Введение 3
Глава 1 Теоретические основы использования мультимедиа в обучении школьников английскому языку 5
1.1 Мультимедийные технологии в учебном процессе 5
1.2. Сущность и классификация мультимедийных программ 11
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Практические аспекты обучения школьников грамматике английского языка с использованием мультимедиа 23
2.1. Особенности обучения грамматике английского языка 23
2.2. Мультимедийные программы для обучения грамматике 28
Выводы по второй главе 43
Заключение 45
Список литературы 47
Приложение А 516
Сегодня в мире происходит значительная перестановка приоритетов в системе образования, на первый план выходят информационные технологии, которые позволяют использовать непрерывное образование, компетентностный подход и дистанционные формы обучения. Благодаря этим изменениям образовательные учреждения имеют возможности обучить школьников решению проблем и задач во всех сферах жизнедеятельности.
Компьютерные технологии помогли разнообразить образовательный процесс, сделать его более интересным, познавательным и увлекательным. Использование мультимедиа в школе привело к повышению уровня мотивации, позволяет индивидуализировать обучение и способствует дифференциации деятельности детей.
Использование мультимедиа на уроках английского языка позволяет учителю заинтересовать детей в изучении иностранного языка и лучше запомнить большое количество информации. Мультимедиа средства могут быть использованы для изучения каждого аспекта языка, в том числе и грамматического. На уроке с помощью мультимедийных средств создаются условия для практического овладения языком каждым ребёнком.
В разборе грамматического материала и закреплении его на практике главным помощником может служить мультимедиа, так как, изучая грамматику английского языка, обучающиеся сталкиваются со сложными грамматическими явлениями. Некоторые темы приходиться изучать долго и не всегда детям понятно их значения и употребления в речи, из-за этого возникают трудности во владении языком.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что тема «Использование мультимедийных программ при обучении школьников грамматике английского языка» является актуальной, так как с помощью мультимедиа учитель может выбрать различные методы и средства обучения иностранному языку, что дает возможность детям быстро запомнить материал и использовать его на практике.
Объектом выпускной квалификационной работы является процесс формирования грамматических навыков по иностранному языку у школьников.
Предметом исследования является методика использования мультимедийных средств обучения для формирования грамматических навыков английского языка у школьников.
Цель работы: изучить виды мультимедийных программ и их возможности при обучении школьников грамматике английского языка.
Для реализации данной темы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «мультимедиа»;
2. Рассмотреть классификации мультимедиа;
3. Изучить особенности обучения грамматике английского языка;
4. Проанализировать мультимедийные программы для формирования грамматических навыков по английскому языку у школьников;
5. Апробировать мультимедийные программы на уроках английского языка.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные мультимедийные программы могут быть использованы при обучении школьников грамматике английского языка.
В работе используются следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической научной литературы, синтез, обобщение, наблюдение.
Работа состоит из введения, двух глав (в первой главе рассмотрено понятие мультимедиа и представлены классификации мультимедийных программ, вторая глава посвящена особенностям обучения грамматике английского языка в школе и рассмотрению использования мультимедийных программ на уроке), заключения, списка литературы, который состоит из 42 источников русских и зарубежных авторов.
В настоящее время в школах для обучения используют мультимедийные технологии. Они являются одним из развивающих направлений информационных технологий. Понятие мультимедиа имеет множество определений. Изучив отечественную и зарубежную литературу, мы подобрали наиболее универсальное определение, где мультимедиа включает интеграцию более чем одной медиа-среды в интерактивной форме. Сюда входят: презентации, электронный учебник, анимационные ролики, игры, видеоприложения, аудиоприложения, мультимедиа-галереи, приложения для web.
Классификация мультимедиа разносторонняя. Выделяют образовательную мультимедиа, линейную и нелинейную мультимедиа и «Rich media».
В связи с развитием современных технологий, образовательный процесс меняет свою структуру. Внедрение мультимедийных технологий дает возможность образованию прейти на новый уровень. Мультимедийные программы предоставляют широкие возможности для изучения всех возможных предметов в школе, в том числе и английскому языку.
Внедрение мультимедийных программ в процесс обучения дает возможность создавать многообразие коммуникативно-речевых ситуаций, расширить объем аудио информации, обеспечить высокую интерактивность, обучать всем видам речевой деятельности, расширить знания обучающихся о культуре страны изучаемого языка, обеспечить обратную связь. Внедрение мультимедийных программ зависит в первую очередь от оснащенности школ и желания учителя использовать мультимедиа технологии на уроке. При использовании мультимедиа, роль учителя существенно меняется. Учитель становится наставником, основной задачей которого является поддержка и направление личности обучающихся.
Использование мультимедийных программ на уроках помогает школьникам решать много задач, одновременно работать с разными аспектами языка, обрабатывая и изучая огромное количество информации за короткое время. Использование таких программ помогает детям эффективно развивать интеллектуальный потенциал. Для учителя данные программы расширяют возможности использования форм, методов и средств обучения. Такие программы позволяют организовать обучение на высшем уровне. Обучающиеся получают реальные возможности для развития своих творческих способностей. Главным плюсом данных программ является повышение мотивации у школьников.
Рассмотренные мультимедийные программы «LPT Grammar», «English Grammar in Use», «Bridge to English», «English Grammar and Vocabulary for Kids» и «Plusls» позволяют работать над изучением всех аспектов языка, в том числе и грамматического. Позволяют осуществлять работу на любом этапе изучения грамматики, поэтому их практическое использование на уроках английского языка позволит повысить эффективность процесса обучения.
Урок с использованием мультимедийных программ окажет только позитивное влияние на детей, активизирует их мотивацию, поможет им в овладении языком. Мультимедийный урок поможет им без труда освоить трудный материал, предоставит задания для отработки и закрепления знаний и исправит ошибки, если они есть. Безусловно, мультимедиа программы - это хороший помощник на уроке не только для учителя, но и для обучающегося.
1. Акатьев В.А. Классификация мультимедиа [Электронный ресурс].
URL: https://studfile.net/preview/6212555/page:3/ (дата обращения: 13.12. 2019).
2. Бент Б. Андерсен. Мультимедиа в образовании. - М.: Изд-во «Дрофа», 2016. - 224 c.
3. Берестова В. И., Ларина Е.В. Какими бывают мультимедиа-приложения и средства их разработки [Электронный ресурс] // Электронный журнал «personal». URL: https://www.top-personal.ru/officeworkissue.htmU21 (дата обращения: 16.11.2019).
4. Биркина Л. Мультимедийные программы - программные средства
[Электронный ресурс] // URL http://www.myshared.ru/slide/1067496
(дата обращения: 15.11.2019).
5. Богатырёва М.А. Мультимедийные технологии в обучении иностранным языкам // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2010. - №10. - С. 114-124.
6. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // URL: https://www.vedu.ru/bigencdic/10914/ (дата обращения: 12.12.2019).
7. Грин Н.В. Мультимедиа как средство медиаобразования при обучении английскому языку младших школьников // В мире научных открытий. - 2013. - № 3. - С. 26-35.
8. Дьяконова А.А. Использование видео на уроках английского языка // Педагогические науки. - 2014. - № 6. - С. 1-5.
9. Жук Ю.А. Информационные технологии: мультимедиа. - Санкт- Петербург: Изд-во «Лань», 2020. - 208 с.
10.Зазнобина Л.С. Оснащение школы техническими средствами в современных условиях. - М.: «Изд-во» Перспектива, 2000. - 78 с.
11.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Изд-во «Асайеша», 2005. - 189 с.
12. Иванова М.Е. Мы играем в английский. - М.: Изд-во «Перо», 2011. - 129 с.
13. Игра [Электронный ресурс] // Википедиа. URL: https://ru.qwe.wiki/wiki/
Game (дата обращения: 02.11.2019).
14. Использование виртуальной и дополненной реальности в школе [Электронный ресурс] // Комплектант. URL:https://fgoskomplekt.ru/blog/kak-ispolzuetsya-virtualnaya-i-dopolnennaya-realnost-v-shkole-/ (дата обращения: 15.10. 2019).
15. Катунин Г.П. Основы мультимедийных технологий. - М.: Изд-во «Лань», 2018. - 208 с.
16. Классификация мультимедиа приложений // Прикладные
информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. URL: https://www.sites.google.com/site/prikladnye/materialy (дата обращения13.11.19).
17. Кольцова О.А. Использование мультимедийных средств обучения учащихся школы на уроках английского языка // Английский язык. Всё для учителя. - 2016. - № 3. - С. 10-16.
18. Лазарева О.С. Информационные технологии в преподавании
иностранного языка // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - №7. - С.207-210.
19. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского. - М.: Изд-во
«Дрофа», 2005. - 254 с.
20. Мультимедийные программы [Электронный ресурс]. URL: http://900igr.net/rezentatsii/informatika/Tipy-programmnogo-obespechenija/006-Multimedijnye-programmy.html (дата обращения: 15.12.2019).
21. Мультимедийные программы [Электронный ресурс] // Электронная библиотека книг «lawbooks.news». URL: https://lawbooks.news/informatika_961/programmnyie-sredstva-multimedia-62199.html (дата обращения: 04.02.2020).
22. Насибулина В. Электронный учебник в образовательном процессе [Электронный ресурс]. URL: https://pandia.ru/text.php (дата обращения: 15.10.2019).
23. Основные понятия мультимедийных приложений [Электронный ресурс] //
Интернер помощник. URL: https://helpiks.org/8-64372.html (дата
обращения: 12.12.2019).
24. Подходы и методы обучения грамматике английского языка
[Электронный ресурс] // Учительский портал «uchportal.ru». URL:
https://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-7511 (дата обращения: 04.02.2020).
25. Понятие и виды анимации [Электронный ресурс]. URL:
https://24ikt.ru/Flash/master2/html/default.php (дата обращения: 01.11.2019).
26. Понятие «мультимедиа» [Электронный ресурс]. URL: http://files.school-collection. edu. ru/dlrstore/a3 a9d255-b6ce-49d5-afe1 -62dabaddd3 a5/lect1. htm/lect1.htm (дата обращения: 13.10.2019).
27. Розина И. Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуника¬ция: теория и практика. - М.: Изд-во «Логос», 2005. - 437 с.
28. Сакаева Л.Р. Методика обучения иностранным языкам. - Казань: Изд-во. «КФУ». 2016. - 189 с.
29. Синельников А.П. Психология обучения иностранным языкам. - Харьков: Изд-во «Основа», 2009. - 128 с.
30. Скрипникова Т.И. Теоретические основы методики обучения
иностранным языкам. - Владивосток: Электронное издание, 2017. - 134 с.
31. Смолянинова О. Г, Гафурова Н. В. Мультимедиа технология. Основные понятия, представление мультимедийной информации, функции и области применения [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Пятифан». URL: http://5fan.ru/wievjob.php (дата обращения: 16.10.2019).
32. Стариков Д.А. О понятии мультимедиа технологии и их использовании в образовательном процессе // Науки об образовании. - 2007. - № 6. - С.6-17.
33. Соболева А.В. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам. - Челябинск: Изд-во «Два комсомольца», 2013. - 123 с.
34. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной образовательной школе: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2004. - 416 с.
35.Чебушев Г. С. Современные средства мультимедиа и их применение. -
2019. - № 20. - С. 44-47.
36. Bent B. Andresen Multimedia in Education. - Washington DC: «UNESCO». 2013. - 141 р.
37. Carlson S. and Gadio C. T. Teacher Professional Development in the Use of Technology. - Washington DC: Academy for Educational Development and Paris: UNESCO, 2002. - 8 p.
38. Ghosh A. Multimedia Technologies. - Boston. «Ebook First Edirion». 2012. -
124 p.
39. Halliday M.A.K. An Introduction to Functional Grammar. - London: «Arnold». 1985. - 387 p.
40. Kazuki Nishi. Multimedia. - Tokyo, 2010. - 207 p.
41. Lexico [Электронный ресурс]. URL: https:// www.lexico.com/en/definition/video_film (дата обращения: 14.12.2019).
42. Mustafaeva N.I. The use of multimedia technologies in teaching foreign languages // Молодой ученый. - 2017. - № 14. - P. 724-730.