Развитие коммуникативной компетентности студентов педвуза средствами учебной практики
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития коммуникативной компетентности студентов вуза 9
1.1 Понятие коммуникативной компетентности 9
1.2 Особенности коммуникативной компетентности студентов вузов
и необходимость её развития в период обучения 20
1.3 Методы и приемы развития коммуникативной компетентности
студентов вузов 28
1.4 Учебная практика как средство развития коммуникативной
компетентности студентов педагогического вуза 31
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Эмпирическое исследование развития коммуникативной компетентности студентов вузов 37
2.1. Процедура и методы исследования 37
2.2. Результаты диагностики коммуникативной компетентности
студентов вуза 42
2.3. Анализ программы учебной практики как средства развития
коммуникативной компетентности студентов 57
2.4. Результаты повторной диагностики коммуникативной
компетентности студентов вуза 71
Выводы по второй главе 76
Заключение 78
Список используемых источников 82
Приложение 1 89
Приложение 2 92
Приложение 3 93
Приложение 4 100
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития коммуникативной компетентности студентов вуза 9
1.1 Понятие коммуникативной компетентности 9
1.2 Особенности коммуникативной компетентности студентов вузов
и необходимость её развития в период обучения 20
1.3 Методы и приемы развития коммуникативной компетентности
студентов вузов 28
1.4 Учебная практика как средство развития коммуникативной
компетентности студентов педагогического вуза 31
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Эмпирическое исследование развития коммуникативной компетентности студентов вузов 37
2.1. Процедура и методы исследования 37
2.2. Результаты диагностики коммуникативной компетентности
студентов вуза 42
2.3. Анализ программы учебной практики как средства развития
коммуникативной компетентности студентов 57
2.4. Результаты повторной диагностики коммуникативной
компетентности студентов вуза 71
Выводы по второй главе 76
Заключение 78
Список используемых источников 82
Приложение 1 89
Приложение 2 92
Приложение 3 93
Приложение 4 100
Актуальность исследования. Наше общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование личности. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.
Формирование коммуникативной компетентности у студентов вузов является одним из необходимых факторов становления их как профессионалов. Задача вуза — дать студентам правильное представление о коммуникативных свойствах личности, которые необходимы высококвалифицированному специалисту, и за годы обучения сформировать, усовершенствовать эти качества.
На современном этапе среда требует от людей, владеть умением контактировать и сотрудничать с другими людьми. В связи с этим процесс межличностного общения носит все более сложный, экстенсивный характер. Это способствует актуализации интереса к проблемам взаимодействия личности в сфере общения.
Сегодняшние новшества в системе педагогического образования, которые должны повысить её качество и эффективность, кардинальны и по своему масштабу не имеют аналогов в новейшей истории. Сегодня важно формирование способности студентов к самоорганизации в учебной, профессиональной деятельности, способность осознать мировоззренческую педагогическую позицию личности и уникальный профессиональный стиль педагогической деятельности. Всё сказанное невозможно без активной деятельности студента-будущего педагога, уже на школьной скамье, по формированию и развитию профессиональных компетенций.
Процессам развития коммуникативной компетентности в подготовке студентов педагогического вуза в последние годы уделяется большое внимание. Складывающая ситуация требует пересмотра, уточнения и наполнения содержания образования практикоориентированными курсами развития навыков коммуникации. В связи с этим становится актуальной проблема организации и проведения в высшем учебном заведении подобных учебных практик в качестве способа развития коммуникативной компетентности студентов.
Необходимость подготовки специалистов конкурентных на рынке труда, готовых к постоянному профессиональному росту, способных выстраивать успешные и эффективные взаимоотношения через диалог, способных формировать открытые отношения, готовых пойти на приемлемый педагогический контакт с учащимся, ведя с ними совместную деятельность, ставит перед педагогическими вузами задачу совершенствования содержания и методов организации учебных практик.
Рассмотрение вопросов педагогического взаимодействия, развитие коммуникативной компетентности нашло отражение в различных исследованиях ученых и практиков: Б.Г, Ананьева, Г.З. Асламовой, А.А. Вербицкого, М.Н. Вражновой, Ю.Н. Емельянов, В.Н. Кальней, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, В.А. Нечаева, Б.Д. Парыгина, С.Л. Рубинштейна, Л.В. Славгородской, С.Е. Шишов, и других.
Проблемы содержательно-организационного обеспечения производственной практики посвящены исследования О.А. Абдулиной, О.С. Бочаровой, А.В. Хуторского и др.
Учебной практике как средству развития коммуникативной компетентности в системе педагогического образования уделяется внимание в исследованиях О.С. Осипчук, Г.И. Латышевой, С.В. Петровой, Стародубцевой Н.С. и др.
Однако, подчеркнем, что научного рассмотрения и накопленного материала, необходимого для оптимального решения проблемы развития коммуникационной компетентности студентов посредством учебной практики в педагогическом вузе пока не достаточно.
На основании рассмотренного выше, актуальность исследования обуславливается несколькими факторами: социальным заказом государства на высококвалифицированных специалистов, обладающих коммуникативными навыками; осознанием необходимости формирования успешной среды для оптимизации коммуникативных навыков учащихся педагогических вузов, потребностью в разработке и внедрению в практику подходящей среды для полноценного общения в ряде сфер человеческой деятельности.
Ученые - исследователи, психологи, методисты указывают на обострившиеся противоречия:
• между растущей потребностью общества в специалистах с высокой коммуникативной компетентностью и недостаточной разработанностью теоретико-методологических и практикоориентированных средств ее развития;
• между потребностью социума и работодателей в профессионалах с развитыми навыками коммуникативной компетентности и её слабой сформированностью у выпускников педагогических вузов.
В связи с этим тема магистерской диссертации является актуальной, так как существует потребность социума в наличии педагогов с хорошо развитыми коммуникативными навыками с одной стороны и недостаточной разработанностью психологических условий подготовки такого специалиста средствами учебной практики с другой стороны.
Проблема данного исследования: является ли учебная практика средством развития коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза.
Цель исследования - теоретическое обоснование и эмпирическое исследование развития коммуникативной компетентности посредством учебной практики студентов педагогического вуза для использования полученных результатов в практической деятельности психологов и преподавателей вуза.
Объектом исследования является коммуникативная компетентность студентов.
Предмет исследования - развитие коммуникативной компетентности студентов посредством учебной практики.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс развития коммуникативной компетентности будет эффективен, если разработана программа учебной практики, в которой определены: группы целей, направленных на формирование их коммуникативной компетентности; требования к содержанию подготовки студентов; требования к формам, методам и средствам обучения (их направленность на обеспечение условий для: мотивации студентов к коммуникации; совместной деятельности студентов и их активного взаимодействия; профессиональнопедагогического общения субъектов обучения; рефлексии результатов коммуникации (общения) и осознания студентом их ценности; современного уровня коммуникации).
Задачи исследования были определены в соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Дать теоретическое обоснование педагогической среде, поддерживающей и обеспечивающей все этапы развития коммуникативной компетентности студентов.
3. Диагностировать уровень сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза.
4. Проанализировать программы учебной практики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: научные труды Б.Г. Ананьева, A.A. Бодалёва, И.А. Зимней, A.B. Мудрика, В.Н.Мясищева, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластенина и др
Методы исследования: анализ литературных источников, наблюдение, опрос, тестирование, проверочный тест «Структура общения», контент-анализ - сравнительная характеристика данных, выявление общих характерных и отличительных особенных черт, сравнительный метод - сравнение уровня коммуникативной компетентности студентов, метод математической обработки (t критерия Стьюдента).
Методики исследования:
• Методика оценки коммуникативных умений А.А. Карелина;
• Методика на определение способности самоконтроля в общении М.Снайдера;
• «Определение эмпатической способности» В. В. Бойко;
• Методика на определение способности «слушать» В. Маклени;
• Опросник оценки коммуникативной компетентности И.А.Мартьяновой.
Базой исследования является Педагогический институт имени В.Г.Белинского Пензенского государственного университета. В исследовании приняли участие: 49 человек, а именно, 30 студентов 2 курса направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, и 19 студентов 3 курса направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль подготовки - Начальное образование); 20 студентов 1 и 2 курса направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль подготовки - Дошкольное образование).
Практическая значимость исследования. В результате исследования были получены достоверные данные, свидетельствующие об эффективности развития коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза посредством учебной практики. Проанализированы рабочие прогаммы учебной практики, выявлены и внесены наиболее значимые задания, направленные на формирование коммуникативной компетентности студентов. Результаты исследования могут иметь прикладное значение в деятельности психологов, работающих со студентами вузов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Коммуникативная компетентность включает в себя следующие компоненты: коммуникативные знания; коммуникативные умения; коммуникативные способности.
2. Коммуникативная компетентность студента заключается в совокупности достаточно сформированных профессиональных знаний, коммуникативных и организаторских умений, способностей к самоконтролю, эмпатии, культуры вербального и невербального взаимодействия. Коммуникативная компетентность включает в себя следующие компоненты: коммуникативные знания; коммуникативные умения; коммуникативные способности.
3. Коммуникативная компетентность является важной характеристикой профессиональной компетентности будущего специалиста любой профессии.
4. Процесс повышения уровня коммуникативной компетентности студентов будет более интенсивным, если четко определены ее сущность и компонентный состав; научно обоснована и разработана система эффективных методов работы преподавателя, позволяющих наиболее интенсивно осуществить формирование коммуникативной компетентности.
Формирование коммуникативной компетентности у студентов вузов является одним из необходимых факторов становления их как профессионалов. Задача вуза — дать студентам правильное представление о коммуникативных свойствах личности, которые необходимы высококвалифицированному специалисту, и за годы обучения сформировать, усовершенствовать эти качества.
На современном этапе среда требует от людей, владеть умением контактировать и сотрудничать с другими людьми. В связи с этим процесс межличностного общения носит все более сложный, экстенсивный характер. Это способствует актуализации интереса к проблемам взаимодействия личности в сфере общения.
Сегодняшние новшества в системе педагогического образования, которые должны повысить её качество и эффективность, кардинальны и по своему масштабу не имеют аналогов в новейшей истории. Сегодня важно формирование способности студентов к самоорганизации в учебной, профессиональной деятельности, способность осознать мировоззренческую педагогическую позицию личности и уникальный профессиональный стиль педагогической деятельности. Всё сказанное невозможно без активной деятельности студента-будущего педагога, уже на школьной скамье, по формированию и развитию профессиональных компетенций.
Процессам развития коммуникативной компетентности в подготовке студентов педагогического вуза в последние годы уделяется большое внимание. Складывающая ситуация требует пересмотра, уточнения и наполнения содержания образования практикоориентированными курсами развития навыков коммуникации. В связи с этим становится актуальной проблема организации и проведения в высшем учебном заведении подобных учебных практик в качестве способа развития коммуникативной компетентности студентов.
Необходимость подготовки специалистов конкурентных на рынке труда, готовых к постоянному профессиональному росту, способных выстраивать успешные и эффективные взаимоотношения через диалог, способных формировать открытые отношения, готовых пойти на приемлемый педагогический контакт с учащимся, ведя с ними совместную деятельность, ставит перед педагогическими вузами задачу совершенствования содержания и методов организации учебных практик.
Рассмотрение вопросов педагогического взаимодействия, развитие коммуникативной компетентности нашло отражение в различных исследованиях ученых и практиков: Б.Г, Ананьева, Г.З. Асламовой, А.А. Вербицкого, М.Н. Вражновой, Ю.Н. Емельянов, В.Н. Кальней, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, В.А. Нечаева, Б.Д. Парыгина, С.Л. Рубинштейна, Л.В. Славгородской, С.Е. Шишов, и других.
Проблемы содержательно-организационного обеспечения производственной практики посвящены исследования О.А. Абдулиной, О.С. Бочаровой, А.В. Хуторского и др.
Учебной практике как средству развития коммуникативной компетентности в системе педагогического образования уделяется внимание в исследованиях О.С. Осипчук, Г.И. Латышевой, С.В. Петровой, Стародубцевой Н.С. и др.
Однако, подчеркнем, что научного рассмотрения и накопленного материала, необходимого для оптимального решения проблемы развития коммуникационной компетентности студентов посредством учебной практики в педагогическом вузе пока не достаточно.
На основании рассмотренного выше, актуальность исследования обуславливается несколькими факторами: социальным заказом государства на высококвалифицированных специалистов, обладающих коммуникативными навыками; осознанием необходимости формирования успешной среды для оптимизации коммуникативных навыков учащихся педагогических вузов, потребностью в разработке и внедрению в практику подходящей среды для полноценного общения в ряде сфер человеческой деятельности.
Ученые - исследователи, психологи, методисты указывают на обострившиеся противоречия:
• между растущей потребностью общества в специалистах с высокой коммуникативной компетентностью и недостаточной разработанностью теоретико-методологических и практикоориентированных средств ее развития;
• между потребностью социума и работодателей в профессионалах с развитыми навыками коммуникативной компетентности и её слабой сформированностью у выпускников педагогических вузов.
В связи с этим тема магистерской диссертации является актуальной, так как существует потребность социума в наличии педагогов с хорошо развитыми коммуникативными навыками с одной стороны и недостаточной разработанностью психологических условий подготовки такого специалиста средствами учебной практики с другой стороны.
Проблема данного исследования: является ли учебная практика средством развития коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза.
Цель исследования - теоретическое обоснование и эмпирическое исследование развития коммуникативной компетентности посредством учебной практики студентов педагогического вуза для использования полученных результатов в практической деятельности психологов и преподавателей вуза.
Объектом исследования является коммуникативная компетентность студентов.
Предмет исследования - развитие коммуникативной компетентности студентов посредством учебной практики.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс развития коммуникативной компетентности будет эффективен, если разработана программа учебной практики, в которой определены: группы целей, направленных на формирование их коммуникативной компетентности; требования к содержанию подготовки студентов; требования к формам, методам и средствам обучения (их направленность на обеспечение условий для: мотивации студентов к коммуникации; совместной деятельности студентов и их активного взаимодействия; профессиональнопедагогического общения субъектов обучения; рефлексии результатов коммуникации (общения) и осознания студентом их ценности; современного уровня коммуникации).
Задачи исследования были определены в соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Дать теоретическое обоснование педагогической среде, поддерживающей и обеспечивающей все этапы развития коммуникативной компетентности студентов.
3. Диагностировать уровень сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза.
4. Проанализировать программы учебной практики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: научные труды Б.Г. Ананьева, A.A. Бодалёва, И.А. Зимней, A.B. Мудрика, В.Н.Мясищева, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластенина и др
Методы исследования: анализ литературных источников, наблюдение, опрос, тестирование, проверочный тест «Структура общения», контент-анализ - сравнительная характеристика данных, выявление общих характерных и отличительных особенных черт, сравнительный метод - сравнение уровня коммуникативной компетентности студентов, метод математической обработки (t критерия Стьюдента).
Методики исследования:
• Методика оценки коммуникативных умений А.А. Карелина;
• Методика на определение способности самоконтроля в общении М.Снайдера;
• «Определение эмпатической способности» В. В. Бойко;
• Методика на определение способности «слушать» В. Маклени;
• Опросник оценки коммуникативной компетентности И.А.Мартьяновой.
Базой исследования является Педагогический институт имени В.Г.Белинского Пензенского государственного университета. В исследовании приняли участие: 49 человек, а именно, 30 студентов 2 курса направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, и 19 студентов 3 курса направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль подготовки - Начальное образование); 20 студентов 1 и 2 курса направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль подготовки - Дошкольное образование).
Практическая значимость исследования. В результате исследования были получены достоверные данные, свидетельствующие об эффективности развития коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза посредством учебной практики. Проанализированы рабочие прогаммы учебной практики, выявлены и внесены наиболее значимые задания, направленные на формирование коммуникативной компетентности студентов. Результаты исследования могут иметь прикладное значение в деятельности психологов, работающих со студентами вузов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Коммуникативная компетентность включает в себя следующие компоненты: коммуникативные знания; коммуникативные умения; коммуникативные способности.
2. Коммуникативная компетентность студента заключается в совокупности достаточно сформированных профессиональных знаний, коммуникативных и организаторских умений, способностей к самоконтролю, эмпатии, культуры вербального и невербального взаимодействия. Коммуникативная компетентность включает в себя следующие компоненты: коммуникативные знания; коммуникативные умения; коммуникативные способности.
3. Коммуникативная компетентность является важной характеристикой профессиональной компетентности будущего специалиста любой профессии.
4. Процесс повышения уровня коммуникативной компетентности студентов будет более интенсивным, если четко определены ее сущность и компонентный состав; научно обоснована и разработана система эффективных методов работы преподавателя, позволяющих наиболее интенсивно осуществить формирование коммуникативной компетентности.
В ходе исследования проведён анализ психолого-педагогической научной литературы по вопросу развития коммуникативной компетентности студента педагогического вуза на учебной практике.
Важное воздействие на развитие коммуникативной компетентности оказывает социальный заказ на подготовку современного педагога. Так же оказывают влияние требования к деятельности учителя, отраженные в профессиональном стандарте.
В ходе анализа было установлено, что обязательный фактор развития коммуникативной компетентности студентов - организация работы на учебных занятиях с использованием коммуникативных технологий. Последние подразумевают обучение общению общением, и интенсификацию процесса обучения через активизацию потенциала организма человека.
В работе проанализированы и охарактеризованы понятия «коммуникативная компетентность», «компетентность»
Выявлены когнитивный, аффективный и деятельностный критерии коммуникативной компетентности.
Обоснованы педагогические факторы реализации развития коммуникативной компетентности: реализация деятельностного подхода в процессе коммуникативно ориентированной учебной практики.
В ходе исследовательской работы выявлено, что развитость коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза находится на низком уровне.
В результате проведённого анализа рабочей программы было выявлено, что для успешной реализации данной программы необходим большей временной промежуток, так же стоит добавить практические задания направленные непосредственно на коммуникацию студентов с другими участниками образовательного процесса, а так же применение специальных методик способствующие развитию коммуникативной компетентности.
Суммируя все теоретические знания по проблеме развития коммуникативной компетентности, делаем вывод о том, что коммуникативная компетентность - это структура умений, навыков в общении с другими людьми, а также тактик поведения в коммуникативных ситуациях.
В ходе исследования был проведен анализ сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза, определено отношение студентов к учебной (адаптационной) практике. В итоге проведенного анализа выяснилось, что учебная (адаптационная) практика развивает коммуникативные компетентности у студентов педагогического вуза.
В ходе учебной (адаптационной) практики студенты педагогического вуза развивают коммуникативные умения, умения ориентироваться в разнообразных речевых ситуациях, умения анализировать информацию, а также умение работать в группе, взаимодействовать с участниками образовательного процесса. Выполняя задания, студенты набирались опыта, подготавливались к будущей профессиональной деятельности. Можно сделать вывод о том, что учебная (адаптационная) практика не прошла для студентов педагогического вуза зря.
Результаты исследования показывают, что уровень развития у студентов педагогического вуза коммуникативной компетентности является достаточным для будущей эффективной педагогической деятельности учителя. В следующем семестре у студентов педагогического вуза по программе стоит еще одна учебная (адаптационная) практика, в ходе которой студенты продолжат развивать свою коммуникативную компетентность и достигнут более высокого уровня её сформированности.
В результате проведенного исследования задачи выполнены целиком, цель достигнута и гипотеза подтвердилась и действительно можно считать, что учебная (адаптационная) практика является эффективным средством развития коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза.
Делаем вывод о том, что проведение учебной (адаптационной) практики, при условиях грамотно подобранных форм, методов и принципов обучения, будет считаться одним из эффективных направлений организации деятельности по развитию коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза.
Осуществляя исследовательскую деятельность по проблеме диагностики коммуникативной компетентности студентов вуза, сделаны следующие выводы:
1. Коммуникативная компетентность студента заключается в совокупности достаточно сформированных профессиональных знаний, коммуникативных и организаторских умений, способностей к самоконтролю, эмпатии, культуры вербального и невербального взаимодействия. Коммуникативная компетентность включает в себя следующие компоненты: коммуникативные знания; коммуникативные умения; коммуникативные способности.
2. Коммуникативная компетентность является важной характеристикой профессиональной компетентности будущего специалиста любой профессии.
3. Полученные в ходе диагностики результаты подтверждают эффективность учебной коммуникативной практике для студентов педагогического вуза по формированию коммуникативной компетентности студентов. Выявленные повышенные в показателях уровня коммуникативной компетентности у студентов второго курса свидетельствуют о том, что знания студентов о преимуществах компетентной коммуникации, уровень сформированности у них умений и навыков компетентного взаимодействия могут быть определены как повышенные. Это подтверждает нашу гипотезу: учебная коммуникативная практика является эффективным средством повышения коммуникативной компетентности студентов вуза.
Так, итог теоретического анализа и проведённой исследовательской работы определили перспективы позитивных перемен в повышении уровня коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза посредством реализации коммуникативно-ориентированной учебной практики.
Важное воздействие на развитие коммуникативной компетентности оказывает социальный заказ на подготовку современного педагога. Так же оказывают влияние требования к деятельности учителя, отраженные в профессиональном стандарте.
В ходе анализа было установлено, что обязательный фактор развития коммуникативной компетентности студентов - организация работы на учебных занятиях с использованием коммуникативных технологий. Последние подразумевают обучение общению общением, и интенсификацию процесса обучения через активизацию потенциала организма человека.
В работе проанализированы и охарактеризованы понятия «коммуникативная компетентность», «компетентность»
Выявлены когнитивный, аффективный и деятельностный критерии коммуникативной компетентности.
Обоснованы педагогические факторы реализации развития коммуникативной компетентности: реализация деятельностного подхода в процессе коммуникативно ориентированной учебной практики.
В ходе исследовательской работы выявлено, что развитость коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза находится на низком уровне.
В результате проведённого анализа рабочей программы было выявлено, что для успешной реализации данной программы необходим большей временной промежуток, так же стоит добавить практические задания направленные непосредственно на коммуникацию студентов с другими участниками образовательного процесса, а так же применение специальных методик способствующие развитию коммуникативной компетентности.
Суммируя все теоретические знания по проблеме развития коммуникативной компетентности, делаем вывод о том, что коммуникативная компетентность - это структура умений, навыков в общении с другими людьми, а также тактик поведения в коммуникативных ситуациях.
В ходе исследования был проведен анализ сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза, определено отношение студентов к учебной (адаптационной) практике. В итоге проведенного анализа выяснилось, что учебная (адаптационная) практика развивает коммуникативные компетентности у студентов педагогического вуза.
В ходе учебной (адаптационной) практики студенты педагогического вуза развивают коммуникативные умения, умения ориентироваться в разнообразных речевых ситуациях, умения анализировать информацию, а также умение работать в группе, взаимодействовать с участниками образовательного процесса. Выполняя задания, студенты набирались опыта, подготавливались к будущей профессиональной деятельности. Можно сделать вывод о том, что учебная (адаптационная) практика не прошла для студентов педагогического вуза зря.
Результаты исследования показывают, что уровень развития у студентов педагогического вуза коммуникативной компетентности является достаточным для будущей эффективной педагогической деятельности учителя. В следующем семестре у студентов педагогического вуза по программе стоит еще одна учебная (адаптационная) практика, в ходе которой студенты продолжат развивать свою коммуникативную компетентность и достигнут более высокого уровня её сформированности.
В результате проведенного исследования задачи выполнены целиком, цель достигнута и гипотеза подтвердилась и действительно можно считать, что учебная (адаптационная) практика является эффективным средством развития коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза.
Делаем вывод о том, что проведение учебной (адаптационной) практики, при условиях грамотно подобранных форм, методов и принципов обучения, будет считаться одним из эффективных направлений организации деятельности по развитию коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза.
Осуществляя исследовательскую деятельность по проблеме диагностики коммуникативной компетентности студентов вуза, сделаны следующие выводы:
1. Коммуникативная компетентность студента заключается в совокупности достаточно сформированных профессиональных знаний, коммуникативных и организаторских умений, способностей к самоконтролю, эмпатии, культуры вербального и невербального взаимодействия. Коммуникативная компетентность включает в себя следующие компоненты: коммуникативные знания; коммуникативные умения; коммуникативные способности.
2. Коммуникативная компетентность является важной характеристикой профессиональной компетентности будущего специалиста любой профессии.
3. Полученные в ходе диагностики результаты подтверждают эффективность учебной коммуникативной практике для студентов педагогического вуза по формированию коммуникативной компетентности студентов. Выявленные повышенные в показателях уровня коммуникативной компетентности у студентов второго курса свидетельствуют о том, что знания студентов о преимуществах компетентной коммуникации, уровень сформированности у них умений и навыков компетентного взаимодействия могут быть определены как повышенные. Это подтверждает нашу гипотезу: учебная коммуникативная практика является эффективным средством повышения коммуникативной компетентности студентов вуза.
Так, итог теоретического анализа и проведённой исследовательской работы определили перспективы позитивных перемен в повышении уровня коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза посредством реализации коммуникативно-ориентированной учебной практики.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2017 - Развитие коммуникативных умений младших подростков средствами русского музыкального фольклора на факультативных занятиях по музыке в СОШ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - Формирование коммуникативной компетенции у студентов-психологов младших курсов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 14900 р. Год сдачи: 2013 - РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Психологическая коррекция саморегуляции студентов с низким уровнем коммуникативной компетентности
Дипломные работы, ВКР, клиническая психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Развитие методической компетентности преподавателя среднего среднего профессионального учебного заведения в условиях последипломного образования
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ЖУРНАЛИСТИКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018





