Введение 3
Глава 1. Обзор литературных ресурсов 6
1.1 Понятийно-категориальный аппарат исследуемой проблемы 6
1.2 Распространенность речевых нарушений 8
1.3 Структура речевых нарушений 13
Глава 2. Методы и способы исследования 31
2.1 Изучение восприятия у детей. Методика «Узнай кто» 31
2.2 Изучение внимания у детей. Методика «Запомни и расставь точки» 31
2.3 Изучение памяти у детей. Методика на узнавание 32
2.4 Изучение мышления у детей. Методика «Что здесь лишнее?» 33
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 34
3.1 Распространенность речевых нарушений у детей 4-7 лет 34
3.2 Сравнительный анализ влияния нарушений речи на познавательную
сферу ребенка 37
Заключение 50
Список литературы 52
Согласно данным Минздрава РФ на 2014 год, распространенность речевых нарушений у дошкольников и младших школьников в разных регионах нашей страны колеблется от 30,7% до 92,6% от общего числа детей. Анализ ситуации за период с 2004 года по 2014 год выявил увеличение частоты случаев отклонения в речевом развитии у детей в среднем на 34- 44,3%.(Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации.-М., Минздрав РФ, 2015 г.)
Все более актуальной проблемой многих наук становится ранняя коррекция недостатков развития ребенка. Увеличивающийся процент новорожденных с неблагоприятным состоянием здоровья становится главной причиной важности этой проблемы. Отталкиваясь от утверждения Л.С Выготского о том, что первичное нарушение напрямую вытекает из биологического характера заболевания, возможно допустить, что дети с усложненным медицинским анамнезом составляют запас для коррекционной работы дефектологов, психологов, логопедов. Данные специальной психологии говорят о том, что среди числа разных конфигураций отклонений нервной системы в раннем онтогенезе в настоящее время более популярными считаются нарушения речевого развития.
Речь является важным психологическим процессом, формируемым в первые годы жизни. Процесс развития речи, весьма персонализированный и находится в зависимости от многочисленных условий: социальная среда, пол ребенка (считается, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологическая связь с матерью, физическое формирование, деятельность головного мозга и т.п. Нужно наблюдать за процессом формирования речи, побуждать детей на произношение звуков и слогов, непосредственно в ходе общения со старшими создается необходимость в речевом развитии.
Современное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может ясно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности. Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недоразвитие речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, что несет за собой далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи надо как можно раньше., ребенок не уверен в себе, закомплексован, не хочет заниматься и т.д
Возможности детей с нарушениями речи в овладении образованием определяются видом и глубиной речевого расстройства, характером и степенью выраженности его влияния на другие высшие психические функции, эмоционально-волевую, личностную сферу, степенью зрелости речевой функциональной системы и высших форм поведения ребенка к моменту действия патологического фактора, повреждающего механизм речеобразования.
Логопеды, дефектологи, специалисты по психологии и неврологи, такие как О.С.Ушакова, А.Н.Корнев, В.М. Акименко, А.Г.Арушанова и др., высказывают обеспокоенность ростом числа детей с недоразвитием речи, опираясь на то, что от нее зависит общее психологическое формирование ребенка и развития области межличностного взаимодействия. Также в зависимости от уровня развития речи зависит и познавательная сфера ребенка: память, мышление, воображение, внимание.
Цель исследования: Изучение распространенности и структуры речевых нарушений у детей дошкольного возраста и их влияния на познавательную деятельность.
Объект исследования: дети 4 -7 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: распространенность речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Исследовать распространенность речевых нарушений у детей.
2. Изучить структуру и частоту встречаемости различных речевых нарушений.
3. Провести сравнительный анализ познавательной деятельности детей с речевыми нарушениями и детей без речевых нарушений.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования.
Практическая значимость исследования заключается в доказательстве влияния речевых нарушений на познавательную сферу ребенка и важности своевременной корректировки нарушений развития речи.
В ходе проводимого эксперимента, мы выявили, что не сформированное правильно звукопроизношение имеет большое влияние на развитие самой речи и познавательной сферы в целом, оказывает значение в процессе овладения грамотой. Дефектное произношение доставляет ребенку большое количество огорчений - дети стесняются свое речи, становятся замкнутыми, плохо взаимодействуют с окружающим обществом, с трудом и болезненно переносят издёвки. В отличии от дошкольного возраста, когда еще не выработана правильность речи и не сформировано произношение, в школьном возрасте трудности увеличиваются - дети начинают стеснятся отвечать у доски, плохо работают в команде, комплексуют в общении с ровесниками, испытывают затруднения в процессе чтения и письме (пишут как говорят), с трудом справляются с анализом слов на слух. На исходном этапе при изучении и освоении письма, отрицательно сказывается несформированность речи, так как четкость произношение звуков является основой овладения письмом. Все это главным образом отражается на проявлении интереса ребенка к учёбе, на формировании его характера, и ведет к плохой успеваемости. Поэтому, во избежание всех этих проблем нужно уделит должное внимание к коррекции недостатков речи еще в дошкольном возрасте.
Беря во внимание, то что количество детей с нарушением речи с каждым годом увеличивается, педагогу необходимо знать особенности таких детей и подбирать соответствующие методы обучения и воспитания.
Во время общения педагога с учащимися, имеющими проблемы с обучением из-за нарушений речевого развития, он должен уделять особое внимание на качество своей речи, так как от речи будет зависеть качество восприятия обучающего материала.
Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной.
Так же хочется обратить особое внимание на то, что оказание коррекционной помощи почти не возможно без непосредственного участия родителей и членов семьи. Родители должны быть осведомлены о уровне речевого развития своего ребенка. Главным образом родители должны понимать что важность исправления речевых нарушений в период до 7 лет имеет огромное значение и осознавать их без их непосредственного участия коррекционная работа будет неполноценна.
Родители должны понимать, что, на сколько бы не был квалифицирован специалист, сколько бы усилий и времени он не вкладывал в коррекцию речи ребенка, ни какие старания не дадут высокого результата без участия родителей, они должны понимать, на сколько это важно для полноценного развития ребенка.
Наше исследование показало, что у детей с нарушением речевого развития неустойчивое внимание, снижена вербальная память, сложности в запоминании, трудности в воспроизведении. Также есть затруднения переключения с одного объекта на другой, не умение во время включиться в учебно-игровую деятельность. Дети отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью и повышенной истощаемостью.
В завершении хочется отметить, что первопричиной многих трудностей является недостаток тепла и ласки, ребенок должен знать и чувствовать, что его любят, и недостаток всего этого испытывают даже дети из внешне благополучных семьях.
Следственно взрослым нужно помнить, что он, а ни в коем случае не ребенок, является инициатором разговора и игры, что он не всегда может подойти и попросить об этом. Поэтому любое проявление к ребенку, будь то, похвала, ласка дают ему ощущение защиты и комфорта, что так важно в процессе развития и формирования речевых навыков. Эти рекомендации относятся, главным образом к детям с повышенной тревожностью, неуверенным в себе, конечно же к детям с речевыми нарушениями, такое общение им просто необходимо.
1. http://psychlib.ru/mgppu/periodica/Defect061971/Los 15 19.htm
2. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей М: Просвещение, 1993
3. ДжонХаррисон "Переосмыслениезаикания" / John Harrison "Redefining Stuttering" 2011 г. - 502 с.
4. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 486с.
5. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” / М.В. Секачев, Белякова Л.И. , Дьякова Е.А., 1998- 304 с.
6. Зайцев И.С. Афазия. Учебно-методическое пособие — Минск: БГПУ им. Максима Танка, 2006г.
7. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой — М.: Просвещение, 1983. - 95 с.
8. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. М.: Академия, 2006.
9. Логопедия учебник для вузов: глава 1 / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова.
10. Логопедия: Методическое наследие: Книга I: Часть 1: Нарушения голоса. Дислалия; Л. Волкова, С.Н. Шаховская ; изд. центр ВЛАДОС, 2007 - 224с.
11. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.
12. Н.М.Назарова. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» - 400 с., 2005
13. Нарушение темпа и ритма речи:Заикание. Брадилалия. Тахилалия. Книга II: В.И. Селиверстов, Л.Г. Парамонова Л. ;М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003 - 432 с
14. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.
15. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
16. Р.С. Немов «Психология, Книга 3, ПСИХОДИАГНОСТИКА» Москва ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова 2001
17. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений- М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.