ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ СИБЛИНГОВЫЕ ПОЗИЦИИ В СЕМЬЕ 6
1.1. Понятие о сиблингах и сиблинговых позициях 6
1.2. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста в
психолого-педагогических исследованиях 13
1.3. Специфика общения детей, имеющих разные сиблинговые позиции в семье, со сверстниками 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РАЗНЫЕ СИБЛИНГОВЫЕ ПОЗИЦИИ В СЕМЬЕ 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Описание результатов исследования 26
2.3. Система психолого-педагогических мероприятий по развитию
навыков общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, с учетом их сиблинговой позиции в семье 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Семья оказывает значительное влияние на развитие личности старшего дошкольника, при этом пристального внимания требует изучение специфики общения ребенка с братьями и сестрами - сиблингами (от англ. siblings братья и сестры). Общение и отношения с сиблингами формируют у ребенка особый опыт общения, который в корне отличается от опыта, получаемого в ходе общения с родителями.
Изучением проблемы взаимоотношений сиблингов занимались в свое время такие ученые, С.Ф. Гальтон, А. Адлер, Н. Йодер, С. Минухин, В. Варга, и др. Однако, влияние сиблинговой позиции ребенка старшего дошкольного возраста в семье на особенности его общения со сверстниками изучено недостаточно, что актуализирует заявленную тему исследования.
Исследования в области детской психологии подчеркивают, что изучение процесса семейного воспитания является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для оценки эффективности воспитательной практики. Общепризнано, что важным фактором обеспечения полноценного психического и личностного развития ребенка является гармоничность детско-родительских отношений в семье.
В отечественной психологии и педагогике уже стало аксиомой, что общение является важнейшим источником развития в онтогенезе.
Опыт первых отношений со сверстниками и является основой, на которой строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, в то же время он не всегда положительный. У многих детей, начиная с дошкольного возраста, сформировывается и укрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь отдаленные отрицательные последствия. Вовремя выявить проблемы в общении и помочь ребенку их преодолеть важнейшая задача педагогов и психологов образовательных учреждений .
Влияние сиблинговой позиции ребенка в семье на его общение со сверстниками является недостаточно изученной проблемой, и часто не учитывается педагогами образовательных учреждений в работе с детьми, что актуализирует заявленную тему исследования.
Цель исследования: изучить особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста, имеющих разные сиблинговые позиции в семье
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по исследуемой проблеме;
2. Подобрать методики диагностики общения дошкольников со сверстниками;
3. Эмпирическим путем изучить особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста, имеющих разные сиблинговые позиции в семье (старший ребенок, младший ребенок, единственный ребенок).
4. Сделать выводы.
5. Разработать систему психолого-педагогических мероприятий по развитию навыков общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, с учетом их сиблинговой позиции в семье.
Объект исследования: общение ребенка со сверстниками
Предмет исследования: особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста, имеющих разные сиблинговые позиции в семье.
Гипотеза исследования: общение со сверстниками детей старшего дошкольного возраста, имеющих разные сиблинговые позиции в семье, характеризуется особенностями: для «единственного в семье» ребенка свойственна популярность в группе сверстников, он инициативен в общении, но недостаточно чувствителен к воздействию сверстника; «старший ребенок» имеет высокий социометрический статус в группе, показатели общения инициативность, чувствительность, эмоциональный фон - проявляются на высоком уровне, «младший ребенок» пользуется популярностью в среде сверстников, в общении инициативен, чувствителен к воздействию сверстника, но может быть конфликтен.
Методы исследования: анализ научной литературы по изучаемой проблеме, психодиагностика (наблюдение, социометрия).
Диагностические методики:
Методика № 1. «Наблюдение за общением дошкольников со
сверстниками» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова). Цель: изучить особенности общения детей по показателям: инициативность,
чувствительность, эмоциональный фон.
Методика № 2. «Капитан корабля» (В.М. Холмогорова, Е.О. Смирнова).
Цель: выявить социометрический статус ребенка в группе сверстников.
...
Общепризнано, что семья оказывает значительное влияние на развитие личности старшего дошкольника, при этом пристального внимания требует изучение специфики общения ребенка с братьями и сестрами - сиблингами (в переводе с английского - братьями и сестрами).
Есть две причины, по которым детям с разным «порядковым номером» свойственны разные типы поведения. Во-первых, родители по-разному реагируют на появление первого и последующего ребенка и разного ожидают от них. Во-вторых, место среди братьев и сестер во многом предопределяет характер складывающихся между детьми отношений. Первые дети - это нечто новое, непознанное и интересное для родителей. Эти дети с самого начала получают от взрослых громадную заботу и внимание. Их самочувствие и поведение постоянно волнуют окружающих. Как правило, родители многого ждут от первенцев и относятся к ним с нежностью, но и наказывают строже. С более поздними детьми родители ведут себя спокойнее и реалистичнее.
Общение и отношения с сиблингами формируют у ребенка особый опыт общения, который в корне отличается от опыта, получаемого в ходе общения с родителями.
Изучением проблемы взаимоотношений сиблингов занимались в свое время такие ученые, С.Ф. Гальтон, А. Адлер, Н. Йодер, С. Минухин, В. Варга, и др. Однако, влияние сиблинговой позиции ребенка старшего дошкольного возраста в семье на особенности его общения со сверстниками изучено недостаточно, что актуализирует заявленную тему работы. В ходе работы решены задачи:
1. Проанализирована научная литература по исследуемой проблеме.
2. Подобраны методики диагностики общения дошкольников со
сверстниками.
3. Эмпирическим путем изучены особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста, имеющих разные сиблинговые позиции в семье (старший ребенок, младший ребенок, единственный ребенок).
4. Разработана система психолого-педагогических мероприятий по развитию навыков общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, с учетом их сиблинговой позиции в семье.
Решение поставленных задач позволило подтвердить гипотезу исследования. Следовательно, цель исследования достигнута.
1. Алексеева О.С. Родительское отношение и его связь с интеллектом сиблингов. Вопросы психологии. 2010. № 5. 25 - 32 с.
2. Арушанова А.Г Речь и речевое общение детей: Развитие
диалогического общения. М.: Мозаика-синтез, 2005. 128 с.
3. Бейкер К., Боуена М. Теория семейных систем. 1991. №6. 164 с.
4. Бодалев А.А. О содержательном богатстве феномена общения и его вариативности // Мир психологии. 1996. № 3(8). С.5 - 11.
5. Бухина О., Гимон Г. В общем, про общение. М.: Эксмо, 2015. 80 с.
6. Быкова А.А. Развивающие занятие «ленивой мамы». М.: Эксмо, 2016. 272 с.
7. Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна // Московский психотерапевтический журнал. №1. 2005. С. 137 - 146.
8. Варга А.Я. Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания. М.: ОГИ, 2006. 135 с.
9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1999. 224 с.
10. Василик М.А. Основы теории коммуникации. М.: Гардарики, 2005. 615 с.
11. Васюра С.А. Коммуникативная активность человека: общение с другими людьми и с собой // Журнал «Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта». 2007. С.49 - 57.
12. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком Так. М.: АСТ,
1. 256 с.
13. Деревянко Р.И. Особенности мотивов общения со взрослым и сверстниками у дошкольников: автореф. канд. психол. наук: 19.00.07. М, 1983. 27 с.
14. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. под ред. И.В. Дубровиной; М.: Издательский центр «Академия», 1998. 160 с.
15. Коробицина Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет. Диагностика, тренинги, занятия. Волгоград: 2008. 133 с.
... всего 54 источника