ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 5
1.1 Сущность нравственного воспитания в дошкольном возрасте 5
1.2 Устное народное творчество как средство воспитания детей
дошкольного возраста 12
1.3 Тувинский фольклор и их роль в формировании нравственности детей
старшего дошкольного возраста 19
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 24
2.1. Констатирующий этап 24
2.2. Формирующий этап 28
2.3 Контрольный этап 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
Актуальность. ФГОС ДО подразумевает направленность на
нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей.
Нравственное воспитание формирует такие качества как любовь к родителям,
уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям;
формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей
стремления в своих поступках следовать положительному примеру [9, с.3]. В
настоящее время, принятый ФГОС ДО дает возможность на 40% внедрить
национально-региональный компонент в программу дошкольной
организации, что позволяет формированию нравственных качеств детей на
основе их приобщения к национальной культуре [1, с.4].
В процессе воспитания на основе устного народного творчества,
происходит развитие личностных качеств ребенка, которые необходимы для
успешной социализации. Особенно оно значимо в дошкольном возрасте,
когда у ребенка формируются представления об окружающем мире, о себе и
других людях, возникает понимание и осмысление важности социальных
ценностей, убеждений, норм поведения и идеалов.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень
актуальной. Устное народное творчество может выступать в качестве
положительного фактора воспитания.
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить
формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
посредством устного народного творчества.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей
старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: устное народное творчество в процессе
формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: устное народное творчество более
эффективно способствует формированию нравственных качеств у детей
старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели и предмета исследования, можно выделить следующие
задачи исследования:
1) изучить сущность нравственного воспитания в дошкольном
возрасте;
2) доказать воспитательную ценность устного народного творчества в
нравственном воспитании дошкольников;
3) провести экспериментальное исследование влияния устного
народного творчества на формирование нравственных качеств у детей
старшего дошкольного возраста.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был
использован комплекс методов исследования: анализ психологопедагогической литературы по проблеме исследования, педагогический
эксперимент, наблюдение, беседа.
База исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась на
базе МБДОУ «Хунчугеш» села Эрги-Барлык, Барун-Хемчикского кожууна. В
исследовании принимали участие 10 детей 5-6 лет.
Структура работы: состоит из введения, двух глав: первая -
теоретические основы нравственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста посредством устного народного творчества, вторая -
констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты, заключение,
список использованной литературы.
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения
детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. В
настоящее время велика потребность общества в высокообразованных и
нравственно воспитанных гражданах. Поэтому формирование
подрастающего поколения, безусловно, необходимо начинать с дошкольного
возраста. Именно тогда закладываются основы формирования таких качеств,
как нравственность, порядочность, честность, преданность, трудолюбие,
культура межличностных отношений, толерантность, терпимость и др. В
основе их заложены общечеловеческие нравственные ценности. В этом
русле, выбранная нами тема является актуальной.
В предлагаемой выпускной квалификационной работе мы
проанализировали и описали особенности нравственных представлений
детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Хунчугеш» села ЭргиБарлык.
Эксперимент показал, что развитие нравственных представлений в
старшем дошкольном возрасте имеет свои особенности. В этом возрасте
ребенок восприимчив и легко внушаем, он уже хорошо и осмысленно может
усвоить смысл таких понятий как «можно и нельзя», «хорошо и плохо». В
целом в старшем дошкольном возрасте начинает складываться фундамент
или основы нравственных представлений будущего взрослого человека.
Систематическое использование тувинского фольклора на занятиях и в
процессе проведения с детьми различных видов деятельности, развитие
познавательного интереса детей к тувинскому фольклору - все это оказывает
глубокое влияние на формирование нравственных качеств ребенка.
В начальном этапе экспериментальной работы нами был проведен
констатирующий эксперимент с целью выявления у детей обобщенных
представлений о нравственных качествах людей. Выявлено, что дети показывают недостаточно сформированные
обобщенные представления о нравственных качествах, особенно как
«ленивый» - 10%, «трудолюбивый» - 10%, «хороший» - 10%.
После констатирующего эксперимента с использованием тувинского
фольклора была проведена система занятий. На занятиях использовали такие
методы обучения, как рассказывание, беседа, пересказ, рисование сказочных
персонажей и др.
После контрольного эксперимента был проведен контрольный
эксперимент. Результаты контрольного эксперимента показали, что у детей
повысился уровень обобщенного представления о нравственных качествах
людей. Особенно хорошо понимают дети такие качества, как
«трудолюбивый» - 70%, «хороший» - 70%, «плохой» - 80%, «ленивый» -
70%.
Таким образом, наиболее эффективными педагогическими условиями,
способствующими формированию нравственных представлений у детей
старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с тувинским
фольклором, являются: систематическое целенаправленное использование
тувинского фольклора на занятиях и в процессе проведения с детьми
различных видов деятельности.
Итак, наши предположения подтвердились.
Рекомендации работникам детских дошкольных учреждений:
1. В условиях детских дошкольных учреждений необходимо
проводить целенаправленную систематическую работу по ознакомлению
детей с тувинским фольклором, развивать у них познавательный интерес и
эмоционально положительное отношение к ним.
2. Развивать нравственно - эстетические чувства.
3. Развивать у детей обобщенное представление о нравственных
качествах людей.
ФГОС дошкольного образования, приказ Министерства об образовании и
науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября по
2013 года № 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013
года № 30384) // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№265).
2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками
[Текст] / Е. А. Аалябьева — М.: Просвещение, 2003. - 202 с.
3. Астахова Т.В. Категории и отрасли дошкольной педагогики / Т.В.
Астахова // Вопросы гуманитарных наук : журнал . - 2013. -№ 5 .- С. 50
51.
4. Аптиков В. Е Ещё раз о воспитании [Текст]/ В. Е. Ашикок // Дошкольное
воспитание. -2005. - №4. - С. 3-5
5. Арзамасцева И.Н. Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учеб.
заведений / И.Н Арзамасцева, С.АНиколаева.—5-е изд.,испр. — М.:
Издательский центр «Академия», 2008.—576 с.
6. Андреева Г.М Общение и оптимизация совместной деятельности. Под
ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. - М.: МГУ, 1987. - 264 с.
7. Бородина Е.Н. Нравственное воспитание детей через тувинские народные
праздники и развлечения // Башкы. - 2010. - № 4. — С. 68.
8. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед / О. С.Богданова,
О. Д. Калинина. — М.: Просвещение, 1985. —275 с.
9. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов
средних педагогических учебных заведений / Л. Р. Болотина, Т. С.
Комарова, С. П. Баранов . 2-е изд. - М.: Академия, 1997. - 315 с.
10.Веракса Н. Е От рождения до школы / Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е.
Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368с.
4011.Волков Г.Н Этнопедагогика тувинского народа/ Г.Н.Волков, К.Б.Салчак,
А.С.Шаалы.- Кызыл: Изд.-полиграф. Отдел «Билиг», 2009.-212с.
12. Виноградова А.М. Воспитание
дошкольников. - М.: Просвещение, 1989. - 264 с.
13. Данилюк А.Я. Духовно-нравственное воспитание российских
школьников / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков // Педагогика.-
2009.- №4.-64с.
14. Зайцев Г.К. Безнравственная педагогика и педагогика нравственности /
Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев // Инновации в образовании. - 2013 .- №3 .-С.
142-154.
15. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.
пед. учеб. заведений / Г.М Коджаспиров. -М.: Академия, 2001. - 176 с.
16. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед.
учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. 3-е изд. испр. и доп. - М.:
Академия, 2001. - 268 с.
17. Кутовая М.С. Сказки от слез: бережем нервы родителей. - СПб.: Речь,
2007. - 116 с.
18. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников:
Учеб.п особие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А.Козлова,
Н.К.Ледовских, В.Д.Калишенко и др.; под ред. С.А.Козловой. — М.:
Издательский центр «Академия», 2002.— 192с.
19. Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре (историко-этнографические
аспекты тувинского фольклора).- Кызыл: Тувинское книжное
издательство, 2001.-464 с.
20. Кужугет А.К. Тувинский летний праздник оваа дагыыры // Учен,
записки. - Выпуск XIX. - Кызыл, 2002. - 388 с.
21. Кужугет А.К Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев
(конец XIX начало XX века). - Кызыл, 2003. - 347 с.
4122. Кужугет А.К. Традиционные нормы поведения и общения тувинцев в
быту// Культура тувинцев: традиции и современность. - Кызыл, 1989. С.
73-65.
23. Куулар Д.С. Сказки. Очерки тувинского фольклора. - Кызыл, 1976. - 486
с.
24. Кыргыс З. К. Роль фольклора Тувы и проблемы профессионального
обучения на национальных инструментах. Перестройка среднего и
начального специального образования: опыт, пути их решения. - Кызыл,
1989. - С. 15-28.
25. Лабунская В.А. Невербальное поведение. - М.: Академия, 1994. - 301 с.
26. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Академия, 1972. - 195
с.
27. Логинова В.И., Саморукова М.А. Дошкольная педагогика. - М.:
Академия, 1988. - 284 с.
28. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида.
Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.:
Академия, 1976. - 311 с.
29. Матюхина М.В Возрастная и педагогическая психология / М.В.
Матюхина, Т. С. Михальчук, Н.Ф. Прокина и др.; под. ред. М.В. Гамезо. -
М.: Деловая книга, 1984. - 243 с.
30.Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Академия, 1999. - 284 с.
31. Маркушева М.Е. Нравственное разв
М.Е. Маркушева // Дошкольная педагогика. - 2013 .- №3 .- С. 20-23
32. Маркова Т.М Воспитание и обучение в старшей группе детского сада /
Под ред. Т.М. Марковой. - М.: Просвещение, 1987. - 279 с.
33.Маннай-оол М. Х. Тувинцы: происхождение и формирование тувинского
этноса. - Новосибирск, 2004.
4234. Мышлявцев Б. А. Русские и тувинцы: образ «другого». Проблема
взаимодействия культур. Сибирский этнографический вестник, № 14 (15).
- Новосибирск, 2003.
35. Мышлявцев Б. А. Современная Тува: нормативная культура (конец ХХ -
начало XXI вв.). Автореферат... к.и.н. Новосибирск, 2002.
36. Молеров Н. Лицо и маски Буян-Бадорху (точка зрения историка) //
Молодежь Тувы. - 1991. - № 16.
37. Мудрость народа. Тувинские пословицы и поговорки. - Кызыл, 2001.
38. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. - М.:
Просвещение, 1994. - 486 с.
39.Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: «Оникс», «Мир и
образование», 2007. - 639 с.
40. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании
дошкольников. - М.: Просвещение, 1989. - 251 с.
41. Петерина С.В., Студник Т.Д. Воспитание культуры поведения у детей
дошкольного возраста. - М.: Академия, 1986. - 215 с.
42. Петрова В.Н. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное
воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов. - М.:
Мозаика-Синтез, 2007. - 75 с.
43. Портянкина В. С. Примерное планирование работы по воспитанию
культуры поведения // Дошкольное воспитание. - 1989 . - №1. - С. 28.
44. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: краткий курс лекций / Л.Д.
Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2013. - С.98-101.
45. Штольц Х. Как воспитать нравственное поведение? / Х.Штольц,
Р.Рудольф. - М.: Просвещение, 1986. - 375 с.
46. Эйсмонт-Швыдкая Г.Н. Нравственное воспитание дошкольников / Г. Н
Эйсмонт-Швыдкая. - М.: Просвещение, 1993. - 243 с.