Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Работа №162256

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы47
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Понятие двигательной сферы и ее формирование при нормальном
онтогенезе 6
1.2. Развитие двигательной сферы у дошкольников с ограниченными
возможностями здоровья 9
1.3. Современные подходы к коррекции двигательных нарушений 14
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1. Цель, задачи и организация экспериментального изучения 20
2.2. Диагностические задания экспериментального изучения 21
2.3. Анализ результатов экспериментального изучения 24
ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
3.1. Цель, задачи и организация экспериментального обучения 27
3.2. Логопедическая работа по развитию двигательной сферы
дошкольников с нарушениями речи
3.2.1. Развитие артикуляционной моторики 29
3.2.2. Развитие мелкой моторики 31
3.2.3. Развитие общей моторики 32
3.3. Контрольный эксперимент 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

По данным литературы у 90% детей с нарушениями речи наблюдаются нарушения в двигательной сфере. Чем раньше выявить эти нарушения, тем легче их устранить или сделать менее выраженными. Проблемой двигательной сферы у детей с ОВЗ занимались И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. Так же об этом писали многие физиологи: М. М. Безруких, В. В. Зайцева, В. Д. Сонькин и другие. Все они говорили о важности изучения двигательной сферы у детей с нарушениями речи, об их связях и о возможных решениях этой проблемы. У детей с речевыми нарушениями наблюдается отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, у которых эти нарушения отсутствуют. Это отставание заметно уже в дошкольном возрасте, и если с ребенком с речевыми нарушениями не заниматься, то проблема усугубляется, и в школьном возрасте проявляется более заметно. Дети тяжелее обучаются письму из -за недостаточного развития мелкой моторики, также им трудно обслуживать себя, что является преградой для нормальной жизни. Все это доказывает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
В современном мире проблемы с физическим развитием испытывают дети, как при наличии речевых нарушений, так и при их отсутствии. Это обуславливается тем, что детские подвижные игры ушли на второй, а может быть и третий план. Сейчас на первом месте у детей и родителей стоят компьютеры и телефоны. Безусловно, интерактивные игры и развивающие программы это большой шаг в развитии ребенка. Но при этом у детей нет потребности в движениях, общение происходит сидя на одном месте по несколько часов, поэтому о каком физическом развитии может идти речь. Дети, которые не испытывают речевые нарушения, приходя в детский сад , на ровне с логопатами учатся держать ложку, вилку, карандаши, прыгать на разных ногах, только потому что родители не обучили этому дома, а давали только смотреть мультики и развивали его только при помощи компьютера.
Поэтому для физического развития детей (как при отсутствии речевых нарушений, так и при их наличии) нужно создавать определенные условия для формирования навыков самообслуживания, письма и физическом развитии в целом.
Объект изучения: состояние двигательной сферы у дошкольников с нарушениями речи.
Предмет изучения: коррекционная работа, направленная на
формирование двигательной сферы у дошкольников с нарушениями речи.
Цель изучения: формирование двигательной сферы дошкольников с нарушениями речи.
Задачи изучения:
1. Изучить литературу по проблеме функционирования двигательной сферы у детей с нарушениями речи.
2. Провести экспериментальное изучение двигательной сферы (артикуляционной, мелкой и общей моторики) у детей с нарушениями речи.
3. Формирование артикуляционной, мелкой и общей моторики у детей с нарушениями речи.
Гипотеза: для развития двигательной сферы детей с нарушениями речи характерно ряд специфических особенностей: есть нарушения в артикуляции, мелкой моторике и общей моторике. Использование специальных современных подходов (логопедическая кукла, су-джок терапия, фитбол- гимнастика) позволяет повысить коррекционное воздействие.
Методы изучения:
• Анализ литературы;
• Анализ педагогической и медицинской документации;
• Констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент;
• Количественный и качественный анализ полученных результатов;
Экспериментальная работа проводилась в МБДОУ детский сад №103 в период с 1 октября 2019 года по 15 марта 2020 года. Задания на изучение и развитие двигательной сферы были направлены на артикуляционную, мелкую и общую моторику. Подобранные задания можно использовать не только в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, но и с детьми с нормой психофизического развития.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив литературу по выбранной теме, мы выяснили, что у 90% детей с нарушениями речи наблюдаются нарушения в двигательной сфере. Чем раньше выявить эти нарушения, тем легче их устранить или сделать менее выраженными. Данной проблемой двигательной сферы у детей с ОВЗ занимались многие дефектологи, а так же физиологи. Все они говорили о важности изучения двигательной сферы у детей с нарушениями речи, об их связях и о возможных решениях этой проблемы. У детей с речевыми нарушениями наблюдается отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, у которых эти нарушения отсутствуют. Дети тяжелее обучаются письму из-за недостаточного развития мелкой моторики, также им трудно обслуживать себя, что является преградой для нормальной жизни. Все это доказывает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Мы подробно изучили формирование, развитие и нарушения артикуляционной, мелкой и общей моторики. Для этого нами были подобраны серии упражнений на диагностику трех сторон двигательной сферы. Эти упражнения показали нам, что у детей с различными нарушениями речи в дошкольном возрасте наблюдаются так же и нарушения в движениях.
Что касается артикуляции, в основном это самые низкие показатели. Потому что, как правило, при нарушении речи страдает артикуляционный аппарат. Соответственно детям с заиканием, дизартрией и общим недоразвитием речи упражнения (статические и динамические) даются тяжело.
Как показало наше исследование, мелкая и общая моторика так же нарушена у всех детей с речевыми нарушениями. Ограниченность движений проявляется в разной степени в зависимости от тяжести диагноза.
Все стороны двигательной сферы важны, в первую очередь, для нормальной жизнедеятельности. Любое двигательное нарушение, не зависимо от его степени, так или иначе, влияет на работоспособность, возможность в самообслуживании, передвижении и в целом на жизнь человека.
Если у ребенка есть речевое нарушение, мы должны обратить внимание на его общее развитие. В первую очередь это касается двигательной сферы. Чем раньше будет оказана помощь в коррекции двигательной сферы, тем больше вероятность того, что ребенок сможет нормально передвигаться и не чувствовать себя неполноценным.
Для решения данной проблемы, мы изучили современные подходы к коррекции двигательной сфере у дошкольников с нарушениями речи. Так как методов оказалось много, мы отобрали именно те, которые было бы возможно реализовать в дошкольном учреждении. Для развития артикуляционной моторики мы использовали логопедическую куклу. В своей работе специалисты сталкиваются с такой проблемой как необходимость разнообразить занятие, или удержать внимание ребенка. Для решения этих проблем была предложена специальная логопедическая кукла: это мягкая игрушка 50-60 см в высоту, большую часть которой составляет голова. Для управления языком куклы есть отверстие со стороны затылка. На занятиях мы предлагали детям сыграть в театр, где режиссером будет наша кукла. Актеры внимательно смотрели и повторяли движения за куклой.
Для развития мелкой моторики мы использовали су-джок терапию (южно-корейский профессор Пак Чже Ву). Сама по себе терапия представляет собой проработка рефлекторных точек кистей и стоп. Её так же используют при плохой подвижности пальцев рук. Это процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, и поднимает настроение ребенку, то есть выполняет не только физическое воздействие, но и эмоциональное. Мы применяли массажеры су-джок в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.
Для развития общей моторики мы использовали такой современный метод, как фитбол-гимнастика. Она проводится на больших разноцветных мячах, при этом диаметр зависит от возраста; в нашем случае это были мячи с диаметром 45 см. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и кожного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений с фитболом, в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект занятий. Фитбол-гимнастика позволяет решать самые разные оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи, поэтому как современная форма занятий, безусловно, имеет преимущество перед традиционными подходами.
Для доказательства эффективности проведенной коррекционной работы в середине марта 2020 года был проведен контрольный эксперимент, в котором приняли участие те же дети, с которыми проводилось экспериментальное обучение. Для контрольного эксперимента были отобраны только те задания, при выполнении которых дошкольники испытывали значительные трудности: задания на изучение артикуляционной и мелкой моторики.
Как показывают результаты контрольного эксперимента, все дети (с заиканием и дизартрией) поднялись на более высокий уровень развития по состоянию артикуляционной, мелкой и общей моторики. Так же педагоги и работающее с детьми отмечали, что дети стали более активными, инициативными, сами идут на контакт и пытаются повторить упражнения без ошибок, то есть появился самоконтроль. Все это доказывает эффективность проводимой работы и выдвинутой гипотезы.


1. Александрова, Е.В. Фитбол-гимнастика, атлетическая гимнастика, БОС-терапия для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебное пособие / Е. В. Александрова. - Москва, 2017. - 219 с.
2. Асташина, И. В. Логопедические игры и упражнения для детей / И.В. Асташина. - М., 2015. - 192 с.
3. Бадалян, Л.О. Детская неврология [Электронный ресурс]. - http://pedlib.rU/Books/3/0459/3 0459-1.shtml
4. Безруких, М. М. Возрастная физиология: (Физиология развития
ребенка): учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
М. М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. — М., 2003. — 416 с.
5. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И.
Бельтюков. - М., 1964. - 91 с.
6. Белякова, Л. И. Логопедия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М., 2009. - 286 с.
7. Бобылева, Т. А. Коррекция двигательной сферы учащихся, имеющих задержку психического развития / Т. А. Бобылева. - Екатеринбург, 2002. - 219 с.
8. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика : метод.пособие / Т. В. Буденная. - СПб.,2001. - 60 с.
9. Бурачевская, О.В. Развитие пространственного гнозиса и праксиса у дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская. - СПб., 2015. - 129 с.
10. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Электронный ресурс]. - http://pedlib.ru/Books/6/0192/6 0192-1.shtml
11. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учеб.-метод. пособие / Г. А. Волкова. - СПб., 2003. - 133 с.
12. Волкова, Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Кн. для логопедов / Г. А. Волкова. - СПб., 2003. - 229 с.
13. Выготский, Л.С. Основы дефектологии[Электронный ресурс]. - http://pedlib.rU/Books/1/0453/1 0453-1.shtml
14. Дмитриев, А. А. Коррекционно-педагогическая работа
по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением
интеллектуального развития : учеб.-метод. пособие / А. А. Дмитриев. - М., 2004. - 222 с.
15. Дубровинская, Н. В. Психофизиология ребенка:
Психофизиологические основы детской валеологии: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. - М., 2000. - 144 с....42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ