Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №162336

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие «коммуникативные универсальные учебные действия» в
психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития коммуникативных универсальных учебных
действий у мвадших шковьников 13
1.3. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий через
организацию учебного сотрудничества мвадших шковьников 18
Вывод по 1 главе 28
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 30
2.1. Методическая организация исследования 30
2.2. Результаты эксперимента и их обсуждение 33
2.3. Программа развития коммуникативных универсальных учебных
действий через организацию учебного сотрудничества у младших школьников 42
Вывод по 2 главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57


С первого сентября 2011 года стали действовать стандарты второго поколения, благодаря которым возникает необходимость тщательного изучения новых требований, которые выдвигает общество и время. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования определил в качестве главных результатов формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
К таким универсальным учебным действиям относятся коммуникативные. Коммуникативные УУД обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
В настоящее время задача школы состоит в том, чтобы формировать у учащихся коммуникативные универсальные учебные действия. Коммуникативные умения и навыки помогают вовлечь ребенка в образовательный процесс различными формами и методами работы. В школьное время происходит интенсивное установление дружеских контактов. Это и позволит повысить качество образовательно воспитательного процесса в начальной школе.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно - деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под
руководством А.Г. Асмолова [3].
Коммуникативные навыки облегчают процесс социализации учащихся на разных ступенях обучения. Поэтому коммуникативные умения и навыки - это ключ к успешной деятельности младших школьников.
Цель исследования - выявить актуальный уровень развития коммуникативных УУД младших школьников и разработать программу по развитию коммуникативных УУД через органицию учебного сотрудничества.
Объект исследования - коммуникативные УУД младших школьников.
Предмет исследования - особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников .
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Раскрыть особенности развития коммуникативных УУД младших школьников;
3. Подготовить диагностический инструментарий;
4. Выявить актуальный уровень развития коммуникативных УУД у младших школьников;
5. Разработать программу развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической литературы по коммуникации младших школьников, эксперимент, количественный и качественный анализ данных.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что коммуникативные УУД у младших школьников развиты недостаточно. Что отражается в неумении договориться в ситуации столкновения интересов, приходить к общему решению и слабосформированным умением строить понятные для партнера высказывания.
Базой исследования выступила МКОУ Абанская ООШ №1 п. Абан. В качестве экспериментальной группы был взят 2 «Б» класс в составе 21 обучающегося.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанная программа может быть использована в образовательных учреждениях учителями для развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе выпускной квалификационной работы нами была рассмотрена проблема развития коммуникативных УУД младших школьников. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволило нам раскрыть понятие и сущность коммуникативных УУД, рассмотреть особенности организации и функции межличностных взаимоотношений.
Важным значением в развитии коммуникативных УУД является сотрудничество. Именно оно решает важную задачу в обучении младших школьников. Суть учебного сотрудничества состоит в том, что все активно взаимодействуют и идут к общей, поставленной перед ними цели.
Сотрудничество как совместная деятельность, как система активности взаимодействующих между собой субъектов, характеризуется единой целью, организацией и управлением деятельностью, разделением действий, операций, наличием положительных межличностных взаимоотношений.
Организуя совместную деятельность важно учить ребенка вступать в учебное сотрудничество и умело организовывать данную форму работы детей на уроке, чтобы развивать коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников.
Для выявления актуального уровня развития коммуникативных УУД были подобраны следующие методики:
1. Методика Г.А. Цекермана «Рукавички» направлено на выявление умения детей договариваться, приходить к общему решению;
2. Методика Г.А. Цукермана «Узор под диктовку» направлено на выявление способности строить понятные для партнера высказывания, умение задавать вопросы, способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности;
3. Методика Г.В. Бурменской «Совместная сортировка» направлено на
изучение способности младшими школьниками договариваться в ситуации столкновения интересов, умение аргументировать и убеждать.
Констатирующие результаты диагностики по трем названным методикам показали, что уровень развития коммуникативных УУД у второклассников находится преимущественно на среднем уровне - 61%, и на низком уровне - 39%. Основные трудности в развитии коммуникативных УУД младших школьников, это:
- неумение договариваться в ситуации столкновения интересов;
- неумение обосновывать и доказывать собственное мнение и позицию, аргументировать и убеждать;
- неумение находить общее решение практической задачи;
- неумение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию.
Для повышения данных результаов нами была предложена программа по развитию коммуникативных УУД младших школьников, которая рассчитана на 10 занятий. Реализация программы позволяет раскрыть принципы действия самих учащихся, при котором совместная деятельность будет активной и сможет показать более высокий уровень сформированности коммуникативных УУД.



1. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 2. С. 75.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
3. Асмолов А.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011. 20 с.
4. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. Москва: Издательский центр: Академия, 2000. 192 с.
5. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М.: Изд. ин. практич. психологии, 1996. 320 с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 128 с.
7. Братчикова Ю.В. Методическое сопровождение взаимодействия младших школьников в процессе естественнонаучного образования как условия успешности в учении: дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 35 с.
8. Вакуленко Е.А. Организация учебного диалога // Начальная школа. 2012. № 5. С. 44-46
9. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте. Практическое пособие. 2-е изд. Москва, 2003. 384 с.
10. Волков Н. И. Организация учебной деятельности в малых группах. Педагогическая психология: хрестоматия. СПб.: Питер, 2006. 205 с.
11. Воронцов А.А. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. 76 с.
12. Гузеев В.В. Групповая учебная деятельность в образовательном процессе // Педагогические технологии. 2009. №6. С.32.
13. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 162 с
14. Загорский В.М. Эффективный урок // Педагогическая техника. 2009. №2. С.92
15. Зверинцев А.А. Коммуникационный менеджмент. СПб.: Издательство Буковского, 1997. 130 с.
... всего 41 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ