Правовое регулирование страховании военнослужащих в Российской Федерации
|
Введение 3
Глава 1. Основы организации обязательного государственного
страхования жизни и здоровья военнослужащих Российской Федерации 7
1.1 Правовая сущность страхования 7
1.2 Правовые основы организации обязательного государственного
страхования военнослужащих в Российской Федерации 20
Глава 2. Организация обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих 34
2.1 Обязательное страхование жизни и здоровья военнослужащих 34
2.2 Возмещение военнослужащим иного причиненного вреда 46
2.3. Совершенствование правового регулирования страхования военнослужащих 59
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 74
Глава 1. Основы организации обязательного государственного
страхования жизни и здоровья военнослужащих Российской Федерации 7
1.1 Правовая сущность страхования 7
1.2 Правовые основы организации обязательного государственного
страхования военнослужащих в Российской Федерации 20
Глава 2. Организация обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих 34
2.1 Обязательное страхование жизни и здоровья военнослужащих 34
2.2 Возмещение военнослужащим иного причиненного вреда 46
2.3. Совершенствование правового регулирования страхования военнослужащих 59
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 74
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что обязанности, возложенные на государственных служащих военной и правоохранительной служб, подлежащих обязательному государственному страхованию, а также необходимость соблюдения такого конституционного принципа, как обеспечение баланса частных и публичных интересов, требуют того, чтобы указанные лица имели право на получение денежной компенсации в результате причинения вреда жизни и здоровью в повышенном размере по сравнению с той, что установлена для лиц, осуществляющих трудовую деятельность более безопасным способом.
Военная служба представляет собой достаточно сложное социальное и правовое явление, формирующее основу деятельности и функционирования части государственной системы безопасности от внешних и внутренних угроз. Ее прохождение связано с противостоянием агрессии, защитой территориальной целостности и суверенитета государства, борьбой с преступностью, поддержанием общественного спокойствия, законности и правопорядка, решением ряда иных специфических задач, обусловленных особенностями условий их возникновения, и требует четких, скоординированных действий и особой психологической готовности исполнителей. Спецификой служебной деятельности военнослужащих обусловливается безоговорочное решение возложенных на них задач в любых условиях, в том числе связанных с риском для жизни.
В связи с этим, а также принимая во внимание обширный контингент населения Российской Федерации, включенного в сферу действия военно-служебного законодательства, возникла необходимость формирования отдельного целевого направления государственной политики в области оказания и социальной помощи указанной категории граждан, а именно их обязательное страхование со стороны государства.
Страхование военнослужащих является частью единой государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование указанной категории граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
В целях исполнения обязанности государства заботиться о таких конституционно значимых категориях работников, как государственные служащие военной и правоохранительной служб, законодатель ввел обязательное государственное страхование их жизни и здоровья, а также специальный порядок его финансирования из средств федерального бюджета, направляемых соответствующим министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти.
Возрастающий риск причинения вреда здоровью военнослужащих требует от государства адекватных мер, обеспечивающих социальную защищенность указанных категорий граждан. В каждой цивилизованной стране такая позиция государства является основным критерием организации социальной защиты военнослужащих в отношении их жизни и здоровья.
Российская система социальной защиты военнослужащих представляет собой сложную систему, состоящую из совокупности относительно обособленных элементов, одним из которых является обязательное государственное страхование. Результаты его функционирования, несомненно, положительны. Многолетняя практика проведения обязательного государственного страхования в России и опыт страхования военнослужащих зарубежных государств дают достаточное количество информации, требующей глубокого анализа и всестороннего осмысления, что и определило актуальность избранной темы.
Исходя из актуальности темы, цель работы состоит в изучении института обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Российской Федерации, в анализе нормативно-правовой базы, регламентирующей страхование военнослужащих, а также в выработке рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации в данной области.
Достижение указанной цели осуществлялось путем решения следующих
задач:
- раскрыть правовую сущность страхования;
- раскрыть цели, задачи и содержание обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
- изучить организацию обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
- проанализировать правовую основу обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
-выявить проблемы правового регулирования обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
- определить направления совершенствования законодательного в указанной области;
-внести рекомендации по устранению выявленных недостатков.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих
Предметом исследования является совокупность нормативных правовых актов, регулирующие обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих Российской Федерации.
Методы исследования - исторический, логический, правовой, метод синтеза и анализа нормативно-правовых актов.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации , Гражданский Кодекс РФ , Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» , Федеральный закон от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральный закон от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ «О страховании» и другие.
Работа выполнена на основе изучения трудов представителей общей теории гражданского права и страхования, таких как Федорова С.В., Климова Р.Н., С.А. Михайлова, А.А. Балябиной и других.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования в дальнейшем могут быть использованы при совершенствовании российского законодательства; в научно-исследовательской и преподавательской работе, а также при подготовке курсов государственного, трудового и семейного права.
Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами, включает введение, две главы, объединяющие пять параграфов, заключение, список использованных источников и литературы и приложения.
Военная служба представляет собой достаточно сложное социальное и правовое явление, формирующее основу деятельности и функционирования части государственной системы безопасности от внешних и внутренних угроз. Ее прохождение связано с противостоянием агрессии, защитой территориальной целостности и суверенитета государства, борьбой с преступностью, поддержанием общественного спокойствия, законности и правопорядка, решением ряда иных специфических задач, обусловленных особенностями условий их возникновения, и требует четких, скоординированных действий и особой психологической готовности исполнителей. Спецификой служебной деятельности военнослужащих обусловливается безоговорочное решение возложенных на них задач в любых условиях, в том числе связанных с риском для жизни.
В связи с этим, а также принимая во внимание обширный контингент населения Российской Федерации, включенного в сферу действия военно-служебного законодательства, возникла необходимость формирования отдельного целевого направления государственной политики в области оказания и социальной помощи указанной категории граждан, а именно их обязательное страхование со стороны государства.
Страхование военнослужащих является частью единой государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование указанной категории граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
В целях исполнения обязанности государства заботиться о таких конституционно значимых категориях работников, как государственные служащие военной и правоохранительной служб, законодатель ввел обязательное государственное страхование их жизни и здоровья, а также специальный порядок его финансирования из средств федерального бюджета, направляемых соответствующим министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти.
Возрастающий риск причинения вреда здоровью военнослужащих требует от государства адекватных мер, обеспечивающих социальную защищенность указанных категорий граждан. В каждой цивилизованной стране такая позиция государства является основным критерием организации социальной защиты военнослужащих в отношении их жизни и здоровья.
Российская система социальной защиты военнослужащих представляет собой сложную систему, состоящую из совокупности относительно обособленных элементов, одним из которых является обязательное государственное страхование. Результаты его функционирования, несомненно, положительны. Многолетняя практика проведения обязательного государственного страхования в России и опыт страхования военнослужащих зарубежных государств дают достаточное количество информации, требующей глубокого анализа и всестороннего осмысления, что и определило актуальность избранной темы.
Исходя из актуальности темы, цель работы состоит в изучении института обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Российской Федерации, в анализе нормативно-правовой базы, регламентирующей страхование военнослужащих, а также в выработке рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации в данной области.
Достижение указанной цели осуществлялось путем решения следующих
задач:
- раскрыть правовую сущность страхования;
- раскрыть цели, задачи и содержание обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
- изучить организацию обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
- проанализировать правовую основу обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
-выявить проблемы правового регулирования обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;
- определить направления совершенствования законодательного в указанной области;
-внести рекомендации по устранению выявленных недостатков.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих
Предметом исследования является совокупность нормативных правовых актов, регулирующие обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих Российской Федерации.
Методы исследования - исторический, логический, правовой, метод синтеза и анализа нормативно-правовых актов.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации , Гражданский Кодекс РФ , Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» , Федеральный закон от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральный закон от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ «О страховании» и другие.
Работа выполнена на основе изучения трудов представителей общей теории гражданского права и страхования, таких как Федорова С.В., Климова Р.Н., С.А. Михайлова, А.А. Балябиной и других.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования в дальнейшем могут быть использованы при совершенствовании российского законодательства; в научно-исследовательской и преподавательской работе, а также при подготовке курсов государственного, трудового и семейного права.
Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами, включает введение, две главы, объединяющие пять параграфов, заключение, список использованных источников и литературы и приложения.
Опыт военных реформ в нашей стране и других государствах свидетельствует, что государственная идеология военной реформы должна исходить из того, что жизнь военнослужащих - государственная ценность, их личные свободы неприкосновенны, а неизбежные ограничения прав и свобод, риски, обусловленные особенностями военной службы, должны компенсироваться дополнительными правами и льготами, престижностью военной службы. В связи с этим повышение социального статуса военнослужащих рассматривается в качестве неотъемлемой, составной части военной реформы. Страховая защита военнослужащего - это такая же необходимость военной политики, как совершенствование вооружения и военной техники, обеспечения войск материальными ресурсами, развитие военной науки.
Сильная и эффективная государственная социальная политика в отношении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей - единственно реальный путь утверждения престижности военной службы в обществе.
Возрастающий риск причинения вреда здоровью военнослужащих требует от государства адекватных мер, обеспечивающих социальную защищенность указанных категорий граждан. В каждой цивилизованной стране такая позиция государства является основным критерием организации социальной защиты военнослужащих в отношении их жизни и здоровья.
Страхование военнослужащих является частью единой государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование указанной категории граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Исчерпывающий перечень страховых случаев по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих определен в ст. 4 Федерального закона от 28.03.98г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции». Другими словами, в данной статье определены те случаи, при наступлении которых сами военнослужащие (в случае их смерти - выгодаприобретатели) получают право на определенные страховые суммы.
К страховым случаям, предусмотренные п.1 ст. 18 Федерального закона, относятся:
- страхование жизни, которое представляет собой совокупность видов личного страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в случаях смерти застрахованного,
- страхование от несчастных случаев и болезней, представляющему собой совокупность видов личного страхованию, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в фиксированной сумме, либо в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного вызванных наступлением страхового случая (при этом возможна комбинация обоих видов выплат)
Страховое обеспечение выплачивается военнослужащим при наступлении страховых событий в период прохождения ими службы (в том числе при нахождении на отдыхе, в отпуске и т.д.), т.е. не связано с исполнением им обязанностей военной службы, перечисленных в ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а так же в течение одного года после окончания военной службы или военных сборов в случае их гибели смерти) либо установления инвалидности, наступивших в результате повреждения здоровья, имевшего место в период прохождения службы военных сборов). Причинная связь инвалидности, наступившей в результате повреждения здоровья, имевшего место в период прохождения службы, устанавливается в порядке определенном Положением Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. №390 .
Порядок выплаты страховых сумм установлен постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. № 855.
Рассматривая и сравнивая указы Президента РФ, Федеральные Законы, Постановления Правительства по вопросам государственного страхования военнослужащих и членов их семей приходим к выводу, что законодательная основа в Российской Федерации по этим вопросам создана.
Вместе с тем, несмотря на более чем пятнадцатилетний опыт организации страховой защиты военнослужащих в рамках проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих не решенным остается ряд проблем.
Это такие проблемы как:
- слабая нормативно-правовая база;
-несоответствие обязательного государственного страхования каноническим принципам страхования;
- отсутствие дифференцированного подхода к определению страхового тарифа и страховой премии;
- слабая система контроля и планирования государственных расходов на обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих.
Для совершенствования законодательства предлагается:
1). Статью 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» изложить в следующей редакции:
«Статья 5. Размеры страховых сумм
1. Размер страховой суммы определяется в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица исходя из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (штатной должностью) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (специальным званием), иных выплат стимулирующего характера, составляющих оклад месячного денежного содержания (далее - оклад) военнослужащего или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица.»
2. Дополнить статью 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» следующим положением: «Военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в условиях максимального профессионального риска в случаях:
-участия в боевых действиях на территории Российской Федерации;
-участия в боевых действиях за пределами Российской Федерации, в составе российского контингента;
-следования к месту боевых действий на территории Российской Федерации (за пределами Российской Федерации) и обратно;
-нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного.»
Сильная и эффективная государственная социальная политика в отношении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей - единственно реальный путь утверждения престижности военной службы в обществе.
Возрастающий риск причинения вреда здоровью военнослужащих требует от государства адекватных мер, обеспечивающих социальную защищенность указанных категорий граждан. В каждой цивилизованной стране такая позиция государства является основным критерием организации социальной защиты военнослужащих в отношении их жизни и здоровья.
Страхование военнослужащих является частью единой государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование указанной категории граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Исчерпывающий перечень страховых случаев по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих определен в ст. 4 Федерального закона от 28.03.98г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции». Другими словами, в данной статье определены те случаи, при наступлении которых сами военнослужащие (в случае их смерти - выгодаприобретатели) получают право на определенные страховые суммы.
К страховым случаям, предусмотренные п.1 ст. 18 Федерального закона, относятся:
- страхование жизни, которое представляет собой совокупность видов личного страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в случаях смерти застрахованного,
- страхование от несчастных случаев и болезней, представляющему собой совокупность видов личного страхованию, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в фиксированной сумме, либо в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного вызванных наступлением страхового случая (при этом возможна комбинация обоих видов выплат)
Страховое обеспечение выплачивается военнослужащим при наступлении страховых событий в период прохождения ими службы (в том числе при нахождении на отдыхе, в отпуске и т.д.), т.е. не связано с исполнением им обязанностей военной службы, перечисленных в ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а так же в течение одного года после окончания военной службы или военных сборов в случае их гибели смерти) либо установления инвалидности, наступивших в результате повреждения здоровья, имевшего место в период прохождения службы военных сборов). Причинная связь инвалидности, наступившей в результате повреждения здоровья, имевшего место в период прохождения службы, устанавливается в порядке определенном Положением Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. №390 .
Порядок выплаты страховых сумм установлен постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. № 855.
Рассматривая и сравнивая указы Президента РФ, Федеральные Законы, Постановления Правительства по вопросам государственного страхования военнослужащих и членов их семей приходим к выводу, что законодательная основа в Российской Федерации по этим вопросам создана.
Вместе с тем, несмотря на более чем пятнадцатилетний опыт организации страховой защиты военнослужащих в рамках проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих не решенным остается ряд проблем.
Это такие проблемы как:
- слабая нормативно-правовая база;
-несоответствие обязательного государственного страхования каноническим принципам страхования;
- отсутствие дифференцированного подхода к определению страхового тарифа и страховой премии;
- слабая система контроля и планирования государственных расходов на обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих.
Для совершенствования законодательства предлагается:
1). Статью 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» изложить в следующей редакции:
«Статья 5. Размеры страховых сумм
1. Размер страховой суммы определяется в отношении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица исходя из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (штатной должностью) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (специальным званием), иных выплат стимулирующего характера, составляющих оклад месячного денежного содержания (далее - оклад) военнослужащего или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица.»
2. Дополнить статью 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» следующим положением: «Военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в условиях максимального профессионального риска в случаях:
-участия в боевых действиях на территории Российской Федерации;
-участия в боевых действиях за пределами Российской Федерации, в составе российского контингента;
-следования к месту боевых действий на территории Российской Федерации (за пределами Российской Федерации) и обратно;
-нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного.»
Подобные работы
- ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Правовое регулирование страховой деятельности в Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2021 - Особенности пенсионного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации (Красноярский юридический техникум)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - Правовое регулирование страхования военнослужащих в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Правовые основы обязательного государственною страхования ( на примере органов МВД) (08.01.13)
Диссертации (РГБ), страхование. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Социальное обеспечение в Российской федерации
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2005 - Конституционно-правовые проблемы обеспечения в Российской Федерации права на жизнь в свете правовых стандартов Совета Европы
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



