Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 5
1.1 Сущность нравственного воспитания в дошкольном возрасте 5
1.2 Устное народное творчество как средство воспитания детей
дошкольного возраста 12
1.3 Тувинский фольклор и их роль в формировании нравственности детей
старшего дошкольного возраста 19
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 24
2.1. Констатирующий этап 24
2.2. Формирующий этап 28
2.3 Контрольный этап 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 5
1.1 Сущность нравственного воспитания в дошкольном возрасте 5
1.2 Устное народное творчество как средство воспитания детей
дошкольного возраста 12
1.3 Тувинский фольклор и их роль в формировании нравственности детей
старшего дошкольного возраста 19
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 24
2.1. Констатирующий этап 24
2.2. Формирующий этап 28
2.3 Контрольный этап 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
Актуальность. ФГОС ДО подразумевает направленность на
нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей.
Нравственное воспитание формирует такие качества как любовь к родителям,
уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям;
формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей
стремления в своих поступках следовать положительному примеру [9, с.3]. В
настоящее время, принятый ФГОС ДО дает возможность на 40% внедрить
национально-региональный компонент в программу дошкольной
организации, что позволяет формированию нравственных качеств детей на
основе их приобщения к национальной культуре [1, с.4].
В процессе воспитания на основе устного народного творчества,
происходит развитие личностных качеств ребенка, которые необходимы для
успешной социализации. Особенно оно значимо в дошкольном возрасте,
когда у ребенка формируются представления об окружающем мире, о себе и
других людях, возникает понимание и осмысление важности социальных
ценностей, убеждений, норм поведения и идеалов.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень
актуальной. Устное народное творчество может выступать в качестве
положительного фактора воспитания.
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить
формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
посредством устного народного творчества.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей
старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: устное народное творчество в процессе
формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: устное народное творчество более
эффективно способствует формированию нравственных качеств у детей
старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели и предмета исследования, можно выделить следующие
задачи исследования:
1) изучить сущность нравственного воспитания в дошкольном
возрасте;
2) доказать воспитательную ценность устного народного творчества в
нравственном воспитании дошкольников;
3) провести экспериментальное исследование влияния устного
народного творчества на формирование нравственных качеств у детей
старшего дошкольного возраста.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был
использован комплекс методов исследования: анализ психологопедагогической литературы по проблеме исследования, педагогический
эксперимент, наблюдение, беседа.
База исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась на
базе МБДОУ «Хунчугеш» села Эрги-Барлык, Барун-Хемчикского кожууна. В
исследовании принимали участие 10 детей 5-6 лет.
Структура работы: состоит из введения, двух глав: первая -
теоретические основы нравственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста посредством устного народного творчества, вторая -
констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты, заключение,
список использованной литературы.
нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей.
Нравственное воспитание формирует такие качества как любовь к родителям,
уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям;
формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей
стремления в своих поступках следовать положительному примеру [9, с.3]. В
настоящее время, принятый ФГОС ДО дает возможность на 40% внедрить
национально-региональный компонент в программу дошкольной
организации, что позволяет формированию нравственных качеств детей на
основе их приобщения к национальной культуре [1, с.4].
В процессе воспитания на основе устного народного творчества,
происходит развитие личностных качеств ребенка, которые необходимы для
успешной социализации. Особенно оно значимо в дошкольном возрасте,
когда у ребенка формируются представления об окружающем мире, о себе и
других людях, возникает понимание и осмысление важности социальных
ценностей, убеждений, норм поведения и идеалов.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень
актуальной. Устное народное творчество может выступать в качестве
положительного фактора воспитания.
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить
формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
посредством устного народного творчества.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей
старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: устное народное творчество в процессе
формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: устное народное творчество более
эффективно способствует формированию нравственных качеств у детей
старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели и предмета исследования, можно выделить следующие
задачи исследования:
1) изучить сущность нравственного воспитания в дошкольном
возрасте;
2) доказать воспитательную ценность устного народного творчества в
нравственном воспитании дошкольников;
3) провести экспериментальное исследование влияния устного
народного творчества на формирование нравственных качеств у детей
старшего дошкольного возраста.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был
использован комплекс методов исследования: анализ психологопедагогической литературы по проблеме исследования, педагогический
эксперимент, наблюдение, беседа.
База исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась на
базе МБДОУ «Хунчугеш» села Эрги-Барлык, Барун-Хемчикского кожууна. В
исследовании принимали участие 10 детей 5-6 лет.
Структура работы: состоит из введения, двух глав: первая -
теоретические основы нравственного воспитания детей старшего
дошкольного возраста посредством устного народного творчества, вторая -
констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты, заключение,
список использованной литературы.
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения
детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. В
настоящее время велика потребность общества в высокообразованных и
нравственно воспитанных гражданах. Поэтому формирование
подрастающего поколения, безусловно, необходимо начинать с дошкольного
возраста. Именно тогда закладываются основы формирования таких качеств,
как нравственность, порядочность, честность, преданность, трудолюбие,
культура межличностных отношений, толерантность, терпимость и др. В
основе их заложены общечеловеческие нравственные ценности. В этом
русле, выбранная нами тема является актуальной.
В предлагаемой выпускной квалификационной работе мы
проанализировали и описали особенности нравственных представлений
детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Хунчугеш» села ЭргиБарлык.
Эксперимент показал, что развитие нравственных представлений в
старшем дошкольном возрасте имеет свои особенности. В этом возрасте
ребенок восприимчив и легко внушаем, он уже хорошо и осмысленно может
усвоить смысл таких понятий как «можно и нельзя», «хорошо и плохо». В
целом в старшем дошкольном возрасте начинает складываться фундамент
или основы нравственных представлений будущего взрослого человека.
Систематическое использование тувинского фольклора на занятиях и в
процессе проведения с детьми различных видов деятельности, развитие
познавательного интереса детей к тувинскому фольклору - все это оказывает
глубокое влияние на формирование нравственных качеств ребенка.
В начальном этапе экспериментальной работы нами был проведен
констатирующий эксперимент с целью выявления у детей обобщенных
представлений о нравственных качествах людей. Выявлено, что дети показывают недостаточно сформированные
обобщенные представления о нравственных качествах, особенно как
«ленивый» - 10%, «трудолюбивый» - 10%, «хороший» - 10%.
После констатирующего эксперимента с использованием тувинского
фольклора была проведена система занятий. На занятиях использовали такие
методы обучения, как рассказывание, беседа, пересказ, рисование сказочных
персонажей и др.
После контрольного эксперимента был проведен контрольный
эксперимент. Результаты контрольного эксперимента показали, что у детей
повысился уровень обобщенного представления о нравственных качествах
людей. Особенно хорошо понимают дети такие качества, как
«трудолюбивый» - 70%, «хороший» - 70%, «плохой» - 80%, «ленивый» -
70%.
Таким образом, наиболее эффективными педагогическими условиями,
способствующими формированию нравственных представлений у детей
старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с тувинским
фольклором, являются: систематическое целенаправленное использование
тувинского фольклора на занятиях и в процессе проведения с детьми
различных видов деятельности.
Итак, наши предположения подтвердились.
Рекомендации работникам детских дошкольных учреждений:
1. В условиях детских дошкольных учреждений необходимо
проводить целенаправленную систематическую работу по ознакомлению
детей с тувинским фольклором, развивать у них познавательный интерес и
эмоционально положительное отношение к ним.
2. Развивать нравственно - эстетические чувства.
3. Развивать у детей обобщенное представление о нравственных
качествах людей.
детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. В
настоящее время велика потребность общества в высокообразованных и
нравственно воспитанных гражданах. Поэтому формирование
подрастающего поколения, безусловно, необходимо начинать с дошкольного
возраста. Именно тогда закладываются основы формирования таких качеств,
как нравственность, порядочность, честность, преданность, трудолюбие,
культура межличностных отношений, толерантность, терпимость и др. В
основе их заложены общечеловеческие нравственные ценности. В этом
русле, выбранная нами тема является актуальной.
В предлагаемой выпускной квалификационной работе мы
проанализировали и описали особенности нравственных представлений
детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Хунчугеш» села ЭргиБарлык.
Эксперимент показал, что развитие нравственных представлений в
старшем дошкольном возрасте имеет свои особенности. В этом возрасте
ребенок восприимчив и легко внушаем, он уже хорошо и осмысленно может
усвоить смысл таких понятий как «можно и нельзя», «хорошо и плохо». В
целом в старшем дошкольном возрасте начинает складываться фундамент
или основы нравственных представлений будущего взрослого человека.
Систематическое использование тувинского фольклора на занятиях и в
процессе проведения с детьми различных видов деятельности, развитие
познавательного интереса детей к тувинскому фольклору - все это оказывает
глубокое влияние на формирование нравственных качеств ребенка.
В начальном этапе экспериментальной работы нами был проведен
констатирующий эксперимент с целью выявления у детей обобщенных
представлений о нравственных качествах людей. Выявлено, что дети показывают недостаточно сформированные
обобщенные представления о нравственных качествах, особенно как
«ленивый» - 10%, «трудолюбивый» - 10%, «хороший» - 10%.
После констатирующего эксперимента с использованием тувинского
фольклора была проведена система занятий. На занятиях использовали такие
методы обучения, как рассказывание, беседа, пересказ, рисование сказочных
персонажей и др.
После контрольного эксперимента был проведен контрольный
эксперимент. Результаты контрольного эксперимента показали, что у детей
повысился уровень обобщенного представления о нравственных качествах
людей. Особенно хорошо понимают дети такие качества, как
«трудолюбивый» - 70%, «хороший» - 70%, «плохой» - 80%, «ленивый» -
70%.
Таким образом, наиболее эффективными педагогическими условиями,
способствующими формированию нравственных представлений у детей
старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с тувинским
фольклором, являются: систематическое целенаправленное использование
тувинского фольклора на занятиях и в процессе проведения с детьми
различных видов деятельности.
Итак, наши предположения подтвердились.
Рекомендации работникам детских дошкольных учреждений:
1. В условиях детских дошкольных учреждений необходимо
проводить целенаправленную систематическую работу по ознакомлению
детей с тувинским фольклором, развивать у них познавательный интерес и
эмоционально положительное отношение к ним.
2. Развивать нравственно - эстетические чувства.
3. Развивать у детей обобщенное представление о нравственных
качествах людей.
Подобные работы
- Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-педагогические условия формирования нравственных представлений у старших дошкольников на материале фольклора
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ЛЭПБУКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическое развитие культуроведческой компетенции детей старшего дошкольного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения книжной культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Нравственное воспитание старших дошкольников посредством устного народного творчества
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



