологическое образование: Первые шаги в науке» 21 апреля 2018 года (г. Кызыл) и также в процессе стажерской и государственной преддипломной практики.
Организация исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась по заказу Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Детский сад № 4 г. Кызыла Республики Тыва».
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложения.
В первой главе представлена теоретическое обоснование проблемы исследования: сущность содержания дефиниций изучаемой проблемы, анализ психолого-педагогической и методической литературы по формированию чувства гражданской принадлежности через культурно¬досуговую деятельность в детском саду.
Во второй главе описан педагогический эксперимент, направленный на формирование чувства гражданской принадлежности через культурно¬досуговую деятельность, состоящий из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Получая свидетельство о рождении, ребенок уже становится членом государства, достойным для предоставления ему всех льгот на обеспечение необходимыми условиями для роста и развития в соответствии нормативам Конституции России и Конвенции о правах ребенка [3, с. 6]. Поэтому федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) предполагает формирование у детей первичных представлений о себе, других людях, малой родине и Отчизне, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля - как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира [1]. Формирование таких чувств станет первым, самым важным шагом на пути воспитания гражданина. На реализацию работы по формированию чувства гражданской принадлежности детей направлена культурно-досуговая деятельность, в которых дети принимают непосредственное участие, и которые эффективно воздействуют на эмоциональную и нравственную сферы [8, с. 245].
Теоретико-методологические аспекты воспитания гражданственности отражены в исследованиях многих педагогов и психологов (Е.А. Казаева,
Э.К. Суслова, М.В. Цыбанова и другие). Однако, все эти работы являются общепедагогическими направлениями процесса воспитания личности и гражданственности. Непосредственно на формирование чувства гражданской принадлежности у детей старшего дошкольного возраста в исследованных работах явно недостаточно.
В связи с вышесказанным, тема, выбранная нами особо актуально. На основании актуальности проблемы сформулирована тема нашего исследования «Формирование чувства гражданской принадлежности у старших дошкольников через культурно-досуговую деятельность в детском саду».
Проблема исследования: культурно-досуговая деятельность в детском саду способствует ли формированию чувства гражданской принадлежности у старших дошкольников?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить роль культурно-досуговой деятельности в детском саду для формирования чувства гражданской принадлежности у старших дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования чувства гражданской принадлежности у старших дошкольников.
Предмет исследования: культурно-досуговая деятельность в детском саду, направленная на формирование чувства гражданской принадлежности у старших дошкольников.
Гипотеза исследования: процесс формирования чувства гражданской принадлежности у старших дошкольников будет эффективным, если совершенствовать формы и методы организации и проведения культурно¬досуговой деятельности в детском саду.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить исходный уровень сформированности чувства гражданской принадлежности у старших дошкольников.
3. Разработать и апробировать культурно-досуговые мероприятия, направленные на формирование чувства гражданской принадлежности в группе детей старшего дошкольного возраста.
4. Определить эффективность использования культурно-досуговых мероприятий в формировании чувства гражданской принадлежности у детей.
Методы исследования: анализ литературы, беседа, наблюдение, анкетирование, обобщение, математическая и графическая обработка.
Методическую основу исследования составляют анализ основных теоретических аспектов воспитания гражданственности известных педагогов (Т.Н. Доронова, Е.С. Евдокимова, А.Д. Жариков, Е.А. Казаева, Н.Г. Зеленова, И.В. Богачева); анализ исследования отечественных психологов о высокой восприимчивости детей старшего дошкольного возраста к социально-педагогическим воздействиям (Н.Е. Веракса, Б.С. Волков, Н.В. Волкова).
Теоретическая и практическая значимость исследования. Настоящее исследование вносит определенный вклад в развитие теории и практики формирования чувства гражданской принадлежности у старших дошкольников через культурно-досуговую деятельность в детском саду. Работа может использована студентами при прохождении педагогической практики в детском саду, в процессе выполнения учебных исследований. Будет полезна и педагогам дошкольных образовательных организаций.
Апробация работы: основные направления содержания работы доложены в научно-практической конференции студентов ТувГУ, посвященной Году Добровольца (волонтера) в России и Году развития малых сел в Туве на секции «Экологическое образование: Первые шаги в науке» 21 апреля 2018 года (г. Кызыл) и также в процессе стажерской и государственной преддипломной практики.
Организация исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась по заказу Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Детский сад № 4 г. Кызыла Республики Тыва».
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложения.
В первой главе представлена теоретическое обоснование проблемы исследования: сущность содержания дефиниций изучаемой проблемы, анализ психолого-педагогической и методической литературы по формированию чувства гражданской принадлежности через культурно¬досуговую деятельность в детском саду.
Во второй главе описан педагогический эксперимент, направленный на формирование чувства гражданской принадлежности через культурно¬досуговую деятельность, состоящий из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Для достижения цели настоящей работы занимались изучением соответствующей психолого-педагогической и методической литературы, а также посещали культурно-досуговые мероприятия «Детского сада №4 г. Кызыла.
Чувство гражданской принадлежности - это социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Родине, гордость за свою национальную принадлежность.
Старший дошкольный возраст - наиболее сензитивный период для воспитания высоких социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, доверчивость, склонность к подражанию. Именно возрастные особенности детей облегчили реализацию задач настоящего исследования.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы определена большая роль использования культурно-досуговых мероприятий в формировании чувства гражданской принадлежности у старших дошкольников и повышении заинтересованности родителей в формировании чувств гражданской принадлежности у детей.
Таким образом, цели и задачи реализованы, гипотеза, ВЫДВИНУТСЯ нами в начале исследования подтвердилась: процесс формирования чувства гражданской принадлежности у старших дошкольников будет эффективным, если совершенствовать формы и методы организации и проведения культурно-досуговой деятельности в детском саду.
Чувство гражданской принадлежности - это социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Родине, гордость за свою национальную принадлежность.
Старший дошкольный возраст - наиболее сензитивный период для воспитания высоких социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, доверчивость, склонность к подражанию. Именно возрастные особенности детей облегчили реализацию задач настоящего исследования.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы определена большая роль использования культурно-досуговых мероприятий в формировании чувства гражданской принадлежности у старших дошкольников и повышении заинтересованности родителей в формировании чувств гражданской принадлежности у детей.
Таким образом, цели и задачи реализованы, гипотеза, ВЫДВИНУТСЯ нами в начале исследования подтвердилась: процесс формирования чувства гражданской принадлежности у старших дошкольников будет эффективным, если совершенствовать формы и методы организации и проведения культурно-досуговой деятельности в детском саду.



