Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение зрительной произвольной памяти у младших школьников

Работа №162221

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы30
Год сдачи2024
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МОУ СШ №14 «Зеленый шум» г. Волжского Волгоградской области.
Есть приложение.

Введение…………………………………………………….……………..3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей зрительной произвольной памяти у детей младшего школьного возраста………..…………..5
1.1. Понятие зрительной произвольной памяти в психологии…5
1.2. Возрастные особенности развития зрительной произвольной памяти младших школьников …9
Выводы по первой главе…………………………….15
Глава 2. Эмпирическое исследование зрительной произвольной памяти у младших школьников…16
2.1. Организация и методы исследования зрительной произвольной памяти у младших школьников…16
2.2. Анализ результатов диагностики зрительной произвольной памяти у младших школьников…20
2.3. Задания и упражнения по развитию зрительной произвольной памяти у младших школьников…23
Выводы по второй главе………………………26
Заключение……………………………………………………………….27
Список используемой литературы…29
Приложения………………………..……………………………………..31

Актуальность исследования. Проблема, касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания информации является одной из актуальных проблем 21 века. Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
И.М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память — это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый, — уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». [16]
Особо важную роль память играет в учебной работе. В связи с увеличением нагрузки на процессы запоминания, сохранения и воспроизведения той или иной информации в школе, необходимо контролировать такой психический процесс как память начиная с младшего школьного возраста. Согласно ФГОС НОО обучающиеся должны уметь запоминать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, овладевать определениями понятий и впоследствии использовать их, уметь применять на практике изученные правила и т.д. Поэтому педагогически важно развивать у обучающихся хорошую память.
Изучением памяти занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Механизмы памяти и различные виды памяти - моторную, эмоциональную, образную, словесно - логическую, подробно изучили П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Дж. Брунер, Ж. Пиаже. Большой вклад в развитие процессов произвольного и непроизвольного запоминания внесли П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др. Значение социокультурных факторов в формировании высших форм памяти исследовали П. Жане. Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцекер – основатели одной из первых психологических теорий памяти – ассоциативной теории. Автором монографии «Развитие памяти» является А.Н. Леонтьев. Особенности запоминания в младшем школьном возрасте изучались А.А. Смирновым, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьевым и другими выдающимися отечественными психологами. [25] Также в работе используется определение «памяти», сформулированное Е.И. Роговой, анализируется труд Р.С. Немова «Теории и законы памяти».
Вот почему изучение особенностей памяти младших школьников, а также определение путей и способов развития произвольной памяти в этом возрасте представляют собой актуальную психолого-педагогическую проблему.
Цель исследования – изучить особенности зрительной произвольной памяти у младших школьников.
Объект исследования – произвольная память у младших школьников.
Предмет исследования – развитие произвольной памяти у младших
школьников в учебной деятельности.
Гипотеза: развитие произвольной памяти младших школьников будет более успешным, если выявить группы младших школьников с недостаточным уровнем развития произвольной памяти и создать психолого-педагогические условия для развития этого познавательного процесса.
Задачи:
- проанализировать теоретические основы изучения особенностей зрительной произвольной памяти у детей младшего школьного возраста;
- охарактеризовать возрастные особенности развития зрительной произвольной младших школьников;
- подобрать методы и провести эмпирическое исследование зрительной произвольной памяти у младших школьников;
- проанализировать результаты зрительной произвольной памяти у младших школьников;
- описать задания и упражнения, разработать занятие по зрительной произвольной памяти у младших школьников
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические.
Практическая значимость данной работы заключается в реализации программы развития произвольной памяти и практических рекомендаций, которые могут быть использованы учителями начальных классов с целью развития произвольной памяти у младших школьников.
База исследования: МОУ СШ №14 «Зеленый шум» г. Волжского Волгоградской области.
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. На основе учебной деятельности в младшем школьном возрасте формируются два основных психологических новообразования – произвольность психических процессов и внутренний план действий. В процессе учения дети овладевают также приемами произвольного запоминания и воспроизведения.
Для развития памяти младших школьников необходимо целенаправленная, систематическая работа по организации психолого-педагогического сопровождения. В контексте разработанной модели была разработана программа психолого-педагогического сопровождения развития зрительной произвольной памяти младших школьников. В структуре модели мы выделили несколько структурных блоков (целевой, диагностический, коррекционный, аналитический, результативный).
В данной курсовой работе был выполнен ряд поставленных задач. Были освоены теоретические знания об особенностях зрительной произвольной памяти у младших школьников:
- Изучены терминологические понятия зрительной произвольной памяти у младших школьников;
- Изучены особенности зрительной произвольной памяти у младших школьников.
Были изучены возможности психолого-педагогической диагностики:
- Перечислены методики диагностики уровня развитости зрительной произвольной памяти у младших школьников;
- Были изучены материалы для проведения эмпирического исследования зрительной произвольной памяти у младших школьников.
В приложении к курсовой работе прикреплены иллюстрации на тему зрительной произвольной памяти у младших школьников.
По каждой главе были написаны выводы, в конце курсовой работы написано заключение, как итог о проделанной работе.



1. Башкирова, М. Л., Миннева, В. Д., Садовский, В. М. Формирование произвольной зрительной памяти младших школьников: психологические и педагогические аспекты. Вестник Российского педагогического университета им. А. И. Герцена, 2019, № 198, с. 225-240
2. Бородина, Н. В., Галямова, Н. А. Особенности развития зрительной памяти у первоклассников с разным уровнем успеваемости. Педагогическое образование и наука, 2017, № 2, с. 97-103. [Электронный ресурс] – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29856984 (дата обращения: 26.12.2023)
3. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлон. – М.: Просвещение, 1967. – 164 с.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь /Л. С. Выготский. — Собр. соч. Т.2. – М.: "Просвещение", 1982. — 91 с.
5. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников [Текст] / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. – М.: Просвещение, 1985. – 72 с.
6. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] / П. Я. Гальперин. – М., 1976. – 196 с.
7. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М. В. Гамезо. – М., 1984. – 230 с.
8. Давыдов, В. В. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / В. В. Давыдов. – М., 1999. – 669 с.
9. Диагностика памяти младших школьников [Электронный ресурс] – URL: https://multiurok.ru/files/diaghnostika-pamiati-mladshikh-shkol-nikov.html (дата обращения: 26.12.2023)
10. Дорофеев, Н. Н., Колесникова, Ю. В., Власова, А. А. Особенности формирования продуктивной зрительной памяти у младших школьников. Инновационная наука, 2019, № 4-2, с. 1-5.
11. Е.Ф. Иванова Теория памяти Г.К. Середы как развитие идей школы П.И. Зинченко // Культурно-историческая психология 2018. Том. 5, № 2. С. 23–37.
12. Значение и возможности использования игры для развития памяти детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] – URL: http://www.scienceforum.ru/2013/12/6289 (дата обращения: 26.12.2023)
13. Зрительная память [Электронный ресурс] – URL: https://rubicon77.ru/stati/zritelnaya-pamyat/ (дата обращения: 26.12.2023)
14. Зрительная память. Развитие зрительной памяти. – Битрейника [Электронный ресурс] – URL: https://b-trainika.com/blog/zritelnaya-razvitie-zritelnoj/#:~:text=Под%20зрительной%20памятью%20мы%20понимаем,на%20местности%20и%20распознаем%20предметы (дата обращения: 26.12.2023)
15. Зрительная память: что это такое, виды и диагностика, как развить [Электронный ресурс] – URL: https://ponervam.ru/zritelnaya-pamyat.html (дата обращения: 26.12.2023)
16. Зрительная произвольная память [Электронный ресурс] – URL: https://studopedia.su/17_11469_zritelnaya-proizvolnaya-pamyat.html (дата обращения: 26.12.2023)
17. Изучение и коррекция произвольной памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс] – URL: file:///D:/Загрузки/izuchenie-i-korrekciya-proizvolnoi-pamyati-uchaschihsya-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoi-psihicheskogo-razvitiya.pdf (дата обращения: 26.12.2023)
18. Краткий психологический словарь. Ответственность, под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского Ростов н/Д., 237 с. 2019.
19. КРАТКОВРЕМЕННАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И МЕХАНИЗМЫ [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kratkovremennaya-zritelnaya-pamyat-fenomenologiya-i-mehanizmy (дата обращения: 26.12.2023)
20. МЕТОДИКА ПРОИЗВОЛЬНАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ [Электронный ресурс] – URL: https://pedportal.net/po-tipu-materiala/k-attestacii/metodika-proizvol-naya-zritel-naya-pamyat-296694 (дата обращения: 26.12.2023)
21. Н.В. Репкина Память в учебной деятельности школьника // Культурно-историческая психология 2018. Том. 5, № 2. С. 86–94.
22. Основы общей психологии. С.Л. Рубинштейн СПб.: Питер, 720 с. 2019
23. Особенности развития запоминания у современных младших школьников. Современные научные исследования и инновации [Электронный ресурс] – URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/12/76393 (дата обращения: 26.12.2023)
24. Понятие о зрительной памяти, его основные характеристики [Электронный ресурс] – URL: http://doshkolnik.ru/psihologiya/510-ponyatie-o-zritelnoiy-pamyati-ego-osnovnye-harakteristiki.html (дата обращения: 26.12.2023)
25. Психологический словарь, В.И. Селиванов М.: Педагогика, 2018, 209 с.
26. Развитие памяти дошкольника [Электронный ресурс] – URL: http://konstantin-lis.ucoz.ru/publ/razvitie_pamjati_doshkolnika/1-1-0-14 (дата обращения: 26.12.2023)
27. Развитие памяти у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности [Электронный ресурс] – URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/3588/1/10Mysina.pdf (дата обращения: 26.12.2023)
28. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 2000. – 712 с.
29. Сборник познавательных игр и упражнений по развитию памяти у младших школьников [Электронный ресурс] – URL: https://multiurok.ru/files/sbornik-poznavatelnykh-igr-i-uprazhnenii-po-razvit.html (дата обращения: 26.12.2023)
30. Шипова Л. В. Познавательные процессы у детей с умственной отсталостью : учебное пособие. Саратов, 2018. 60 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ