ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1 Основные факторы мотивационной структуры влияющие на
обучающихся 6
1.2 Основные методы стимулирующие учебную мотивацию 8
1.3 Способы повышения мотивации учащихся на уроке биологии 12
ГЛАВА 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 15
2.1 Применение интерактивных способов обучения для привлечения
внимания учеников 15
2.2 Пути формирования визуальных и демонстративных методов для
поднятия уровня интереса к уроку биологии 17
2.3 Методы исследования практических и проектных работ как способ
стимулирования познавательной мотивации 20
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 26
3.1 Значение формирования учебно-познавательного интереса к
предмету биологии 26
3.2 Особенности успешной активизации познавательной
деятельности 29
3.3 Значение индивидуальных структурных подходов к
стимулированию познавательной мотивации 32
ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 37
4.1 Методические исследования эффективности приёмов формирования мотивации на уроках биологии 37
4.2 Анализ данных результатов исследования 40
4.3 Рекомендации по успешному формированию мотивации в обучении
биологии 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1 Основные факторы мотивационной структуры влияющие на
обучающихся 6
1.2 Основные методы стимулирующие учебную мотивацию 8
1.3 Способы повышения мотивации учащихся на уроке биологии 12
ГЛАВА 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 15
2.1 Применение интерактивных способов обучения для привлечения
внимания учеников 15
2.2 Пути формирования визуальных и демонстративных методов для
поднятия уровня интереса к уроку биологии 17
2.3 Методы исследования практических и проектных работ как способ
стимулирования познавательной мотивации 20
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 26
3.1 Значение формирования учебно-познавательного интереса к
предмету биологии 26
3.2 Особенности успешной активизации познавательной
деятельности 29
3.3 Значение индивидуальных структурных подходов к
стимулированию познавательной мотивации 32
ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 37
4.1 Методические исследования эффективности приёмов формирования мотивации на уроках биологии 37
4.2 Анализ данных результатов исследования 40
4.3 Рекомендации по успешному формированию мотивации в обучении
биологии 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Актуальность темы. Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Одним из путей решения данной проблемы является информатизация учебного процесса, то есть внедрение в обучение такого мероприятия, как неделя естественных наук. Данное мероприятие нацелено на активизацию познавательного интереса учащихся, повышает мотивацию к изучению естественнонаучных дисциплин, так же увлекает интересными делами.
Познавательный интерес биологии формируется как на уроке, так и во внеурочной деятельности, предполагающей использование самых разнообразных видов деятельности учащихся, таких как игра, опыт, эксперимент, исследовательская работа. Е.И. Головаха дает определение мотивации следующее - (от лат. moveo - двигаю) система мотивов или стимулов, побудителей человеческого поведения и деятельности.
Уровень знаний учащихся основной школы в последние годы заметно низкий. Одна из причин - отсутствие заинтересованности у учащихся к получению знаний. Поэтому перед учителями стоит задача воспитания положительной и устойчивой учебной мотивации, таким образом, чтобы она стимулировала их к систематической учебной деятельности. Мотивация ученика и учителя зависит друг от друга, если нет мотивации школьников к познанию нового, то и заинтересованность учителя в своей работе в скором времени падает. Без мотивации работа ученика в образовательном процессе будет иметь отрицательный результат.
Интерес к предмету - это одно из основных условий, необходимых для изучения любого школьного предмета. Формирование положительной мотивации к учебе является важнейшим компонентом современного воспитательного и образовательного процесса. Задача для учителя в том, 4 чтобы повысить мотивацию у школьников к изучению предмета школьной программы. Данную задачу можно решить с помощью организации внеклассной работы, которая является неотъемлемой составляющей учебновоспитательного процесса. Форм внеклассной работы множество, которые я подробно распишу в параграфе методы повышения мотивации. Одной из форм внеклассной работы является предметная неделя. Предметная неделя в школе - является самой комплексной и эффективной формой, дающая возможность решить проблему повышения мотивации школьников. Данный метод мы рассматриваем как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.
Цель выпускной квалификационной работы - теоретически обосновать и апробировать на практике методические приемы формирования учебной и познавательной мотивации к изучению биологии.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Определить методики исследования мотивации обучающихся к изучению естественных наук.
2. Определить факторы, влияющие на мотивацию учащихся при изучении биологии.
3. Изучить формирование мотивации на уроках биологии через включение каждого ученика в активную деятельность на уроке и во внеурочной деятельности.
4. Проанализировать полученные результаты.
Объект исследования - процесс обучения биологии в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - приемы и методы формирования учебной и познавательной мотивации к изучению биологии.
Базой исследования является МБОУ СОШ п. Золоторевка, Пензенской области. В исследовании задействованы учащиеся 6 классов.
Познавательный интерес биологии формируется как на уроке, так и во внеурочной деятельности, предполагающей использование самых разнообразных видов деятельности учащихся, таких как игра, опыт, эксперимент, исследовательская работа. Е.И. Головаха дает определение мотивации следующее - (от лат. moveo - двигаю) система мотивов или стимулов, побудителей человеческого поведения и деятельности.
Уровень знаний учащихся основной школы в последние годы заметно низкий. Одна из причин - отсутствие заинтересованности у учащихся к получению знаний. Поэтому перед учителями стоит задача воспитания положительной и устойчивой учебной мотивации, таким образом, чтобы она стимулировала их к систематической учебной деятельности. Мотивация ученика и учителя зависит друг от друга, если нет мотивации школьников к познанию нового, то и заинтересованность учителя в своей работе в скором времени падает. Без мотивации работа ученика в образовательном процессе будет иметь отрицательный результат.
Интерес к предмету - это одно из основных условий, необходимых для изучения любого школьного предмета. Формирование положительной мотивации к учебе является важнейшим компонентом современного воспитательного и образовательного процесса. Задача для учителя в том, 4 чтобы повысить мотивацию у школьников к изучению предмета школьной программы. Данную задачу можно решить с помощью организации внеклассной работы, которая является неотъемлемой составляющей учебновоспитательного процесса. Форм внеклассной работы множество, которые я подробно распишу в параграфе методы повышения мотивации. Одной из форм внеклассной работы является предметная неделя. Предметная неделя в школе - является самой комплексной и эффективной формой, дающая возможность решить проблему повышения мотивации школьников. Данный метод мы рассматриваем как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.
Цель выпускной квалификационной работы - теоретически обосновать и апробировать на практике методические приемы формирования учебной и познавательной мотивации к изучению биологии.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Определить методики исследования мотивации обучающихся к изучению естественных наук.
2. Определить факторы, влияющие на мотивацию учащихся при изучении биологии.
3. Изучить формирование мотивации на уроках биологии через включение каждого ученика в активную деятельность на уроке и во внеурочной деятельности.
4. Проанализировать полученные результаты.
Объект исследования - процесс обучения биологии в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - приемы и методы формирования учебной и познавательной мотивации к изучению биологии.
Базой исследования является МБОУ СОШ п. Золоторевка, Пензенской области. В исследовании задействованы учащиеся 6 классов.
Исследование приёмов и методов формирования учебной и познавательной мотивации на уроках биологии позволяет сделать ряд важных выводов. Во-первых, мотивация играет ключевую роль в успешном обучении, особенно в научных дисциплинах, таких как биология. Эффективные методы формирования мотивации могут стимулировать интерес студентов к предмету, активизировать их учебную деятельность и повысить качество усвоения знаний.
Во-вторых, разнообразные приёмы и методы обучения могут быть использованы для формирования мотивации на уроках биологии. Это включает в себя создание интересных уроков, проведение практических занятий, использование новейших образовательных технологий, а также активное вовлечение студентов в учебный процесс.
Также важно отметить, что успешное формирование мотивации требует индивидуального подхода к каждому. Учитывая их уровень знаний, интересы, потребности и стили обучения, преподаватель может выбирать наиболее подходящие методы и приёмы, которые помогут максимально эффективно мотивировать каждого ученика.
Наконец, постоянная обратная связь и поощрение играют важную роль в поддержании мотивации на высоком уровне. Похвала за успехи, поддержка в трудных ситуациях и конструктивная критика помогают чувствовать себя увереннее и усиливают их стремление к достижению новых высот в учёбе и познании биологии.
В ходе проведенного исследования были изучены различные приёмы и методы формирования учебной и познавательной мотивации на уроках биологии. Основываясь на обзоре литературы и практических исследованиях, можно сделать следующие выводы:
1. Эффективность образовательного процесса в значительной степени зависит от мотивации к изучению биологии. Мотивированные учащиеся проявляют больший интерес к предмету, активно участвуют в уроках и лучше усваивают знания.
2. Разнообразные методы и приёмы обучения могут значительно повысить мотивацию. Это включает в себя создание интересных уроков, использование практических заданий и проектов, а также связь учебного материала с реальной жизнью.
3. Индивидуализация обучения играет важную роль в формировании мотивации. Учитывая их индивидуальные потребности, предпочтения и уровень подготовки, преподаватель может выбирать методы, которые наилучшим образом подходят для каждого ученика.
4. Постоянная обратная связь и поощрение помогают поддерживать мотивацию на высоком уровне. Похвала за успехи и конструктивная критика помогают чувствовать себя увереннее и продолжать развиваться.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что эффективное формирование учебной и познавательной мотивации на уроках биологии является ключевым компонентом успешного обучения. Понимание различных методов и приёмов, их гибкое применение и адаптация к индивидуальным потребностям позволят достичь высоких результатов в образовательном процессе.
Во-вторых, разнообразные приёмы и методы обучения могут быть использованы для формирования мотивации на уроках биологии. Это включает в себя создание интересных уроков, проведение практических занятий, использование новейших образовательных технологий, а также активное вовлечение студентов в учебный процесс.
Также важно отметить, что успешное формирование мотивации требует индивидуального подхода к каждому. Учитывая их уровень знаний, интересы, потребности и стили обучения, преподаватель может выбирать наиболее подходящие методы и приёмы, которые помогут максимально эффективно мотивировать каждого ученика.
Наконец, постоянная обратная связь и поощрение играют важную роль в поддержании мотивации на высоком уровне. Похвала за успехи, поддержка в трудных ситуациях и конструктивная критика помогают чувствовать себя увереннее и усиливают их стремление к достижению новых высот в учёбе и познании биологии.
В ходе проведенного исследования были изучены различные приёмы и методы формирования учебной и познавательной мотивации на уроках биологии. Основываясь на обзоре литературы и практических исследованиях, можно сделать следующие выводы:
1. Эффективность образовательного процесса в значительной степени зависит от мотивации к изучению биологии. Мотивированные учащиеся проявляют больший интерес к предмету, активно участвуют в уроках и лучше усваивают знания.
2. Разнообразные методы и приёмы обучения могут значительно повысить мотивацию. Это включает в себя создание интересных уроков, использование практических заданий и проектов, а также связь учебного материала с реальной жизнью.
3. Индивидуализация обучения играет важную роль в формировании мотивации. Учитывая их индивидуальные потребности, предпочтения и уровень подготовки, преподаватель может выбирать методы, которые наилучшим образом подходят для каждого ученика.
4. Постоянная обратная связь и поощрение помогают поддерживать мотивацию на высоком уровне. Похвала за успехи и конструктивная критика помогают чувствовать себя увереннее и продолжать развиваться.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что эффективное формирование учебной и познавательной мотивации на уроках биологии является ключевым компонентом успешного обучения. Понимание различных методов и приёмов, их гибкое применение и адаптация к индивидуальным потребностям позволят достичь высоких результатов в образовательном процессе.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - ПРИЕМЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 8 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ЛАТЕРАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА (на примере уроков биологии)
Магистерская диссертация, биология. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ
БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СЕДЬМЫХ КЛАССАХ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019





